Формы и методы государственного регулирования валютных отношений применяемых в различных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Международные валютно-кредитные отношения:
Международные валютно-кредитные отношения в системе международных экономических отношений…………………………………5
Валютный курс и валютный рынок как элементы международных валютно-кредитных отношений….………………………………………………...7
Методы регулирования валютных отношений в различных валютных системах:
1.3.1.Мировые валютные системы…………………………………………………11
1.3.2. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений применяемых в различных странах…………………...........14
Глава 2. Государственное регулирование валютных отношений :
Необходимость и цели государственного регулирования валютного курса…………………………………………………………………………….20
Меры государственного регулирования в современных условиях…………………………………………………………………………………………24
Государственное регулирование валютных отношений в различных странах:
Государственное регулирование валютного рынка России………………………………………………………………………………………….30
Государственное регулирование валютного рынка США и Японии…………………………………………………………………………………………33
Государственное регулирование рынка Франции……………..36
Заключение……………………………………………………………………………………………………….44
Список литературы……………………………………………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая вал.рег 2.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.

Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.

Японская практика регулирования ВЭД опирается на широкую нормативно-правовую базу. Система мер законодательного и административно-правового регулирования представляет собой иерархическую пирамиду, которую венчает Закон о валютном обмене и внешней торговле, определяющий общую концепцию государственного регулирования и носящий рамочный характер.

Поскольку в этом законе содержится принцип свободной и многосторонней торговли, фигурирующий в основных международных договоренностях о либерализации и в кодексах МВФ, ОЭСР, ГАТТ/ВТО, его можно считать либеральным. Исходя из принципа свободы внешнеэкономических операций, при нормальных условиях он предусматривает лишь минимально необходимый государственный контроль. Введение системы лицензирования трансакций допускается лишь при чрезвычайных обстоятельствах (например, при резком ухудшении платежного баланса страны). Нося рамочный характер, закон делегирует полномочия детального регулирования ВЭД в тех или иных областях подзаконным актам. Такое “распределение обязанностей”, по мнению японцев, позволяет более полно учитывать и адекватно реагировать на изменения в международной экономической обстановке и новые моменты в развитии национального хозяйства.

“Второй этаж” законодательных актов составляют законы, регулирующие основные блоки ВЭД: экспортно-импортные операции; таможенно-тарифную сферу; обслуживание внешней торговли (законы об экспортной инспекции, страховании внешней торговли, чрезвычайных мерах по развитию импорта и расширению прямых иностранных инвестиций в Японии, банках, страховом бизнесе, ценных бумагах и биржах и пр.); стандарты и технические требования (Закон о промышленной стандартизации и др.); права интеллектуальной собственности (законы о патентах, авторских правах и т.д.).

В основании пирамиды лежат многочисленные нормативные акты, принятые в развитие и во исполнение упомянутых выше законов. К ним относятся в первую очередь постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и т.п.

 

2.3.3.Государственное регулирование валютного рынка Франции.

В отличие от других стран, в том числе и России, где данные о сделках, отвечающих определенным критериям, в обязательном порядке передаются в органы, призванные бороться с отмыванием капиталов, во Франции сегодня финансовые посредники сами решают, подозрительна сделка или нет. А вся система валютного регулирования во Франции прошла в своем развитии несколько этапов.

Этап первый – зарождение. Первый этап - зарождение системы государственного валютного регулирования. Необходимость регулирования валютных отношений возникла вследствие I Мировой войны, истощившей национальные экономики, ввергнув мировые державы в состояние разрухи. Системы денежного обращения этих стран, и без того находившиеся в состоянии перманентного кризиса, были нарушены. Поэтому Франция с августа 1914 г. ввела принудительный курс банкнот и отменила их размен на золото.

После Великой депрессии и последовавшей за ней девальвацией доллара и фунта стерлингов по отношению к франку было нарушено главное преимущество Франции - низкая стоимость национальной валюты. В 1935 г. из страны начался отток капитала. Возникла необходимость валютного регулирования. Последовали первые решения для предотвращения оттока капитала. В 1936 г. Банк Франции рекомендовал коммерческим банкам не производить:

  • продажу иностранной валюты резидентам без доказательств необходимости ее для коммерческих целей;
  • продажу иностранных банкнот физическим лицам, за исключением туристов;
  • предоставление кредитов во французских франках для спекуляций на валютной бирже;
  • спекулятивные операции с французским франком;

продажу золота для целей тезаврации.

Но данные меры оказывались неэффективными, так как носили половинчатый, рекомендательный характер. Правительство было вынужденно принять закон, запрещающий операции с золотом и его ввоз-вывоз без разрешения Банка Франции, и провести ряд девальваций в 1936-1938 гг. Эти действия и обязательство не восстанавливать валютный контроль дали возможность вернуть значительное количество «блуждающих капиталов».

Этап второй - жесткое регулирование

Второй этап (1945-1958 гг.) - жесткая система государственного валютного регулирования. После II Мировой войны в валютном регулировании Франции происходят качественные изменения. Оно приобретает постоянный характер, но реализуется преимущественно в форме валютных ограничений. Система валютных ограничений во Франции в этот период начинается с декрета от 15 июля 1947 г. и отдельных распоряжений, издаваемых Министерством финансов и экономики или входящим в это министерство Валютным бюро.

Указанный декрет предоставлял Валютному бюро право:

  • реквизировать иностранную валюту и золото;
  • предписывать французским физическим и юридическим лицам, а также проживающим во Франции иностранцам, передачу в распоряжение Валютного стабилизационного фонда принадлежащих им авуаров в иностранной валюте;
  • выдавать импортерам разрешения на покупку иностранной валюты, необходимой им для оплаты ввозимых товаров.

Этап третий - переход к либерализации

Третий этап (1958-1985 гг.) - переходный период от жесткой системы валютного регулирования и контроля к либерализации. Пришедший к власти генерал де Голль взял курс на сохранение и дальнейшее обеспечение стабильности французского франка. Закономерным итогом такой последовательной политики явилось введение с 1958 г. внешней обратимости национальной валюты по текущим операциям: франки на счетах нерезидентов свободно конвертировались в другие обратимые валюты, в том числе в доллары США.

Международное положение франка, активное сальдо платежного баланса, накопленные золотовалютные резервы (в 1958-1966 годах они выросли практически в 5.5 раза), рост производства - все это позволило де Голлю продолжить политику либерализации валютного регулирования.

28 декабря 1966 г. во Франции  был принят закон, призванный  либерализовать торговлю страны  с внешним миром. В статье 1 его финансовые отношения между Францией и заграницей объявлялись свободными. Новый закон носил в большей степени рекомендательный характер и не содержал норм прямого воздействия. Все ограничения вводились с помощью издаваемых правительством и центробанком Франции подзаконных актов, разъясняющих те или иные положения статей закона. Практически без изменений этот закон действует и сегодня. Курс на либерализацию валютного регулирования не изменился.

На фоне очевидных успехов совершенно неожиданным оказался разразившийся в 1968-1969 гг. второй валютный кризис во Франции. Непосредственным толчком к нему послужили события в мае-июне 1968 г. (студенческие волнения, всеобщая забастовка), а также спекуляция в пользу западногерманской марки в ожидании ее ревальвации. Однако эти факторы смогли вызвать валютный кризис только лишь вследствие действий структурного порядка.

Валютная либерализация позволила осуществить т.н. «игру на сроках». В обстановке растущего недоверия к французской валюте и ожидания ее девальвации экспортеры замедляли репатриацию своей валютной выручки из-за границы, а импортеры ускоряли платежи за границу.

Определенную роль сыграла и неустойчивость мировой валютной системы. Недоверие к резервным валютам вызвало дополнительный спрос на золото.

Валютный кризис еще раз показал, что политические факторы могут очень весомо влиять на экономическую стабильность в стране.

В 70-80-х годах страна окончательно перешла от сравнительно замкнутого к специализированному хозяйству в рамках мирового рынка, а внешняя торговля превратилась в решающий фактор экономического роста Франции. Благодаря этому появилась возможность упростить различные процедуры по экспортным операциям, увеличить часть валютной выручки, оставляемой в распоряжении экспортеров. Хотя во второй половине 80-х годов серьезную озабоченность французского руководства вызывали периодические перемещения валютных потоков - так называемых «горячих» денег.

Этап четвертый - либерализация

Четвертый этап (1985-1990 гг.) - либерализация в области государственного валютного регулирования. Франция предпочла поэтапную отмену валютного регулирования. Германия осуществила ее весьма решительно, сразу после окончания войны. Хотя Германии и отменять-то, по большому счету, было нечего: она заново создавала свою экономику, для нее важно было в этих условиях не начинать политику валютного регулирования.

И это ей удалось благодаря стремлению создать свободное рыночное хозяйство, чьи принципы по определению не предусматривают валютное регулирование со стороны государства в каких-нибудь значительных формах. Великобритания, Австралия и Новая Зеландия произвели относительно резкий переход в конце 70-х и начале 80-х годов. Япония предпочла постепенный отказ от валютного контроля. Этим странам и не нужно было осуществлять долгий переход к либеральной валютной политике, в отличие от французской, она всегда была там более либеральной.

Переход к либерализации во Франции осуществлялся в несколько этапов.

Во-первых, национальным компаниям с мая 1987 г. было разрешено распоряжаться валютными счетами как во Франции, так и за рубежом. До этого экспортирующим предприятиям жестко предписывалось ввозить в страну иностранную валюту и в срок не более трех месяцев обменивать ее на франки.

Цель подобного предписания - избежать спекуляции на франке, придать валютным операциям торгово-экономический характер. Во-вторых, для покрытия растущих валютных рисков по импортным операциям предприятиям теперь было разрешено, помимо займов, использовать различные валютно-финансовые механизмы, включая покупку валюты на определенный срок, что ранее не допускалось.

Теперь компании не отчитываются по этим операциям перед коммерческими банками, в которых они обслуживаются. В-третьих, предприятия получили право свободной эмиссии займов за рубежом. В результате этого банки практически утратили возможность жестко контролировать осуществление валютных операций юридическими лицами. Впервые за долгие годы было разрешено предоставлять заемные ресурсы во франках нерезидентам. В-четвертых, экспорт и импорт золота были приравнены к режиму торговых операций, отменены предварительные разрешения на их осуществление со стороны Банка Франции.

В-пятых, полностью отменены ограничения на вывоз валюты из страны для туристов, которые обязаны лишь заявить о вывозимой сумме, если она превышает 50 тыс. франков. При этом установлен льготный фискальный режим при создании коммерческой сети за рубежом.

В-шестых, было снято предписание французским компаниям, осуществляющим прямые инвестиции за границей, финансировать значительную часть их (70%, позднее - 50%) в иностранной валюте. Минимальная сумма капиталовложений, не требующая предварительного официального разрешения, была сначала повышена с 2 млн. до 15 млн. франков, а затем в 1987 г. подобная процедура была упразднена совсем и заменена уведомлением государственных органов. Таким образом, в 80-х годах во Франции зарубежные капиталовложения стали окончательно рассматриваться как важнейшее средство «международного видения и мышления» французских предпринимателей, как база для интенсификации товарного экспорта.

Этап пятый - против отмывания денег

Пятый этап (с 1990 г. по настоящее время) - противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем. В основе французской системы противодействия отмыванию денег лежит партнерство между административным подразделением TRACFIN, созданным в 1990 г. при Министерстве экономики и финансов, с одной стороны, и финансовыми посредниками - с другой. При этом законодатель, исходя из необходимости обеспечить свободное перемещение «чистых» денег и поставить преграду на пути «грязных», обязал организации информировать TRACFIN о каждой подозрительной сделке. Во Франции финансовые посредники сами решают, подозрительна сделка или нет. При добровольном сообщении о своих подозрениях в TRACFIN они освобождаются от уголовной, гражданской и профессиональной ответственности. Информация отбирается самими финансовыми институтами, что повышает качество их работы, а обработка полученной информации осуществляется TRACFIN. Эффективность этой системы основывается прежде всего на реальном осознании экономическими агентами необходимости защищать себя от «грязных» капиталов.

Доказательством этого может быть динамика количества сообщений, передаваемых в TRACFIN (рис. 1). На графике видно, что за период 1991-2002 гг. TRACFIN зарегистрировал более 20,000 деклараций финансовых организаций, и число их постоянно росло: от 179 в 1991 г. до 6894 в 2002 г. Основная часть деклараций исходит от банков и кредитных организаций, на долю которых приходится более 60% деклараций. Именно банки во Франции являются ключевым звеном в сфере контроля за предотвращением отмывания денег. Такая система, безусловно, представляет интерес и для России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования валютных отношений применяемых в различных странах