Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как (формы) источники права.
Для достижения указанной цели на данном этапе работы, были поставлены следующие задачи:
Во - первых, раскрыть сущность понятия формы (источники) права;
Во- вторых, рассмотреть признаки, характеризующие источники права;
В – третьих, рассмотреть основные виды источников права характерные для правовых семей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3-5
Глава 1. Понятие форм (источников) права, их виды. ……………..стр.6 - 13
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов. ………………………..стр.14 - 21
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. ………………………………………………….………..стр.22 - 29
Заключение…………………………………………………………….стр.30 -34
Список литературы………………………………..…………………..…..стр. 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.00 Кб (Скачать файл)

5.Локальные нормативные акты. 

Локальные нормативные акты  это юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации  и т.д.

Существуют также локальные  акты государственных и негосударственных  учреждений и организаций различных  форм собственности. Для законного оформления эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти.

Краевая, областная администрация  субъектов Федерации (в некоторых  регионах – правительство) вправе принимать  постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Общим для всех видов подзаконных  актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т.е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют  режим законности и правопорядка государства.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным  основаниям:

  1. по юридической силе;
  2. по объему и характеру действия;
  3. субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются:   на законы и подзаконные акты.

 Юридическая сила нормативно-правовых  актов является наиболее существенным  признаком их классификации. Она  определяет их место и значимость  в общей системе государственного  нормативного регулирования.

Ведущее место в правовой системе  принадлежит закону, который обладает высшей юридической силой, остальные  нормативно – правовые акты издаются на основе и во исполнение законов и являются подзаконными актами.

По объему и характеру  действия нормативно-правовые акты подразделяются:

-на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

-  на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

- на акты исключительного (чрезвычайного) действия.  Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По субъектам правотворчества  нормативно-правовые акты подразделяются на:

-  акты законодательной власти (законы);

- акты исполнительной власти (подзаконные  акты);

- акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).8

В любом современном государстве  нормативно – правовые акты упорядочены, но не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества. Однако стоит отметить, что в целом  вся совокупность нормативных  и  иных юридических актов государства, устанавливает определенный правовой режим государства его правопорядок.

Глава 3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Общеобязательность нормативных  актов, их действие не беспредельны, а  ограничены пространством, временем и  кругом лиц. Все нормативно – правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Действие нормативного акта – это обязательность его исполнения в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, органов, организаций

По общему правилу, нормативно – правовые акты применяются  к отношениям, имевшим место в  период от введения нормативно правового  акта  в действие до утраты им силы.

Действие нормативных  актов во времени.

Определяя границы действия нормативно – правовых актов во времени, Г.Ф. Шершеневич  был прав, когда писал, что «закон, как норма, определяющая поведение граждан имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении».10

Действие нормативных  актов во времени определяется существенными  временными моментами, а именно:

  1. моментом вступления нормативного акта в силу;
  2.   момент утраты им юридической силы;
  3. применение  установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления  в законную силу (обратная сила закона).

В Российской Федерации нормативно – правовые акты вступают в силу одним из перечисленных способов:

      а) если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в законную силу;

     б) в результате  указания на иные обстоятельства, с которыми связывается  вступление  в законную силу  нормативно - правового акта (например: «с момента  подписания», «с момента опубликования»  и т.д.);

    в) применение  общих правил, в случае если  юридический документ не содержит  указания  на срок вступления  в законную силу.

По общим правилам законы  и  другие нормативно -  правовые акты высших представительных органов  вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.11

      Законы  о поправках к Конституции  вступают в силу со дня их  опубликования.

Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание Законодательства РФ». Кроме того, федеральные законы публикуются в Российской газете и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению и радио.

Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, если они имеют нормативный  характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных  изданиях.12

Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются  в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в  действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства  РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства Российской Федерации.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных  актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких  условий, как государственная регистрация  в Минюсте РФ, официальное опубликование. Вышеназванные акты, затрагивающие  права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную  регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное  опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной  регистрации.13

Акты, не прошедшие государственную  регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном  порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в  силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих  правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным  лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний,  на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. 
Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в них.  Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет.14

Локальные нормативно - правовые акты - не имеют строго установленных  временных границ своего действия.

Локальные нормативно - правовые акты индивидуального характера (приказы  руководителя организации) вступают в  силу с момента их подписания либо со дня, указанного в этом акте, и  действуют до их отмены либо до изменения  или дополнения руководителем организации.

Порядок вступления в силу нормативно – правовых актов субъектов  РФ, а также нормативных актов  муниципальных органов определяются ими самостоятельно.

Что касается окончания  действия нормативных правовых актов, нормативный акт прекращает свое действие в связи с:

  1. истечением срока его действия;
  2. объявление об утрате юридической силы нормативного акта  (т.е прямое указание на отмену, которое может содержаться, в акте более высокой юридической силы или же в акте такого же уровня);
  3. в случае принятия нового нормативного акта равной или большей юридической силы,  по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом;
  4. устаревание юридического документа  в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например: утратили свою актуальность и связи с этим прекратили свое действие нормативно – правовые акты, регулирующие правовой статус советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории РФ).15

Также необходимо обратить внимание, что  с действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в ст. 54 Конституции РФ «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу.

Из этого правила имеются  исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую  ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано.

Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие  размеры ставок налогов (сборов), если то прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

Переживание закона - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Кроме ограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные границы действия законодательных  актов в пространстве.

Действие нормативных  актов, а пространстве.

По общему правилу нормативный  акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий  орган.

Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные  правовые акты ее субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения, акты местного самоуправления - на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.).

На всю территорию Российской Федерации распространяются, например: конституционные и федеральные  законы, так как в п.2 ст.4 Конституции  РФ закреплено, что « Конституция  РФ и федеральные законы имеют  верховенство на всей территории Российской Федерации».

В отдельных случаях нормативные  акты могут иметь ограниченную сферу  действия, то есть распространять свое действие только на определенную часть  территории (районы Крайнего Севера, Дальний  Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.)., об ограниченной сфере действия нормативного - акта, заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте.

Пространство, на которое  распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Действие некоторых нормативных  актов может выходить за пределы  территории государства. И, наоборот, на территории данного государства  могут действовать, в соответствии  с заключенными соглашениями, отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств. Это характерно для норм гражданского и финансового права.

Информация о работе Формы (источники) права