Формы и методы государственного регулирования валютных отношений применяемых в различных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Международные валютно-кредитные отношения:
Международные валютно-кредитные отношения в системе международных экономических отношений…………………………………5
Валютный курс и валютный рынок как элементы международных валютно-кредитных отношений….………………………………………………...7
Методы регулирования валютных отношений в различных валютных системах:
1.3.1.Мировые валютные системы…………………………………………………11
1.3.2. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений применяемых в различных странах…………………...........14
Глава 2. Государственное регулирование валютных отношений :
Необходимость и цели государственного регулирования валютного курса…………………………………………………………………………….20
Меры государственного регулирования в современных условиях…………………………………………………………………………………………24
Государственное регулирование валютных отношений в различных странах:
Государственное регулирование валютного рынка России………………………………………………………………………………………….30
Государственное регулирование валютного рынка США и Японии…………………………………………………………………………………………33
Государственное регулирование рынка Франции……………..36
Заключение……………………………………………………………………………………………………….44
Список литературы……………………………………………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая вал.рег 2.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Направления и формы валютной политики определяются экономическим и валютным положением стран, ведущими тенденциями эволюции мирового хозяйства, изменениями в стране сил на мировом рынке.

Валютный рынок состоит из двух ярусов. На первом ярусе проводятся операции в розницу, т. е. продажа и покупка иностранной валюты юридическими и физическими лицами. Если речь идет о населении, то для него развернута сеть обменных пунктов, которые могут создаваться только как микроотделения уполномоченного банка. Что касается юридических лиц, то для них в таких банках существуют специальные подразделения. Но отношения здесь фактически те же. Банк продает сам или покупает у них валюту. Как правило предприятия, обращаясь в банк, не интересуются, каким образом банк получает эту валюту.

Предприятие устанавливает какую – то привязку, например, просит продать

валюту по биржевому курсу, а банк, являясь посредником, находит продавца либо из своих клиентов, либо может обратиться к другому банку, у которого на этот момент есть избыток валютных средств, или приобрести их на межбанковском валютном рынке.

Второй ярус – это межбанковский рынок. Именно здесь и формируется курс

валюты. Здесь происходит вторжение, интервенция Центрального банка, т. е.

регулирование валютного рынка.

Межбанковские валютные биржи являются своеобразным дополнением к

межбанковскому рынку, они дают возможность сконцентрировать в одном месте спрос и предложение, более точно определить валютный курс. Проводя свои операции именно здесь, ЦБ имеет возможность воздействовать на весь рынок, вначале на межбанковский, а через него на рынок клиентуры – на первый ярус.

Изменение курса национальной валюты по-разному сказывается на различных субъектах рынка. Совершенно справедлива негативная реакция российских потребителей на удорожание импортных товаров, на которые в числе других причин влияет падение курса рубля. Эту ситуацию усугубляют инфляционные процессы, нехватка товаров национального производства. Но даже в условиях насыщения рынка в развитых странах понижение курса национальной валюты ведет к удорожанию импортных товаров, делает их менее доступными покупателю, сокращает возможность выбора и понижает, в конечном счете, уровень потребления населения. Соответственно, если ситуация складывается противоположным образом, т.е. курс национальной валюты повышается, потребителям это на пользу.

Неоднозначно складываются колебания курса на производителях. Негативные последствия повышения курса валюты испытывает на себе прежде всего отрасли, ориентированные на экспорт. Удорожание национальной валюты повышает цену на экспортируемый товар, как следствие, сокращаются объемы продаж, что нередко ведет к сокращению производства. Так, уже упомянутый рост курса йены для страны, чье экономическое процветание во многом определяется экспортными преимуществами, может иметь весьма тяжелые последствия.

Однако в ситуации с повышением курсов валют есть производители, которые

выигрывают от него. Это те, чье производство основано на импортном сырье,

материалах, оборудовании. Удешевление импортных показателей сокращает

производственные издержки, укрепляет позиции предприятия на рынке. Есть

отрасли, слабо реагирующие на колебание валютных курсов. Это те, чье производство замкнуто на внутренний рынок, не связано ни с экспортом, ни с

импортом.

Понято, что, к каким бы последствиям для различных субъектов рынка не

приводили колебания валютных курсов, наиболее оптимальной ситуацией, уже в силу своей предсказуемости был бы стабильный курс национальной валюты как важное условие успешной экономической деятельности.

Экспорт, подобно инвестициям и потреблению, дает импульс росту национального производства, дохода и занятости. Увеличение экспорта – это увеличение реально покупаемых товаров, произведенных национальной промышленностью, т. е. увеличение совокупного спроса. Соответственно увеличение импорта – это увеличение потребления товаров, произведенных за рубежом и уменьшение совокупного спроса на отечественные товары.

Отсюда можно сделать вывод о влиянии колебания курсов валют на совокупный спрос. Повышение курса валюты ухудшает ситуацию для экспортеров и улучшает для импортеров, т.е. оба фактора, с точки зрения совокупного спроса, действуют в одном направлении – в сторону его уменьшения. Понижение курса валюты, способствуя увеличению экспорта и импорта, может содействовать росту совокупного спроса, т. е. того объема национального производства, который может быть, приобретен при прочих равных условиях.

Что касается воздействия валютного курса на совокупное предложение, т. е.

того объема производства, который может быть произведен, то здесь ситуация складывается противоположным образом. Вспомним, что понижение курса валюты вызывает рост цен на импортные сырье, материалы, оборудование. Это вызывает рост издержек производства, а результатом может быть сокращение его объема.

Резкое падение валютного курса может привести экономику в состояние так

называемого «шока предложения», т. е. вести к сокращению реального объема производства при одновременном росте цен. В нормальной экономической ситуации негативное влияние понижения курса валюты на совокупное предложение нейтрализуется возрастанием чистого экспорта. Однако если в силу определенных причин роста экспорта не происходит, то влияние шока предложения на экономическую систему вследствие резкого падения валютного курса может быть значительным.

 

2.3. Государственное регулирование  валютных отношений в различных  странах

2.3.1.Государственное регулирование валютного рынка России.

Началом современного этапа развития валютного законодательства в РФ стало вступление в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года. В этом законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура и содержание.

Так же значительные изменения произошли с принятием ФЗ №173. В первой главе которого обозначены общие положения. В том числе принципы  валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и  внутренней валютной политики  Российской Федерации;

4) единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.

 А так же валютное  законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона №173 и принятых в соответствии с ним федеральных законов, международные договоры Российской Федерации. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

 Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют, подлежат официальному опубликованию.

 Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее - акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

В Раздел 2 говорится о валютном регулирование. Органы валютного регулирования. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.  Для реализации функций Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, без ограничений.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 ФЗ 173, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Глава 3 посвящена  Репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки.

В главе 4 говорится о  валютном контроле. Указаны права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц,  права и обязанности резидентов и нерезидентов, ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

 

2.3.2.Государственное регулирование валютного рынка США и Японии

Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в годы войны (в апреле 1943 г.), так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после первой мировой войны и в 30-х годах. На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система.

Для соблюдения пределов колебаний курсов валют центральные банки были обязаны проводить валютную интервенцию в долларах. Впервые в истории созданы международные валютно-кредитные организации МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов мировой валютной системы, обеспечивает валютное сотрудничество стран. Под давлением США в рамках Бреттонвудской системы утвердился долларовый стандарт — мировая валютная система, основанная на господстве доллара. Доллар единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов.

Тем самым США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего давнего конкурента — Великобританию. Фунт стерлингов, хотя за ним в силу исторической традиции также была закреплена роль резервной валюты, стал крайне нестабильным. США использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платежного баланса. Специфика долларового стандарта в рамках Бреттонвудской системы заключалась в сохранении связи доллара с золотом. США из двух путей стабилизации валютного курса — узкие пределы его колебаний или конверсия доллара в золото — предпочли второй.

Тем самым они возложили на своих партнеров заботу о поддержании фиксированных курсов их валют к доллару путем валютной интервенции. В итоге усилилось давление США на валютные рынки. Засилие США в Бреттонвудской системе было обусловлено новой расстановкой сил в мировом хозяйстве. США сосредоточили в 1949 г. 54,6% капиталистического промышленного производства, 33% экспорта, почти 75% золотых резервов.

Экономическое превосходство США и слабость их конкурентов обусловили господствующее положение доллара, который пользовался всеобщим спросом. Опорой долларовой гегемонии служил также «долларовый голод» — острая нехватка долларов, вызываемая дефицитом платежного баланса, особенно по расчетам с США, и недостатком золотовалютных резервов. Он отражал в концентрированном виде тяжелое валютно-экономическое положение стран Западной Европы и Японии, их зависимость от США, долларовую гегемонию.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования валютных отношений применяемых в различных странах