Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:08, реферат

Краткое описание

История становления и развития каждого государства связана с поисками оптимальной модели организации государственной власти и, как следствие, формы правления. Как отмечал в свое время по этому поводу И.А. Ильин, «каждому народу на каждом этапе своего развития должна быть свойственна своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным»

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Классификация форм государственного правления . . . . . . . . . . . . . . .4
§1. Монархия как форма правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. Республика как форма правления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Глава 2. Форма правления Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 1.Роль президента Российской Федерации в государстве. . . . . . . . . . . . . . .28
§ 2. Мнения о форме правления Российского государства. . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.49 Кб (Скачать файл)

Монархическая форма правления характеризуется основными признаками:

1) Власть передается по наследству;

2) Осуществляется бессрочно;

3) Не зависит от волеизъявления  населения.

Монархии подразделяются на:

1) абсолютные (неограниченные);

2) конституционные (ограниченные), а они в свою очередь на: дуалистические и парламентские.

Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

- Монарх выполняет функции  реального главы государства.

- Помимо монарха существуют  иные высшие органы государственной  власти (парламент и правительство)

- Некоторые члены парламента  назначаются монархом (в отличие  от парламентарной монархии, где  члены парламента избираются  народом).

- Члены правительства назначаются монархом и полностью подотчетны перед ним.

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:

- Помимо монарха существуют  иные высшие органы государственной  власти (парламент и правительство)

- Парламент избирается  народом

- Правительство формирует  партия, занявшая большинство мест в парламенте; правительство несет ответственность перед парламентом.

- Действует принцип разделения  властей.

- Властные функции монарха  ограничены и носят церемониальный  характер (представление государства  за рубежом, вручение медалей  и пр.)

 

 

____________

Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие. – М.: Юрист, 2005.

 

§ 2 Республика как форма правления.

       Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

        Республиканская форма правления была известна и античному, и средневековому государству, однако наибольшее свое развитие и распространение она получила в Новое время. В историческом плане демократическая республика является наиболее приемлемой

формой буржуазного государства, при которой полностью ликвидируются, какие бы то ни было  пережитки  феодальной  государственности.      

        Существует  два  основных  вида республиканской формы правления - президентская и парламентарная республика.

Президентская  республика  представляет  собой  форму  правления,  которая, прежде  всего,  характеризуется  соединением  в  руках  президента  полномочий  главы государства  и  главы  правительства. 

        Формальной  отличительной  особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится  строгое  разграничение  компетенции  между  высшими  органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

        Соответствующие высшие органы государства  не  только  структурно  обособлены,  но  и  обладают  значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.  Наряду с объединением полномочий главы  государства и главы  правительства в руках  президента  президентская  республика  отличается  следующими  характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод

формирования  правительства  и  отсутствие  института  парламентской  ответственности;  отсутствие у президента права роспуска парламента.    

        Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий в сфере исполнительной власти.  В  свою  очередь,  отсутствие  у  президента  права  роспуска  парламента  лишает правительство  возможности  применять  в  отношении  общенационального представительного  учреждения  угрозу  досрочных  выборов,  что  является  обычной практикой в парламентарных странах.

        Таким образом, в президентской республике при условии  соблюдения  конституционной  законности  правительство  более  стабильно,  а парламент  обладает  большими  реальными  полномочиями,  чем  в  тех  странах,  где формально провозглашена парламентарная система.

        Исторически  президентская  республика  впервые  была  введена  в  Соединенных Штатах  Америки  на  основе  Конституции 1787  г.  Система  высших  органов государственной  власти  США  строится  на  основе  принципа  сдержек  и  противовесов,  согласно  которому  Президент,  Конгресс  и  Верховный  суд  наделяются  такими полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга. 

        Президент  избирается  внепарламентским  путем  посредством  косвенных  выборов.  Досрочное  отстранение  Президента  от  должности  возможно  лишь  в  двух  случаях: признание его виновным в порядке импичмента или уход в отставку.

        Будучи главой исполнительной власти, он формирует Правительство- Кабинет - лишь при номинальном участии  Сената.  Никакой  ответственности  перед  Конгрессом  Кабинет  не  несет.  Он возглавляется Президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа.    

        Хотя  Президент  лишен  права  роспуска  Конгресса,  он  наделен  такими  полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность Конгресса. Из числа этих полномочий важнейшее - это право обращения к Конгрессу с посланиями.

        Кроме того, сам Президент является важнейшим нормоустанавливающим органом. Конгресс  является  носителем  законодательной власти,  но  его  деятельность поставлена  в  зависимость  от  Президента,  который  не  только  представляет  собой важнейший  источник  законодательной  инициативы,  но  и  определяет  судьбы  многих

законопроектов,  используя  право  вето,  для  преодоления  которого требуется квалифицированное большинство обеих палат Конгресса.

        В то же время Конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения Президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти.  Хотя  члены  Кабинета  и  главы  других  общенациональных  исполнительных

ведомств не являются членами Конгресса, они могут вызываться и подвергаться допросу в комитетах  Конгресса,  наделенных  значительными ревизионными,  контрольными  и расследовательскими полномочиями.

        Североамериканская  форма  правления  послужила  образцом  для  многих  стран  и наибольшее распространение получила в государствах Латинской Америки. Одним из типичных примеров президентских республик является Бразилия. 

        В  отдельных  странах  президентская  республика  при  сохранении  существенных признаков может подвергаться значительным изменениям.   

        Так, во многих президентских республиках (Мексика, Бразилия, Боливия, Гватемала, Гондурас, Колумбия, Венесуэла,  Доминиканская  Республика,  Панама  и  некоторые другие)  президент  избирается посредством прямых выборов. В ряде президентских республик сохранились либо были восстановлены некоторые черты парламентской формы правления.

        Президентская  республика  представляет  собой  весьма  гибкую  и  легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления (эта форма правления получила  достаточно  широкое  распространение  в  государствах,  освободившихся  от колониальной зависимости). Однако не следует абсолютизировать оценку тех либо иных политико-правовых  форм  без  учета  их  конкретного  политического  содержания. 

        При фактической  оценке  президентской  республики  следует  иметь  в  виду  особенности политического режима в этой стране.

        Парламентарная  республика  характеризуется  провозглашением  принципа верховенства  парламента,  перед  которым  правительство  несет  политическую ответственность  за  свою  деятельность. 

        Формальной  отличительной  особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

         В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем  из  числа  лидеров  партии,  располагающей  большинством  в  нижней  палате. Участие  главы государства - президента - в  формировании  правительства  носит  чисто  номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского  большинства. 

        В  парламентарной  республике  при  соблюдении  режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики. Глава  государства  в  парламентарной  республике,  как  правило,  избирается парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.

        Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и наложение вето, может быть осуществлено только с согласия правительства. 

        Исходящие  от  президента  нормативные  акты  приобретают  юридическую  силу  только после  контрассигнации  их  соответствующим  министром,  который  и  несет  за  них ответственность. В  некоторых  государствах,  являющихся  парламентарными  республиками (например, в Австрии, Исландии, Ирландии), президент избирается посредством прямых выборов, т.е. способом, характерным для президентской республики.

        Для  парламентарной  республики  в  значительно  большей  степени,  чем  для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти: провозглашается верховенство парламента, но фактически  он  работает  под  жестким  контролем  правительства;  устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие; президент  наделяется  обширными  полномочиями,  но  осуществляются  они  не  им,  а правительством.

        Парламентарная  республика -  менее  распространенная  форма  правления,  чем республика президентская. В настоящее время парламентарными республиками являются Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Ирландия, Исландия, Греция, Индия, Израиль, Ливан,  Турция и некоторые другие.

        Установление парламентарной республики в Италии было оформлено Конституцией 1947 г. (монархическая  форма  правления  была  отменена  в  результате  июньского референдума1946 г.). Президент Республики избирается на совместном заседании обеих палат Парламента с участием делегатов от областей.

        Президент как глава государства,  олицетворяющий  национальное  единство,  наделяется  Конституцией  достаточно широкими полномочиями, свойственными высшему должностному лицу парламентарной республики.

         В законодательной сфере Президент обладает правом созыва Парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска Парламента или одной из его палат. Конституция предоставляет  Президенту  право  вето.

        Все акты Президента нуждаются в контрасигнатуре министра, который несет за них ответственность. Конституция особо оговаривает (ст. 89), что все акты, имеющие силу закона, скрепляются также подписью Председателя Совета Министров. Конституция  предоставляет  Президенту  право  участия  в  формировании итальянского  Правительства. 

        Председатель  Совета  Министров,  а  по  его  предложению министры назначаются Президентом и до вступления в должность приносят ему присягу. Эта процедура не может быть истолкована буквально, т.к. любое решение Президента, касающееся  кандидатуры  премьер-министра,  детерминировано  партийным  составом Парламента,  не  говоря  уже  о  том,  что  при  назначении  министров  последнее  слово остается  за  главой  Правительства. 

        Итальянское Правительство  формируется парламентским путем. Особенностью Итальянской парламентарной Республики является то,  что  Правительство  несет  политическую  ответственность  за  свою  деятельность  не перед нижней палатой Парламента, как это обычно бывает, а перед обеими палатами.  Еще  больший  разрыв  между  юридическим  и  фактическим  положением  высших органов государственной власти наблюдается в Индии, где установление республиканской формы правления было оформлено Конституцией 1950 г. (с августа1947 г., т.е. с момента

завоевания  независимости,  и  вплоть  до  вступления  в силу  Конституции  Индия  была доминионом и, следовательно, имела монархическую форму правления).

        Главой  Индийской  парламентарной  Республики  является  Президент,  который избирается особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат центрального  Парламента  и  выборных  членов  Законодательных  собраний  штатов.  Избираемый парламентским путем Президент наделяется Конституцией весьма широкими

Информация о работе Формы правления