Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно - территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция. Органы административно - территориальных единиц находятся в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов

Содержание

Вопрос 1…………………………………………………………….………………...2
Вопрос 2………………………………………………………………………………5
Вопрос 3…………………………………………………………………………..…11
Вопрос 4……………………………………………………………………….…….14
Список использованной литературы……………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

    В силу того, что закон призван быть актом прямого действия, содержащиеся в нем нормы обращены непосредственно к государственным и общественным органам, должностным лицам и гражданам и должны использоваться ими на практике. Специальные правовые средства, обеспечивающие его реализацию, - обязательные компоненты любого закона. В случае отсутствия таковых средств нормы закона становятся декларативными, не способными эффективно регулировать общественные отношения. Таким образом, обеспечение эффективного механизма действия закона должно закладываться еще на этапе разработки законопроекта3.

    Широкое понимание законотворчества предполагает включение в него не только этапов официального внесения проекта, его  обсуждения, принятия и опубликования, но и все этапы предварительной  подготовки (в т.ч. прогнозирование  и планирование законоподготовительной деятельности)4. Именно тогда закладывается основа дальнейшего качества закона. Этот этап включает в себя ряд последовательно осуществляемых видов работ.

    Необходимо  выявить экономические, социальные, политические и иные предпосылки действия закона. Для этого создается база фактических данных о состоянии дел в соответствующей области общественных отношений, изучается и накладывается суммарный, положительный и отрицательный опыт, проводится критический анализ полученной информации. В этот период происходит сбор теоретических и эмпирических данных об общественных интересах и потребностях, наличия социальной проблемы, требующей правового решения. Исследуется вся совокупность социальных факторов законотворчества: экономических, политических, национальных, экологических, демографических, социально-культурных, обусловливающих потребность в правовом регулировании, на основании которой выявляется необходимость внесения коррективов в действующий закон либо принятия нового нормативного акта.

    Уже на стадии принятия необходимо создать  условия, обеспечивающие выработку  юридически грамотного (как по содержанию, так и по форме) документа, который  отвечал бы потребностям правового  регулирования данной сферы общественных отношений и был бы жизнеспособным и эффективным5.

    Принимаемый закон должен отвечать таким требованиям, как: логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, максимальная компактность изложения, при глубине и всесторонности отражения содержания закона, ясность и доступность языка закона, точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых законодателем, сокращения до минимума количества законов по одному и тому же вопросу.

    Одним из способов повышения эффективности  законодательных норм является участие субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, которое способствует отражению их интересов в федеральном законодательстве, одновременно влияя на его совершенствование и развитие. Именно поэтому необходимо тесное взаимодействие субъектов Федерации и центра при подготовке законопроектов.

    На  качество и эффективность закона влияет и состояние правовой науки  в целом, и учет ее наработок при  создании конкретного законопроекта. В процессе разработки любой нормы должны быть обоснованы следующие положения: 1) правильный выбор круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию; 2) определение цели правового воздействия; 3) своевременность разработки правовых норм; 4) установление адекватной формы нормативного акта; 5) принципы системного подхода; 6) оптимальность средств и методов правового регулирования; 7) соблюдение правил законодательной техники и другие. Все эти факторы, не относящиеся непосредственно к содержанию нормативного правового акта, выступают важнейшими предпосылками для принятия эффективной правовой нормы6.

    Повышению качества подготавливаемых законов  способствует их научная экспертиза. Важно обеспечить условия для  внимательного и продуманного обоснования каждого законодательного решения.

    При этом целесообразно также выявлять общественное мнение. Формы выявления  общественного мнения могут быть различными: обсуждение концепции будущего закона на местах с привлечением ряда учреждений, общественных организаций, обсуждение в печати, по радио, по телевидению, рецензирование в научных учреждениях, отзывы и заключения министерств и ведомств. Важнейшие законы могут быть вынесены на всенародное обсуждение, которое носит рекомендательный характер.

    В современных условиях повышению качества законов способствует планирование законотворчества. Эффективное планирование законодательных работ позволяет увидеть основные тенденции развития общественных отношений. Чем полнее и всестороннее законодатель сможет предвидеть будущее, тем эффективнее и долговечнее будет действовать принятый им закон.

    Необходимо  совершенствовать качественное содержание законов. Каждый закон должен содержать  нормы о порядке реализации, гарантиях  его исполнения и об ответственности  граждан и должностных лиц за его неисполнение. Кроме того, в каждом законе либо в ином нормативном акте должны быть предусмотрены каналы прямой и обратной связи для своевременной корректировки норм. В противном случае хороший, эффективный и качественный законодательный акт превратится в свою противоположность.

    Деятельность  по достижению высокого качества законов  и их правовых норм должна быть постоянной. Контроль и проверка качества актов  должны осуществляться на стадиях не только разработки и принятия, но и  реализации. 

Вопрос 3.  

    Применение  права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

    Признаки: 1. Осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти. 2. Имеет индивидуальный характер. 3. Направлено на установление конкретных правовых последствий -субъективных прав, обязанностей, ответственности. 4. Реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах. 5. Завершается  вынесением индивидуального юридического решения.

    Стадии: 1. Установление фактических обстоятельств юридического дела. К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е.  способствует установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применимая норма  права связывает наступление юридических последствий), допустимости (должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания) и полноты(установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела).

    Выбор и анализ  правовой нормы, подлежащей применению. Юридическая оценка фактических обстоятельств, юридическая квалификация.

    Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Вынесение решение может рассматриваться в 2 аспектах:

    Умственная деятельность, заключающая в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий- прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

    Решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

    На  сегодняшний день исследователи выделяют несколько причин возникающих проблем в правоприменительном секторе.

    1. Первая группа таких факторов  представлена внутренними потребностями  социальной системы по урегулированию  юридическими нормами вновь возникающих  или изменившихся, модифицированных  общественных отношений. Неадекватность проводимой политики (правовой базы и правоприменительной практики) существующим в России политическим и экономическим реалиям, рост сферы не правовых отношений, в том числе теневого сектора экономики, коррупции, и, как следствие, - рост социальной напряженности.7

    2. Вторая группа факторов связана  с процессами интеграции России  в международную экономическую  и правовую систему. Усиление  взаимодействия международного  и внутригосударственного права  порождает много проблем, которые  пока еще не разрешены. Это, в частности, соотношение Конституции Российской Федерации и международного договора, четкое и исчерпывающее определение перечня «общепризнанных принципов и норм международного права», которые в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации являются частью российской правовой системы. Не определены также порядок определения коллизий между нормами международного договора и внутригосударственного законодательства, юридические процедуры их преодоления.8

    3. Третья группа факторов обусловлена несовершенством и дефектностью норм позитивного права, содержащихся в традиционных юридических источниках. Нормативные акты нередко противоречат не только друг другу, но и самим себе. При создании новых актов не отменяются или не изменяются акты, ранее принятые по тому же вопросу, либо отменяются ранее принятые акты без точного и исчерпывающего их перечня. Вновь принимаемые акты не полностью регулируют вопросы, содержащиеся в ранее принятых актах, поэтому прежние акты утрачивают силу лишь в части. Существует практика принятия «временных» нормативно-правовых актов. В результате в законодательстве появляется избыточное количество нормативных актов с нарушенной логической структурой. Во многих федеральных законах предлагается Президенту и Правительству привести свои акты в соответствие с принятым федеральным законом даже тогда, когда таких актов просто не существует.9

    4. Недостаточная координация взаимодействия  между ветвями власти и неправительственными  организациями. Не учитываются  все сложные связи и взаимодействия в этой области, не согласованы интересы людей и учреждений, вовлекаемых в этот процесс.10 
 

Вопрос 4.

 

    Диспозиция - это элемент нормы права, указывающий  на само правило поведения (права  и обязанности участников отношений). Диспозиция и является собственно нормой, выступает ее основной регулирующей частью - «ядром» или «сердцевиной». Она определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиции норм права также очень разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

    Диспозиция  содержит правило или модель поведения  участников регулируемых отношений, установленное  государством.

    По  степени определенности содержащихся в нормах правил поведения диспозиции подразделяются на абстрактные казуальные.

    Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя  детали.

    Казуальные  диспозиции перечисляют конкретные предписываемые или запрещаемые  действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя место не для какого усмотрения.

    Примером  нормы с абстрактной диспозицией  может служить ст. 105 УК РФ. Предусматривая наказания за умышленное убийство, она ограничивается определением убийства как такового; каких - либо разновидностей насильственного лишения человека жизни, совершенного умышленно, в ней не указывается.

    По  способу выражения правил поведения  диспозиции подразделяются на простые, описательные (сложная), отсылочные и бланкетные.

    Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны. Например, ст. 126 УК РФ – похищение человека, например, п. 1 ст. 269 ГК РФ: «Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...».

      Описательная (сложная) диспозиция включает в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основных признаков (например, отличительным признаком кражи является то, что она – тайное похищение чужого имущества, в отличие от грабежа, который определяется как «открытое похищение чужого имущества» (ст. 158, 161 УК РФ). Например, ст. 249 ГК РФ: «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».

Информация о работе Формы государственного устройства