Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как (формы) источники права.
Для достижения указанной цели на данном этапе работы, были поставлены следующие задачи:
Во - первых, раскрыть сущность понятия формы (источники) права;
Во- вторых, рассмотреть признаки, характеризующие источники права;
В – третьих, рассмотреть основные виды источников права характерные для правовых семей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3-5
Глава 1. Понятие форм (источников) права, их виды. ……………..стр.6 - 13
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов. ………………………..стр.14 - 21
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. ………………………………………………….………..стр.22 - 29
Заключение…………………………………………………………….стр.30 -34
Список литературы………………………………..…………………..…..стр. 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.00 Кб (Скачать файл)

В современных условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых и иных связей между государствами особую значимость приобретает возможность применения норм международного права к внутригосударственным  отношениям. В связи с этим в  п.4 ст.15 Конституции РФ содержится положение  о том, что общепризнанные принципы и  нормы международного права, а  также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

Действие нормативных  актов по кругу лиц.

На территории Российской Федерации законодательство действует  на всех субъектов права, находящихся  на ее территории - на граждан, иностранных  граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица.

 На граждан России  ее законодательство распространяется  и тогда, когда они находятся  за рубежом, а также гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.16

Согласно нормам уголовного законодательства, российские граждане, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам Российской Федерации.

Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а  на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.).

Из общего принципа равноправного  правового положения граждан  РФ, иностранных граждан и лиц  без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием  российского гражданства у последних  категорий лиц. Так, они не могут  служить в вооруженных силах  страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в  государственном аппарате.

Особое положение в  Российской Федерации занимают дипломаты  и консульские работники, и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, юридически признаются находящимися не на территории государства, где они  реально пребывают, а на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями  они являются. На началах взаимности территория посольств в иностранных  государствах считается территорией  соответствующего государства.

Какие то бы ни было посягательства на здания посольств приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.17 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итог всему выше изложенному, можно сделать выводы по рассмотренной теме «Формы (источники) права».

Как мы уже отмечали, существуют различные точки зрения относительно возможных значений понятий «формы права» и «источника права», но  при  рассмотрении  данной темы в научных трудах правоведов, термины «форма права» и «источник права» являются синонимами.

Таким образом, юридическими источниками, или формами права  принято понимать, способы придания официальной юридической силы правилу  поведения и ее внешнее официальное  выражение. Форма показывает, каким  способом государство создает, фиксирует  ту или иную норму права, в каком  виде эта норма доводится до сознания людей.  

Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Общим признаком для всех источников права является, его официальный  характер, т.е они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.

Официальный характер источникам права придается путем:

- правотворчества -  т.е когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами;

- санкционирования - т.е в том случае, когда государственные органы, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

Все источники права могут  быть классифицированы на две группы:

1.Нормативно  - правовые акты – к ним относятся:  законы, постановления, указы, инструкции, нормативные договоры и т.д.

2.Иные источники права ненормативного характера - это правовые обычаи,  судебные прецеденты, религиозные тексты и правовые доктрины.

В качестве основных источников права  в теории государства и  права, выделяют: нормативно – правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правой обычай, все остальные  источники являются второстепенными.

Их состав и система, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями, а  также принадлежностью правовой системы этой страны к той или  иной правовой семье.

Стоит обратить внимание на тот факт, что при принятии любых  источников права необходимо полное соблюдение принципа «верховенства  закона» и признание всех нормативно-правовых актов противоречащих Конституции  ничтожными.

Как мы уже отмечали, нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства.

 Нормативно -  правовой  акт как источник права, по  сравнению с иными источниками  права, обладает большими преимуществами, а именно:

- исходит от строго  определенных - правотворческих органов  и лиц, наделенных строго определенной  компетенцией;

- принимается в строго  установленном порядке; 

- имеет установленную  форму и реквизиты, порядок  вступления в силу и сферу  действия;

- может быть быстро  изменен,  в зависимости от социальных потребностей.

 

Рассмотрим в общем  виде классификацию нормативно - правовых актов. 

Наиболее существенным признаком  для классификации является, юридическая  сила нормативно-правовых актов, в соответствии с данным критерием нормативно-правовые акты подразделяются:

- закон - это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни;

- подзаконные  акты - издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими органами.

Акты вышестоящих правотворческих  органов обладают более высокой  юридической силой, чем акты нижестоящих  правотворческих органов.

Рассмотри существующие  виды законов:

1) Конституция РФ - основополагающий  учредительный политико-правовой  акт, закрепляющий конституционный  строй, права и свободы человека  и гражданина, определяющий форму  правления и государственного  устройства, учреждающий федеральные  органы государственной власти;

2) Федеральные конституционные  законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически  связанным с Конституцией РФ (например, о Конституционном Суде РФ, о  судебной системе  и т.п.);

3) Федеральные законы - это  акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам  социально-экономической, политической  и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный  кодекс РФ, и т.д.);

4) Законы субъектов Федерации  - издаются их представительными  органами,  и действие их распространяется  только на соответствующую территорию.

Рассмотрим подзаконные нормативно -  правовые акты.

Подзаконные нормативно правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Виды подзаконных актов:

1) Указы Президента РФ - высшие по юридической силе  подзаконные нормативные акты;

2) Постановления Правительства  РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными  процессами;

3)Приказы, инструкции, положения  министерств, ведомств, государственных  комитетов регулируют, как правило,  общественные отношения, находящиеся  в пределах компетенции данной  исполнительной структуры;

4) Решения и постановления  местных органов государственной  власти;

5)Решения, распоряжения, постановления местных органов  государственного управления;

6) Нормативные акты муниципальных  органов;

7) Локальные нормативные  акты - это нормативные предписания,  принятые на уровне конкретного  предприятия, учреждения и организации  (например, правила внутреннего трудового  распорядка).

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем  законы, они базируются на юридической  силе законов и не могут противостоять  им.  Подзаконные акты призваны конкретизировать основные, принципиальные положения  законов применительно к своеобразию  различных индивидуальных интересов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.

В каждом государстве существует та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия в  зависимости от истории его развития, национальных традиций и правовой культуры.

Право занимает важное место  в системе нормативного регулирования  общественных отношений.  Вся совокупность нормативных и иных юридических  актов, устанавливает определенный правовой режим, который позволяет  осуществлять руководство в обществе правовыми методами характерными для  данного государства.

Источники права оказывают  значительное влияние на пути и способы  укрепления режима законности, правопорядка в правовом государстве.

В заключение своей работы хотел бы отметить, что надлежащее толкование, понимание норм права является одним из условий их применения в соответствии с потребностями общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Лазарев В.В.  Общая теория права и государства.М., 1996. С. 286.

2.Лазарев В.В.Теория права и государства: Учебник – М.: Право и Закон, 2006.

3.Марченко М. Н. учебное пособие по специальности «Юриспруденция» Москва юристъ 2001.

4.Марченко М.Н. Теория государства и права, курс лекций.  – М.: Зерцало, ТЕИС, 1996 г. стр.476

5.Назаренко Г.В. Теория государства и права. Учебный курс.- М.: Изд - во «Ось 89», 2006 г, - 176 стр.

6.Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. М.: Норма, 2005.

7.Темнов Е.И Теория государства и права: Учебное пособие для вузов М.: Издательство « Экзамен» 2003.

8.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 2007.

Нормативно – правовые акты.

1. ФЗ «О  порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г ФЗ  № 5.

2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

3. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г, № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

4. Трудовой  Кодекс  РФ от 30.12. 2001 г. ФЗ № 197.

 5. ФЗ «О гражданстве» от 31.05.2002 г. ФЗ № 62.

 

 

 

 

1 М.Н. Марченко Теория государства и права. Курс лекций. М.: Зерцало стр.336.

2 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. М.: Высшее образование 2005 г, стр.123

3 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. М.: Высшее образование 2005 г, стр.361

4 А.Н. Головастикова, Ю.А. Дмитриев учебник Проблемы теории государства и права. М.: 2005 г. Стр.345

5 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. М.: Высшее образование 2005 г, стр.126

6 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. М.: Высшее образование 2005 г, стр.126

7 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. М.: Высшее образование 2005 г, стр.127

8 Назаренко Г.В. Теория государства и права. Учебный курс. –стр.64- 65

9 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. М.: Высшее образование 2005 г, стр.182

10 М.Н. Марченко Теория государства и права. Курс лекций. М.: Зерцало стр.356.

 

11 Ст.6 ФЗ «О  порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г ФЗ - № 5

12 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г, № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

13 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г, № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

14 ст. 43, 48 ТК РФ от 30.12. 2001 г. ФЗ № 197.

15 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. М.: Высшее образование 2005 г, стр.182

Информация о работе Формы (источники) права