Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:08, реферат

Краткое описание

История становления и развития каждого государства связана с поисками оптимальной модели организации государственной власти и, как следствие, формы правления. Как отмечал в свое время по этому поводу И.А. Ильин, «каждому народу на каждом этапе своего развития должна быть свойственна своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным»

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Классификация форм государственного правления . . . . . . . . . . . . . . .4
§1. Монархия как форма правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. Республика как форма правления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Глава 2. Форма правления Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 1.Роль президента Российской Федерации в государстве. . . . . . . . . . . . . . .28
§ 2. Мнения о форме правления Российского государства. . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.49 Кб (Скачать файл)

полномочиями. Ему не только предоставляются традиционные права главы государства,  но он также является носителем исполнительной власти и формально рассматривается как составная  часть  Парламента.

        В  сфере  законодательной  Президенту  принадлежат следующие полномочия: он созывает Парламент на сессии, прерывает работу Парламента и  имеет  право  роспуска  нижней  палаты; он  имеет  право  обращаться  к  Парламенту с посланиями. Президенту предоставлено право назначать 12 членов в Совет штатов и двух англо-индийцев  в  Народную  палату.  Существенным  дополнением  к  обычным  правам главы парламентарной Республики является право Президента давать рекомендации по поводу  внесения  в  Парламент  некоторых  категорий  законопроектов  и  отсутствие института контрасигнатуры в отношении указного права Президента.

        Смешанные  формы  правления. 

        В  практике  государственного  строительства современных  стран  иногда  встречаются  такие формы  правления,  которые  не укладываются в принятую в науке конституционного права классификацию. Речь идет о смешанных формах правления, в которых сочетаются различные элементы, порой крайне противоречивые.

       Так, существуют формы правления, которые сочетают в себе элементы

монархии и республики.  Типичным  примером  подобного  политико-правового  гибрида  является  форма правления Малайзии. По действующей ныне Конституции Малайзия представляет собой редкую  разновидность  конституционной  монархии -  выборную (или  избирательную)  монархию.   

        Глава  Малайзийской  Федерации  является  монархом (официальное

наименование -  Янг  ди-Пертуан  Агонг),  но  он  получает  свою  власть  не  в  порядке престолонаследия,  а  избирается  сроком  на 5 лет (в порядке  очередности)  Советом правителей,  состоящим  из  правителей  входящих  в  Федерацию 9  монархических государств. 

        Глава  государства  получает  содержание  по цивильному листу, утверждаемому парламентом, а также имеет ряд других прерогатив и привилегий, принадлежащих обычно конституционному монарху. Янг ди-Пертуан Агонг обладает обычными полномочиями парламентарного монарха. Юридически он - глава исполнительной власти, но все исходящие от него акты нуждаются в контрасигнатуре соответствующего министра, который и несет за них ответственность.

        Монарху Малайзии принадлежит право созыва парламента, он может прервать сессию, распустить парламент,  но все это делается не в силу его дискреционных полномочий, а по совету Кабинета. В том же порядке он осуществляет право вето и обращается к парламенту с посланиями. Согласно букве Конституции Янг ди-Пертуан Агонг назначает премьер-министра, а по его совету - министров, но это чисто формальное положение, т.к. Правительство Федерации Малайзия несет коллективную ответственность за свою деятельность перед парламентом.

        Аналогичная  форма  правления  установлена  также  в  Объединенных  Арабских Эмиратах, но там высшим органом государственной власти является Совет правителей, в который входят эмиры 7 членов федерации.

        Существуют  и  такие  формы  правления,  которые  сочетают  в  себе  элементы парламентарной  и  президентской  республик.  Типичным  примером  смешанной республиканской формы правления является V Республика Франции.

        В настоящее время смешанными  полупрезидентскими  республиками обычно  называют  Финляндию  и Португалию. Функционирующие в основном как парламентарные республики, Исландия и Ирландия имеют отдельные элементы, характерные для президентской республики.

        Конституция  Франции 1958  г.,  сохранив  некоторые  внешние  атрибуты парламентаризма,  фактически  оформила  установление  режима  личной  власти.  Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал Президент. 

        В 1962 г.  Были введены прямые выборы Президента. Конституция V Республики  ограничила  применение  института  парламентской ответственности.  Правительство  формируется  Президентом  и  несет  ответственность только перед ним.

        Фактически Правительством  руководит  Президент,  а  не  премьер-министр.  Президент председательствует в Совете министров, а премьер-министр - в Совете кабинета, который лишь  готовит  решения  для  Совета  министров. 

        Особенности форм правления большей части развивающихся стран определяются целым рядом причин, главнейшей из которых является крайне отрицательное отношение к традиционным  парламентарным  институтам.  Наиболее  широкое  распространение получила  среди  этих  государств,  особенно  в  Тропической  Африке,  такая  форма правления, как президентская республика.

        В этих странах президент, совмещая в своих руках полномочия главы государства и главы правительства, имеет более широкие возможности воздействия на исполнительную и  судебную  власти.  Это  дало  основание  некоторым  ученым  называть  их "суперпрезидентские республики".

        Почти  во  всех  африканских  президентских  республиках  президент  избирается посредством  прямых  выборов.  Подобная  система  избрания  ставит  президента  в независимое  положение  по  отношению  к  парламенту.  В  подавляющем  большинстве африканских президентских республик президент является источником законодательной инициативы  и  обладает  правом  вето,  которое,  как  правило,  преодолевается

квалифицированным большинством голосов.

        В ряде стран президент пользуется правом роспуска  парламента,  что  совершенно  не  свойственно  традиционным  президентским республикам.

Президенты  африканских  республик  обладают  обширным  указным  правом (т.е. правом  издавать  указы,  ордонансы  и  т.д.);  в  некоторых  странах  президенты  могут законодательствовать непосредственно, минуя парламент.

        Итак, хотелось бы подвести итог вышесказанному и лаконично изложить информацию.

        Республиканская  форма правления подразделяется  на следующие виды:

1. Президентская Республика. Эта форма государственного правления  характеризуется такими признаками  как:

- Как правило, внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

-     Президент формирует правительство;

- Более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства;

-    Избранный глава государства, как правило, одновременно является главой правительства.

2.  Парламентская республика. Она характеризуется:

-   Правительство формируется законодательным органом;

-   Ответственность правительства перед законодательным органом;

-  Менее широкий круг полномочий у президента, в частности, изданные президентом нормативно-правовые акты должны проходить одобрение правительством или парламентом (Германия, Австрия, Италия) Обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.;

- Глава государства избирается парламентом либо или специально образуемой более широкой коллегией выборщиков включающий наряду членов парламента представителей региональных органов самоуправления;

- Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью;

3.  Смешанная республика. Обладает следующими признаками:

-   Президент избирается внепарламентским путем;

- Правительство формируется президентом из лидеров, победивших на выборах в парламент;

- Двойственная ответственность правительства: перед парламентом и президентом. Соответственно Правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка);

-  Президент имеет право роспуска парламента;

-   Существует пост премьер-министра;

Глава 2.  Форма правления Российской Федерации.

§ 1. Роль президента Российской Федерации в государстве.

        Конституцией от 12 декабря 1993 года, в соответствии со статьей 1 частью 1, закрепляется республиканская форма правления. На этом, разработчики Конституции, остановились и не определили, какая именно будет республика в нашем государстве.

        Так  как вид республики зависит от того, кто и как формирует Правительство государства, а так же от того насколько широки полномочия главы государства, то возникает вопрос: почему авторы Конституции не прописали в ст. 1. ч 1 вид республики?  Опущение такого уточнения является очередным неумышленным пробелом в Конституции 1993 года или же умышленной попыткой дать некоторую свободу в осуществлении управления страной?

        Для  того чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо внимательно изучить главу 4 Конституции, которая посвящена Президенту Российской Федерации и главу  6, закрепляющую основные положения о Правительстве Российской Федерации.

        Хотелось  бы начать с полного описания  поста Президента Российской  Федерации. Итак, в соответствии  со ст. 80 ч. 1 Конституции Российской Федерации (далее К РФ) Президент РФ является главой государства.  По моему мнению, полномочие, закрепленное в ч. 3 данной статьи является одним из самых важных.

        Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политике государства. Послание Президента РФ Федеральному Собранию осуществляется каждый год, где глава государства определяет дальнейшее направление государства во  внешней и внутренней политике. Цели, сформулированные главой государства, являются обязательными и координируют деятельность ветвей власти. В своем обращении Президент РФ просит или поручает что-либо Правительству РФ.

        Президент  РФ, представляет Российскую Федерации  внутри страны и в международных  отношениях ст. 80 ч. 4 К РФ.  Итак, ст. 83 К РФ закрепляет основные  полномочия Президента РФ, хотелось  бы выделить лишь некоторые, относящиеся  к теме моего исследования. Президент  РФ:

-    Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

- Имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства Российской Федерации;

-     Принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

-  По предложению Председателя  Правительства Российской Федерации  назначает на должность и освобождает  от должности   заместителей Председателя Правительства Российской Федерации;

Далее в соответствии со ст. 84 К РФ:

-   Распускает Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации;

-    Вносит законопроекты  в Государственную Думу.

        Итак, из всего вышеизложенного уже  можно сделать вывод, что республиканская  форма правления Российской Федерации  не является парламентской. Так как у главы нашего государства достаточно обширные полномочия, и он избирается всенародным голосованием, а не назначается Федеральным Собранием. Соответственно, выбор стоит между смешанной и президентской республикой.

        Теперь, мне бы хотелось перейти к главе 6 Конституции Российской Федерации и обратить внимание на  содержание ее некоторых статей.  Ст. 111, ее содержание рассказывает о назначении Председателя Правительства Российской Федерации. «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» ч. 1 данной статьи.

        Можно  было бы подумать, что раз Председатель  назначается и Президентом и  Парламентом (пусть и согласие  дает лишь одна нижняя палата), то этот факт прямо указывает  на один из признаков смешанной  республики.  Но ч. 4 этой же  статьи гласит  что «После трехкратного  отклонения представленных кандидатур  Председателя Правительства Российской  Федерации Государственной Думой  Президент Российской Федерации  назначает Председателя Правительства  Российской Федерации, распускает  Государственную Думу и назначает  новые выборы».

        Из содержания этой части можно сделать вывод, что Президент РФ, может назначить любого угодного ему человека на должность Председателя Правительства Российской Федерации.  И отрицание кандидатуры Государственной Думой может лишь  отложить время назначения Премьер-министра.

        По моему мнению, депутаты Государственной Думы не захотят терять должность и одобрят кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ. Тогда какую же роль играет палата парламента в формировании Правительства РФ? Так же часть 2 этой статьи говорит о том, что кандидатура на пост Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ. Ст. 116 «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия».  

        Можно ли из содержания этих  норм сделать вывод, что Правительство РФ привязано к конкретному Президенту РФ? Складывается впечатление, что этот орган существует как бы при Президенте РФ и, соответственно, функционирует в исполнении воли главы государства. 

Информация о работе Формы правления