Функции Президента РФ как главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Автосохраненный) (2).docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

3) В  соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами  Президент РФ определяет основные  направления внутренней и внешней политики государства.[1] Взаимоотношения Президента и Парламента в данном процессе - самый болезненный нерв формирования государственной политики.

      Практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т.д. в большей мере под силу Президенту. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

     Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом "О безопасности" от 5 марта 1992 года.[5] Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно

     Президент РФ напрямую руководит перечисленными в законе силами безопасности: Вооруженными силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, внутренними  войсками и т.д. В целях консолидации усилий федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов РФ по обеспечению  национальных интересов и безопасности РФ Президентом РФ (Указ от 17 декабря 1997 года) утверждена Концепция национальной безопасности РФ. В этом документе  сформулированы требования международной  и национальной безопасности страны, угрозы этой безопасности и направления  деятельности государства по обеспечению  национальной безопасности.

4) Президент  РФ представляет РФ внутри  страны и в международных отношениях.[1] Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ, и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства.

  1. Особенности реализации функции гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина
 

      Особое  место Президента как главы государства  подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).

      Каждый  из органов (институтов) государственной  власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

     Для Президента обеспечение выполнения Конституции как направление деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение Президента как гаранта Конституции — принимать все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения конституционного строя, незамедлительного устранения нарушений Конституции.

      Активное  использование Президентом своих  полномочий и дозволенных законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом направлении является главной гарантией действия Конституции.

      Л. А. Окуньков в своей монографии совершенно справедливо замечает, что в Конституции (ни буквально, ни по смыслу) не говорится о верховном контроле Президента. Более того, как показывает отечественная и зарубежная практика, на федеральном уровне факты вторжения в компетенцию государственных органов более типичны для Президента, чем для Правительства и парламента. [18]

      Будучи  главой государства, Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Именно в этом качестве Президент обеспечивает устойчивость и преемственность механизма государственной власти, координацию и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент «призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти».[12]

      Как глава государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, имеющее значение не только для исполнительной власти, но и для органов, представляющих другие ветви власти.

      Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.

      Президент не только вправе, но просто обязан принять  меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время.

      Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента».[12]

      «Среди  многочисленных указов и распоряжений Президента, принятых в последние годы, — пишет Л.А. Окуньков, — крайне мало решений, которые содержат предписания в адрес конкретных органов власти, нарушивших Конституцию России, и в которых содержится принципиальная оценка допущенных нарушений. Будучи гарантом Конституции Российской Федерации, Президент должен принимать все необходимые меры по ее соблюдению и обеспечению верховенства (высшей юридической силы) на территории России. Однако в течение более двух лет со времени вступления в силу Конституции действенных мер по приведению в соответствие с ней конституций и уставов субъектов Федерации не принималось.[16]

      Заключение  договоров о разграничении полномочий между Российской Федерацией и республиками, входящими в ее состав, не решало проблемы, так как после подписания договоров большинство республик не привели в соответствие с федеральной Конституцией некоторые положения своих конституций.  Со стороны Президента не было ни одного запроса в  Конституционный  Суд о соответствии Конституции Российской Федерации отдельных положений упомянутых актов ряда республик и некоторых других субъектов Федерации, хотя о них хорошо известно властным структурам и широкой юридической общественности.

      Лишь 5 октября 1995 г. был издан Указ по вопросу обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей и других субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Признавая недопустимым нарушение Конституции и федеральных законов органами государственной власти субъектов Федерации при разработке и принятии ими нормативных правовых актов, Президент предложил этим органам устранить имеющиеся противоречия с положениями Конституции и федеральными законами. Можно предположить, что при невыполнении этого предписания упомянутыми органами Президент обратится в Конституционный Суд с конкретными запросами по поводу тех положений конституций, законов и иных актов, которые до сих пор не приведены в соответствие с федеральной Конституцией. Пока таких обращений Президента в Конституционный Суд не было.

      Нельзя  не обратить внимания на запоздалость предписаний этого Указа о неукоснительном соблюдении положений Конституции при подготовке и принятии основополагающих правовых актов субъектов Федерации. Как известно, большинство конституций и уставов в регионах уже приняты. Особенно актуален и безотлагателен пересмотр тех из них, где имеются положения, не согласующиеся с основами конституционного строя Российской Федерации, ее государственной целостностью, единством системы государственной власти, равноправием граждан и

другими конституционными принципами».[17]

      Еще одно замечание по этому поводу. И после 1996 г. вплоть до ухода в отставку Б.Н. Ельцина положение в стране, к сожалению, в лучшую сторону не изменялось. По-прежнему многие конституционные нормы нарушались, в том числе и самим Президентом, по-прежнему не принимались меры к тем, кто игнорировал Основной закон России — Конституцию РФ. И только после избрания Президентом РФ В.В. Путина положение начало меняться. Страна почувствовала, что у Конституции действительно есть гарант.

      Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила  положение, согласно которому Президент  является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет нам  сделать вывод, что он обязан гарантировать  права и свободы каждому и  защищать их всеми доступными ему  средствами. Можно согласиться с утверждением Л.Д. Воеводина, что в демократическом и правовом государстве гарантом в истинном смысле слова является "суверен" - народ, а не какое-либо должностное лицо, как бы высоко оно ни было поставлено на лестнице государственной иерархии.[13] Именно народ возлагает на Президента государства обязанности по защите прав и свобод, предоставляя ему широкие полномочия в данной области.

      Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области  охраны и защиты прав личности. Думается, что такие полномочия вполне оправданы, т.к. Президент страны призван руководить верхними эшелонами власти. В этой области, на наш взгляд, он обоснованно  имеет приоритетные возможности. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он "...обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" по защите прав и свобод. 
Содержание правозащитной функции российского Президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность: "...Клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации". Иными словами, Президент обязуется постоянно следить за положением дел в стране с правами и свободами и своевременно реагировать на их нарушения. Для этой цели он наделен разнообразными полномочиями, позволяющими ему выполнять свою правозащитную функцию.

      Глава российского государства выступает  с законодательной инициативой  по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Надо иметь в  виду, что в соответствии с мировым  опытом ни в президентской, ни в полупрезидентской республике президент не обладает таким правом. Вопрос о наличии или отсутствии у президента права внесения законопроектов должен рассматриваться исходя из конкретной политической ситуации и системы взаимоотношений между ветвями власти.

      Сегодня в России есть необходимость, чтобы  Президент Российской Федерации, осуществляя  свою функцию по охране прав и свобод личности, активно выступал с законодательной  инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности российского  государства. 
Практика свидетельствует о том, что Президент РФ своевременно использует предоставленное ему право - выступать инициатором законопроектов.[17]

      Например, в 2004 году Президентом был внесен ряд важнейших актов, направленных на реформирование структуры государственной  власти и укрепление государственной  защиты прав граждан. Кроме того, осуществляя  правотворческую деятельность, он издает указы, направленные как на защиту прав и свобод всего населения, так  и отдельных социальных групп, включая  пенсионеров, военнослужащих, студентов  и других категорий, особо нуждающихся  в защите со стороны государства. Частью указов Президента РФ оформляются  решения нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному  кругу лиц, органов государственной  власти и управления.[19]

      В целом на защиту прав и свобод всех граждан направлено большинство  указов Президента РФ. Однако следует  признать, что указов Президента России, направленных на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, не так много. Это позволяет нам  сделать вывод, что российский Президент  не в полной мере реализует свои полномочия как гаранта прав и  свобод человека и гражданина. Несмотря на конституционное ограничение  полномочий главы государства на вмешательство в сферу законодательного регулирования общественных отношений, представляется целесообразным, используя  согласительные процедуры с парламентариями, осуществлять оперативное и своевременное  правовое регулирование всех вопросов, касающихся прав граждан. Это позволит: 1) понять степень владения Президентом  реальной информацией о положении  дел в стране с правами граждан; 2) использовать адекватные меры, исключающие  дальнейшие нарушения; 3) повысить авторитет  Президента как гаранта прав граждан.

Информация о работе Функции Президента РФ как главы государства