Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:08, реферат

Краткое описание

История становления и развития каждого государства связана с поисками оптимальной модели организации государственной власти и, как следствие, формы правления. Как отмечал в свое время по этому поводу И.А. Ильин, «каждому народу на каждом этапе своего развития должна быть свойственна своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным»

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Классификация форм государственного правления . . . . . . . . . . . . . . .4
§1. Монархия как форма правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. Республика как форма правления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Глава 2. Форма правления Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 1.Роль президента Российской Федерации в государстве. . . . . . . . . . . . . . .28
§ 2. Мнения о форме правления Российского государства. . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.49 Кб (Скачать файл)

        Так же, в соответствии со ст. 117 ч.5 К РФ, отправить в отставку и потребовать сложить свои полномочия Правительства РФ может Президент РФ. Перечисленные мною нормы наталкивают на мысль, что фактически Президент РФ является главой Правительства РФ, но это в Конституции прямо не закреплено.

        Возвращаясь к своему поставленному первому вопросу в данном параграфе, хотелось бы сказать, что в связи с напряженной ситуацией в России в 1993 году авторы новой Конституции просто умышленно прямо не назвали вид республики, но ввели некоторые нормы, которые позволяют сделать определенные выводы по поводу формы правления.  Ведь Конституция принималась референдумом, и не каждый бы обратил на эти нормы внимания, а за прямо написанную фразу точно бы «зацепились взглядом».

      Напоследок  я оставила ст. 117 ч.3 Конституции  РФ. Она содержит норму о праве  Государственной Думы выразить  недоверие Правительству РФ. Казалось  бы, вот эта норма, которая наделяет  парламент определенными властными  полномочиями в отношении Правительства  РФ. 

        Но, в случае, если Президент РФ, будет не согласен с Государственной Думой и Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ может объявить об отставке Правительства РФ, а может и Государственную Думу распустить.

        Т.е. эта норма опять же оставляет право выбора за Президентом РФ. Все же, хочу признать, что Правительство РФ должно отчитываться за год перед Государственной Думой.  Но Правительство РФ не зависит от нижней палаты, и, несмотря на то, как отреагирует, Государственная Дума на проделанную работу Правительства РФ его судьбу будет решать Президент РФ.

        Можно сделать определенный вывод из ежегодного  отчета Правительства РФ перед Государственной Думой в марте 2014 года. Где Премьер-министр не ответил на многие важные вопросы депутатов. 

___________

Конституция Российской Федерации от 12.12.93.

§ 2. Мнения о форме правления Российского государства.

        Российская политическая система с учетом полномочий президента значительно отличается от западноевропейских парламентских форм правления.

        Немецкий политолог Э. Шнайдер считает, что России, скорее, соответствует модель президентской системы. Единственное обстоятельство, указывающее на парламентский характер российской формы правления, по его мнению, заключается в том, что Государственная Дума может добиться роспуска неугодного ей правительства. Правда, она лимитирована определенным сроком. Именно это обстоятельство позволяет некоторым исследователям (В. Стеффани) обозначить политическую систему России как «парламентскую форму правления с доминированием президента».

        Немецкий ученый сравнивает форму правления в России с французской и американской моделями и делает вывод, что она не является копией французской, однако ориентируется, скорее, на эту модель, чем на американскую. Правда, в отдельных пунктах она отклоняется от французской и приближается к американской.

        Это касается срока полномочий президента, возможности импичмента, президентского вето, права на законодательные инициативы, ежегодных посланий «О положении в стране».

        Французский специалист по государственному праву Желар определил в основе нетипичной российской конституции доли западных образцов следующим образом: «влияние французской конституции - на 50%, американской - на 30, а российского имперского наследия - на 20%».

        Российская форма правления отличается от французской в следующих пунктах (Р.Фуртак):

- Запрет на совмещение должности в правительстве с депутатским мандатом;

- Неограниченное право Президента издавать указы;

- Отсутствие у члена правительства, ответственного перед парламентом, права на визирование официальных актов Президента;

- Прямое подчинение Президенту ключевых ведомств;

- Баланс сил: вето обеих палат парламента лишь в том случае вынуждает Президента подписать неодобряемый им закон, если он сам не проявляет законодательной активности.

        Российский политолог В.Никонов считает, что «мы имеем дело со  смешанной президентско-парламентской моделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера, зависимого от парламента».

        Такую же точку зрения высказывает О. Зазнаев, который аргументирует свой выбор тем, что для этой модели характерны всенародные выборы президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров. В России президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а членов кабинета – по предложению председателя правительства. Т.е. отличительной чертой российской формы правления, по мнению исследователя,  является двойная ответственность правительства: перед президентом и перед нижней палатой парламента, что не позволяет считать ее чисто президентской.

        Другие исследователи (С.А.Грановский) считают, что в России парламентско-президентская форма правления, обосновывая свой выбор тем, что президент, избираемый народом, имеет полномочия, позволяющие ему действовать независимо от правительства, а наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.

        А. Медушевский еще в 1998 году формулировал: «Современная форма правления рассматривается как президентская республика, полупрезидентская республика, суперпрезидентская республика….»

        Я считаю, что на самом деле, Россия – это президентская республика, и я попыталась отстоять свою точку зрения в первом параграфе данной главы.

        Те признаки, которые характеризуют президентскую республику можно спроецировать на Российскую Федерацию. Лишь отсутствие официального закрепления о том, что Президент является главой Правительства, и то, что Правительство подотчетно Государственной Думе, не дает нам полного права сказать, что Россия – президентская республика. Но ведь не всегда то, что написано на бумаге осуществляется в реальной жизни.

Заключение.

        Подводя итоги исследования можно отметить:

1. Под формой государства понимается  совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.  В науке различают  две основные формы государства – форму правления и  форму государственного (территориального устройства), которые весьма разнообразны.

2. Форма правления определяет, кто и каким образом осуществляет  государственную власть в образованном  государством обществе. Поэтому  именно она во многом влияет  на содержание и функции государства.

3. Форма правления это  индивидуальное явление для каждого  государства, так как она зависит  от его истории, от народа, проживающего  на территории страны и его  менталитета. Поэтому существует множество нюансов в каждой из форм правления и выбрать идеальную для всех государств, скорее всего, невозможно.

4.  Вопрос о том, какая  же форма правления в Российской  Федерации все же остается  открытым. Но проведя такое исследование, я для себя сделала вывод  и определилась, какому мнению ученых-правоведов я буду придерживаться.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

Литература:

1. А.А. Мишин Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для вузов. Издание -14-ое. 2009. Перераб. и доп.

2. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учебное пособие. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2007.

3. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие. – М.: Юрист, 2005.

4. Н.И.  Матузов, А.В. Малько  Теория государства и права, Москва, Юрист 2004.

5. А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына  по редак. Н.А. Михалева Конституционное  право России, Москва 2006.

6. Хропанюк В.Н., Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2010.

7. Сахаров Н.А. Институт  президентства в современном  мире. М., 1994.

8. Каинов В.И. Президентская  республика как форма правления: Дисс. … канд. Юр. Наук. Спб., 1995.

9. Окуньков Л.А. Президент  Российской Федерации: Конституция  и политическая практика. – М., 1996.

10. Тихомирова Л.А. Монархическая  государственность. М, 2002.

 

 


Информация о работе Формы правления