Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:36, реферат

Краткое описание

С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все большее значение в новых политических условиях, когда Российской государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций, присущих государству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………3
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и признаки функций государства………………………………………….….4
1.2. Формы и методы осуществления функций государства………………………..5
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ………………………………………….………………..7
2.1. Политическая функция……………………………………………………………….…….………8
2.2. Экономическая функция…………………………………………………….……………..……..9
2.3. Социальная функция…………………………………….………………………………..………..10
2.4. Экологическая функция…………………………………………………………………..……….12
2.5. Защита прав и свобод граждан……………………………………………………..………..14
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ…………………………………………………….………….15
3.1. Функция обороны………………………………………………………………………….………….16
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями…………………………………………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….21
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………..……………….23

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

Эта функция  государства сильно изменилась в  ходе исторического существования  государства от полного невмешательства  в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и  регулирования всех вопросов экономической  жизни (тоталитарные государства социалистического  типа).

В современных  условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство  не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и  проводит экономическую политику, которая  строится на принципах свободного рынка  и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую  политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы  предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции  экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство  государства имеет определенные пределы:

-выработке экономической политики;

-управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.;

-установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.;

-регулированию внешнеэкономических отношений государства

В периоды  экономических кризисов, состояния  депрессии, на переходных этапах вмешательство  государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые  в настоящий момент реализуются  в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного  воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой  массив законодательных актов в  этой области и экономические  мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной  собственности, земельная реформа  и т.д. 

Политическая  и экономическая функции выступают  одновременно и как  внешние функции  государства. Так как «внешние функции  есть не что иное, как развитие и  продолжение внутренних функций».

2.3. Социальная  функция

Социальная  функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать  равные возможности для всех граждан  в его достижении.

Многие  государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они  считают своей важной задачей  заботу о всех тех гражданах, кто  в силу каких-либо причин не в состоянии  обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство  проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет  заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в  Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

В Российской Федерации финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной  систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

Поощряются  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность. Кроме этого в РФ принят ряд  важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных  категорий граждан, например: жертв политических репрессий, малообеспеченных граждан, ветеранов и др.

Таким образом, государство принимает различные  меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место  принадлежит проведению государственной  политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В  указанных сферах социальная функция  осуществляется в форме государственной  поддержки (финансовой,  материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что  касается управления и организации  их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство  государства здесь недопустимо.

Общество  в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин  имел образование, соответствующее  принятому стандарту. Без образования  в настоящее время немыслимо  активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу  творческой деятельности. Не может  быть сильного, процветающего государства  без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть  воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации  обязан знать законы своего государства  и строго соблюдать их.

Основы  государственной политики в области  образования закреплены, в частности  в Законе РФ “Об образовании”, в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, в области культуры - в Основах законодательства Российской Федерации о культуре и др.

2.4. Экологическая функция

Непосредственно примыкает к социальной экологическая  функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана  природы, окружающей среды - насущная необходимость  современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем  невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации  усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную  эпоху проблемы охраны и рационального  использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов  и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и  сельское хозяйство. Охрана природы  выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных  задач.

Деятельность  по охране природы в рамках своей  компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его  органов.

Так, в  статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории”.

Многие  нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся  в основах  земельного законодательства, основах  законодательства о недрах, а также  в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат  следующие принципы:

-     природные богатства подлежат  охране со стороны государства  независимо от того, вовлечены  ли они в хозяйственный оборот  или нет;

-     использование природных богатств  должно быть рациональным, соответствовать  развитию государства;

-     неукоснительное соблюдение природоохранительных  законодательств и строгая ответственность  за его нарушение;

Так, в  Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены  различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.

Проведение  этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение  задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального  использования природных ресурсов.

Кроме этого, в России действует Закон “Об  охране окружающей среды”, которым определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

2.5. Защита прав и свобод граждан

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в  ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения  законности и правопорядка.

Это функция  государственной деятельности проявляется  в обеспечении государством общественного  и правового порядка, защите и  охране прав и интересов граждан  и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего  мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция  также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового  и неправового характера (нормами  морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный  порядок в более узком, специальном  смысле представляет собой систему  общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу  и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для  труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

Общественный  порядок охраняется государственными органами, общественными организациями  и гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного порядка принадлежит  органам внутренних дел, милиции.

За все  виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены различные  виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Охрана  прав и свобод граждан гарантируется  Конституцией Российской Федерации  и другими нормативно-правовыми  актами.

Так, в  частности, в статье 17 Конституции  Российской Федерации  пункт 1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общеуказанным  принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей  Конституцией.” Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции  Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими лицами. Право частной  собственности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную  собственность граждан, их имущество, а также и на государственное  имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

 

3. ОСНОВНЫЕ  ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

Внешние функции - это основные направления  деятельности го сударства, проявляющиеся  преимущественно вне государства  и общества, во взаимоотношениях с  другими организациями или государствами.

В отличие  от внутренних функций, перечень внешних  функций сильно отличается по своему составу.

В классификации  В.В. Лазарева к внешним функциям относятся:

-     поддержание мира и мирного  сосуществования;

-     обеспечение делового партнерства  и сотрудничества;

-     защита государственного суверенитета  от внешних посягательств.

По классификации  Л.А. Морозовой это:

-     интеграция в мировую экономику;

-     внешнеэкономическое партнерство  и государственная поддержка  иностранных инвестиций;

-     оборона страны;

-     поддержка мирового правопорядка;

-     сотрудничество с другими государствами  в решении глобальных проблем  современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и  др.)

Информация о работе Функции государства