Формы правления государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:27, реферат

Краткое описание

В настоящее время под формой государства понимают организацию власти и ее устройство. Т. е. Устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти. Т. о., форма государства синтезируется из 3-х основных элементов: формы (государственного) правления, формы устройства, формы режима.

Содержание

Введение.
1. Формы правления рабовладельческого государства.
2. Формы правления феодального государства.
3. Формы правления капиталистического государства.
4. Классификация государств по форме правления.
5. Классификация по государственно-территориальному признаку.
6. Федерация и конфедерация.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология реферат.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Дуалистическая  монархия. 

     Власть  практически разделена между  правительством и парламентом. Наследственный монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии. Это свидетельствует о слабости буржуазии, о ее вынужденном делении государственной власти с феодалами. Эта форма правления существовала в кайзеровской Германии(1871 - 1918), в Эфиопии, Иране и др.  

Высшей формой правления  буржуазного государства считается: 

Республика. 

Она делится на парламентарную и президентскую республику. 

Парламентарная  республика. 

     Отличительными  чертами является: верховенство парламента; ответственность правительства  за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентерской основе из числа лидеров политической партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, или специальной коллегией, образуемой парламентом. Здесь глава государства не играет существенной роли. Правительство формируется и возглавляется премьер - министром. (Австрия, ФРГ, Италия, Швейцарии). 
 

Президентская республика. 

Характеризуется сосредоточением  сильной исполнительной власти в  руках президента, а законодательной - в руках парламента (США, Франция).Общая теория государства и права 

 

4. Классификация государств  по форме правления. 

     В последние  годы в отечественной литературе предложена новая классификация  по форме правления государства, опирающаяся на признаки собственно формы.  

     Выделяются 3 главные формы правления: монархическая (единовластная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (много властная). 

Монократическая форма. 

     Главным является принцип единовластия. Полнота  государственной власти может находиться в руках одного лица (абсолютная монархия в стране Осман, фюрера в фашистской Германии, “пожизненного президента” Иди Амина (в прошлом) в Уганде), принадлежит коллегии ( военно - революционному совету, после очередного переворота в Конго, совету семи эмиров в ОАЭ) или конституционной может быть провозглашено, что вся власть принадлежит совета (на доле - партийно - государственной номенклатуре в СССР). 

     При данной форме разделения властей  отвергается, в государственном  управлении существует «сверхцентрализация», местное самоуправление не признается законом или фактически отсутствует, в государственном режиме доминируют методы принуждения, права человека не признаются или нарушаются в массовом порядке. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда - с закреплением государственной религии. 

     Как видно из примеров, монократическая  форма правления может существовать в странах, различных регионах, значительно  отличающихся по уровню экономического и культурного развития. Такая форма может иметь следующие разновидности: 

теократическая (Саудовская Аравия); 

экстремистская (фашистская и др.); 

милитаристская (правление  военного центра); 

монократическая в  условиях тоталитарного социализма. 

Поликратическая форма. 

     Является  полной противоположностью монократической. Здесь существует разделение властей, действует местное самоуправление. В государственном режиме преобладают  демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, партиципацией участием граждан в управлении государством, поисками консенсуса и кампромисов, гарантиями прав граждан. Эта форма так же может существовать в странах различного уровня развития (Индия, США). Поэтому она имеет свои разновидности: традиционную и постсоциалистическую, которые находятся только в стадии становления. 
 
 
 

Сегментарная  форма. 

     Это промежуточная форма (др. - греч. сегмент - отрезок целого). Она предполагает известное разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и  противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти. Роль судов традиционна, слаба, а парламент принижен. Прав человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами, а в государственном режиме преобладают авторитарные методы управления. Число политических партий ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства. Эта форма так же имеет свои разновидности. Так, сегментарная форма правления в Венесуэле и Египте или Марокко и Иордании существенно различаются. В некоторых странах эта форма сравнительно либеральная, в других - более авторитарная.  
 

 

5. По государственно-территориальному  признаку 

     Территориальная организация государства характеризует  соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Две основные формы территориального устройства государства: унитарная и федеративная. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя Испания - многонациональна. 

     Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированны на выполнение решений центра. В децентрализованных - крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка etc. В отличие от субъектов федерации их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограниченны, что ставит их в сильную финансовую зависимость перед центром. 

 

6. Федерация и конфедерация 

     Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что  источниками власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней  как крупные территориальные  образования (штаты, земли, кантоны etc), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном государстве существует лишь один субъект суверенитета - народ. Федерация - устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство. 

     По  своему замыслу федеративный принцип  государственного устройства призван  обеспечить свободное объединение  и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, региональными, лингвистическими etc особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и др. интересов меньшинств для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть к управлению гражданами. 

     Федерация строится на основе распределения функций  между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов государства, другая - субъектов федерации, третья - совместной (конкурирующей) компетенцией союза и его членов, четвертая, остаточная, не зафиксированная в конституции компетенции, - в различных странах по разному делится между центром и субъектами федерации. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также, обычно, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель etc. 

     Члены федерации - соучастники общего суверенитета фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве  союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков etc. 

     Конфедерация - постоянный союз самостоятельных  государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решения лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего области обороны, внешней политики, транспорта и связи. 

     Эта форма государственного объединения  достаточно непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.  

     Формы территориального устройства и формы  правления характеризуют строение законодательной и исполнительной ветвей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя. Подчинение законодателей и правительства решениям суда основывается на принципе верховенства права, получившем свое обоснование и воплощение в теории и практике правого государства. 

 

Заключение. 

     И в  результате всего выше изложенного, можно сделать вывод, что в истории существовало, а некоторые и существуют и по сей день, 3 типа государства, которые существенно различались между собой формами правления. Условно все формы правления можно поделить на 2 вида: монархию и республиканскую форму. Однако в разные периоды исторического времени каждая из этих форм имела свою специфику.  

     И в  заключении хотелось бы сказать, что, несмотря на множество форм монархического и  республиканского правления, в основе все же остаются их характерные черты и особенности, т.е. коренным образом в результате преобразований эти формы не меняются. 

 

Список используемой литературы. 

1.Античная демократия  в свидетельствах современников.  М., 1996. - 389 с. 

2.История государства  и права зарубежных стран. / Отв. ред. Жидков О. А., Крашенникова М. А. - М., 1996. - 450 с. 

3.Общая теория права  и государства: Учебник \ Под.  ред. Лазарева В. В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРИСТЪ. - 2001. - 517с. 

4.Общая теория государства  и права: Академическииий курс. / Отв. ред. Марченко М. Н. - 1том. - М.: ЗЕРЦАЛО. - 1998. - 4008 с. 

5.Теория государства  и права: Учебник / Под. ред.  Рассолова М. М., Лучина В. О., Эбзеева Б. С. - М.: Закон и право. - 2001. - 540 с.


Информация о работе Формы правления государства