Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как (формы) источники права.
Для достижения указанной цели на данном этапе работы, были поставлены следующие задачи:
Во - первых, раскрыть сущность понятия формы (источники) права;
Во- вторых, рассмотреть признаки, характеризующие источники права;
В – третьих, рассмотреть основные виды источников права характерные для правовых семей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3-5
Глава 1. Понятие форм (источников) права, их виды. ……………..стр.6 - 13
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов. ………………………..стр.14 - 21
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. ………………………………………………….………..стр.22 - 29
Заключение…………………………………………………………….стр.30 -34
Список литературы………………………………..…………………..…..стр. 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.00 Кб (Скачать файл)

На всех этапах государственно-правового  развития большое значение имело  нормативно-договорное урегулирование. Нормативный договор как одно из средств регуляции отношений  между определенным кругом субъектов  проник практически во все сферы  общественной жизни.

В современной России значение нормативных договоров как регуляторов  отношений неуклонно возрастает.

Нормативный договор - это соглашение двух и более субъектов права, регулирующие между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, как правило, рассчитанное на длительное действие и применение.

Большое значение он имеет  в отношениях между государствами. Огромную роль договор выполняет  как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

Основополагающие  принципы при заключении нормативного договора:

1) равенства;

2) автономии (независимости)  сторон и их свободного волеизъявления;

3) имущественной ответственности  за нарушение обязательства.

Отличительные особенности  нормативных договоров:

1.Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора – чтобы он не противоречил действующему законодательству.

Условия договора должны соответствовать  нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую  силу.

2.Нормативный договор как специфический источник права имеет большую гибкость в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение.

3.Особенностью нормативного договора является также и то, что он не только направлен на создание, изменение и прекращение таких прав и обязанностей, которые конкретизируют, дополняют и развивают действующие нормы права, но также вводят новые правила, которые должны соответствовать действующим законам и не должны выходить за границы той сферы, которая определена законодателем.

Нормативный договор следует  отличать от простого договора, заключая который стороны не создают общего правила, а лишь определяют свои конкретные права и обязанности.

Виды нормативных  договоров:

1)международный  договор (источник международного права) - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей;

2) федеративный договор - о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти отдельных ее субъектов;

3) коллективные договоры - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками на предприятии, в учреждении, организации и другие.

У договорной формы права  перспективное будущее. Ведь если представлять источники права в виде социального  взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально-принудительным.

4. Нормативно-правовые  акты.

Нормативный акт – как источник права, это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).5

Более подробно остановимся  на данном источнике права, во второй главе работы, рассмотрим признаки, особенности, преимущества, виды нормативно – правового акта.

Также следует отметить, что виды источников права никогда  не оставались неизменными. Некоторые  из них, например, такие как нормативно – правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, естественно, претерпев  значительные изменения, существуют в правовых системах и по сей день. Другие источники права,  такие как деловые обыкновения бесследно исчезли.

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды нормативно-правовых актов.

Среди многочисленных форм (источников) права важное место  занимают нормативно - правовые акты.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными  органами  и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).6

Стоит отметить, что нормативно – правовой акт, это основной источник Российского права, а также наиболее важный и распространенный источник права.

Рассмотрим отличительные признаки нормативно – правового акта:

  1. Издает его уполномоченный государственный орган;
  2. Обладает определенной юридической силой;
  3. Регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;
  4. Имеет конкретную сферу применения;
  5. Охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;
  6. Обладает реквизитами, придающими документу индивидуально – правовую характеристику.

Нормативно - правовой  акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд  свойств выгодно отличающих его  от иных источников права:

  1. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;
  2. Нормативные акты, занимают строго определенное место в иерархичной системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;
  3. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
  4. Нормативные акты, всегда обладает четкой внутренней структурой. Для удобства пользования текст может иметь преамбулу, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.
  5. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.7

В Российском государстве, единственным источником права является нормативно-правовой акт.

В правовой системе государства  приоритетное значение имеет закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом  законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем  референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Наивысшей юридической силой  среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию (ФКЗ).

Законы в свою очередь  делятся  на: кодификационные и текущие.

 В федеративном государстве  законы могут издаваться как  федеральными органами законодательной  власти, так и органами законодательной  власти субъектов Федерации. 

Различают также подзаконные  нормативные акты, делящиеся на: общие подзаконные акты, ведомственные нормативные акты, местные нормативные акты, локальные (внутриорганизационные) нормативные акты.

Система нормативно - правовых актов в каждом государстве определяется Конституцией, а также изданными  на ее основе специальными законами, положениями. Законодательством также определяется порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых актов, указывается, какой орган  и в  соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный  акт.

Так согласно действующей  Конституции РФ, право принимать  законы и постановления принадлежит  высшим законодательным органам. Президент  РФ вправе издавать Указы и Распоряжения. Правительство РФ в пределах своей  компетенции издает постановления  и распоряжения, Министерства, ведомства  и комитеты издают приказы, постановления  и инструкции. Местные органы власти принимают нормативные решения  и постановления.

Рассмотрим перечисленные  виды нормативно-правовых актов подробнее.

1.Конституция Российской Федерации является основой, фундаментом  всего законодательства РФ.

Верховенство ее в системе  нормативных актов Российского  государства определяется следующим:

1) Конституция принята  на референдуме в результате  свободного волеизъявления всего  народа;

2) Конституция устанавливает  основные начала, принципы, нормы  общественного и государственного  строя;

3) Конституция содержит  перечень основных прав человека  и фиксирует структуру и компетенцию  высших органов государственной  власти и управления;

4) Конституция принимается,  изменяется в результате соблюдения  усложненной процедуры правотворчества.

2. Федеральные  законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных  законов – конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия – требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.

Правовое регулирование  в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие  отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств  и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами, к ним относятся:

1.Нормативно-правовые акты Президента РФ. 

Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации.

 В качестве предмета  регулирования указов выступают  основные направления внутренней  и внешней политики.

2. Нормативно-правовые акты Правительства. 

Правительство Российской Федерации  осуществляет исполнительную власть в  стране и, реализуя эту задачу, принимает  постановления и издает распоряжения.

Решения, имеющие нормативный  характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений.

Особенностью актов Правительства  является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также  указов Президента РФ.

3.Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). 

Особенность их состоит в  том, что министерства и ведомства  могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях  и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями  Правительства. Поэтому издание  любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов.

Акты этой группы очень  многочисленны и многообразны. К  ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для  реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы  и иные законные интересы граждан, а  также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции РФ.

Регистрация в Минюсте  РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности.

4.Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

Информация о работе Формы (источники) права