Функции Президента РФ как главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Автосохраненный) (2).docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

      Вместе  с тем никоим образом не должно ущемляться право парламента по принятию соответствующего закона, который наиболее детально и четко регламентирует соответствующие отношения. Президент  своим актом, согласованным с  парламентом, определяет лишь основу тех  или иных действий по защите, ее главную (основную) идею, которая в дальнейшем будет выражена законодательно.

      В целях защиты прав и свобод личности Президент РФ может издавать указы, расширяющие набор прав человека, не урегулированные законом, но не вправе их ограничивать. Таким образом, федеральный  закон становится обязательным инструментом для реализации Президентом своих  конституционных обязанностей и  издания подзаконных правовых установлений. Некоторые ограничения прав и  свобод человека и гражданина возможны в силу статьи 55 Конституции РФ только на основании федерального закона, и установление их указами Президента РФ противоречило бы конституционным  нормам.

      Особое  значение имеют послания Президента Российской Федерации. Они не являются обязательными нормативными актами, но служат ориентиром в законодательной  деятельности Федерального Собрания по защите прав и свобод личности. Анализ посланий Президента России позволяет  сделать вывод, что на протяжении ряда лет глава государства ориентирует  все государственные органы на эффективную  работу в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан. Например, в Послании Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. «Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях в политике Российской Федерации)» [11] и Послании Президента от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох» [10] глава государства определил основные направления законотворческой деятельности в области защиты прав и свобод отдельных категорий граждан, которые нуждаются сегодня в особой защите государства (дети, военнослужащие, малоимущие, пенсионеры). При этом подчеркивалось, что необходимо задействовать все государственные механизмы для защиты и использовать весь потенциал Конституции (особенно конституционные принципы) для эффективной защиты прав и свобод личности. «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение», опираясь на сильную государственную власть.

      Президент Российской Федерации имеет в  своем распоряжении организованный аппарат, который выполняет его  отдельные функции по защите прав и свобод человека и гражданина. В нем следует выделить основные, на наш взгляд, правозащитные органы: Комиссию по правам человека при Президенте РФ, Управление Президента по работе с  обращениями граждан и Контрольное  управление.

      Указ  Президента РФ от 18.10.1996 N 1457 "Об утверждении  Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 06.11.2004 N 1417 "О  Совете при Президенте Российской Федерации  по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека". Важное место в системе органов при  Президенте РФ, осуществляющих защиту прав и свобод, занимает Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации образована в  соответствии с Указом от 26 сентября 1993 года «О Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» [6] с целью усиления гарантий гражданских и политических прав граждан. Указом Президента РФ от 18 октября 1996 года N 1457 «Об утверждении положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» [7] утверждено положение о ней. Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте России. Она содействует реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод и обладает широкими полномочиями в области защиты прав личности. В частности, она изучает и анализирует информацию по вопросам обеспечения и защиты прав граждан; составляет ежегодные и специальные доклады, вносит предложения по совершенствованию механизма защиты прав и свобод; рассматривает обращения граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства; проводит экспертизу законопроектов; проверяет по поручению Президента информацию о нарушениях прав и свобод, анализирует действующее законодательство и дает рекомендации по вопросам защиты прав и свобод и т.д.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  в статусе главы государства  как гаранта Конституции, прав и  свобод личности нет неопределенности, поскольку его реализация подкрепляется  конкретными полномочиями. Следить  за соблюдением Конституции и  прав и свобод личности - это типичная функция главы государства. Она  касается и контроля Президента за осуществлением конституционных положений  в деятельности государственных  органов путем непосредственного  обращения к нарушителям, а также  обращений в Конституционный  Суд, приостановления актов исполнительной власти субъектов Федерации, применения мер воздействия к должностным  лицам, нарушающим Конституцию. Только комплексное использование всех средств, предоставленных главе  российского государства, позволит переломить негативную ситуацию, связанную  с действенностью и эффективностью государственной защиты прав граждан  в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Подводя итог к курсовой, можно сделать  вывод по поводу этой темы, которая описана выше, а именно «функции Президента Российской Федерации как главы государства».

     Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Президент должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними. Этот простой вывод можно сделать, почитав Конституцию Российской Федерации, которая исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

     Президент Российской Федерации занимает в  системе федеральных государственных  органов особое положение. Конституция  возлагает на него задачу обеспечения  единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными  и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции РФ. Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных связях.

     Важнейшие функции Президента связаны с  исполнительной властью. Так, Президент  оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п.

     По  совокупности и значимости функций  и полномочий, закрепленных за Президентом  Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов  Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции  являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность  деятельности основных государственных  органов Российской Федерации, поскольку  полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции  Российской Федерации, защиту прав и  свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

Нормативные правовые акты:

  1. «Конституция Российской Федерации» принятая всенародным голосованием 12. 12. 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2009 N 6-ФКЗ и от 30.12.200 N 7-ФКЗ// Российская газета, 2009г.,31 декабря.
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 января 2003 г. - №2 - Ст. 171.
  3. Федеральный закон от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» //Собрание законодательства Российской Федерации-2августа, 2000г.
  4. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 01. 01. 2003 г.// Собрание Законодательства Российской Федерации, 2000г.- №1.
  5. Закон "О безопасности" от 5 марта 1992 года N 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008г.
  6. Указ Президента от 26 сентября 1993 года «О Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» // САПП, 1993г. N40.
  7. Указ Президента РФ от 18 октября 1996 года N 1457 «Об утверждении положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» // Российская газета, 1996г., 24 октября.
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. №11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года №1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом» // Собрание законодательства Российской Федерации - 6 мая 1996 г. - №19 - Ст. 2320
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. №10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года №2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года №1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года №1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 14 августа 1995 г. - №33 - Ст. 3424.
  10. Послание Президента от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох»// Российская газета, 1999г., 31марта.
  11. Послание Федерального Собрания от 17 февраля 1998 г. «Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях в политике Российской Федерации)» // Российская газета, 1998г., 24 февраля.

Научная литература:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2006.
  2. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. – М., 1997. С. 257.
  3. Государственное право Российской Федерации. /Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2007. С. 357.
  4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России., 2000.
  5. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // «Журнал российского права» - №2 – 2001.
  6. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996.
  7. Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В кн.:  Конституционное законодательство России. /Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 2006.
  8. Правовой статус Президента Российской Федерации. /Под ред. Д. А. Дмитриева. - М., 2004.
  9. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - Новая Правовая культура, 2004 г.

Информация о работе Функции Президента РФ как главы государства