Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Изучая устройство государства, я поставила пред собой следующие цели и задачи:
1. Подробно рассмотреть формы государства.
2. Проанализировать формы правления государства.
3. Выявить формы государственного устройства.
4. Рассмотреть политико-государственный режим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА………………...5
1.1. Понятие формы государства……………………………………………………....5
1.2. Структура формы государства……………………………………………............6
1.3. Причины многообразия форм государства……………………………………….7
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………………...9
2.1. Понятие формы правления государства………………………………………….9
2.2. Виды формы правления государства…………………………………………….11
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………………..17
3.1. Понятие формы государственного устройства………………………………….17
3.2. Виды формы государственного устройства……………………………………..18
ГЛАВА 4. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ…………………………21
4.1. Понятие политико-государственного режима…………………………………..21
4.2. Виды политико-государственного режима……………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ОТП.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

 Форма правления обусловливается также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего, может быть падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России); историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).

 Наука, фиксируя реально  возникающие в истории формы  правления, выработала несколько  их классификаций. Наиболее распространенная  из них — это деление форм  правления по числу правящих  лиц. Если власть принадлежит  одному — монархия, если многим  — аристократия, если всем —  демократия, или республика. Существование такой классификации отмечена еще Геродотом, также и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй — в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными — те, в которых преобладает личный интерес.

 Существовали и другие  классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные  принципы — силы, которые, по  его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность — в аристократии, честь — в монархии, страх — в деспотии.

 Деление форм правления  зафиксировал Геродот. Оно дошло  до наших дней.

Современная юридическая  наука различает две формы  правления: монархию и республику. К категории монархии относят не только государства, где в действительности власть принадлежит монарху, но и государства, в которых у монарха нет реальной власти. Под республиканскую форму правления попадают и государства, в которых гражданская политическая активность существенно ограничена, политические права, и свободы грубо нарушаются, т.е. как монархии, так и республики могут быть реальными и номинальными. [7; с.88]

 

2.2. Виды  формы   правления  государства.

 

Мировой истории известны две формы правления: монархия и  республика.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие, единодержавие) – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана, фараона и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти; и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству. Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).

Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, т.к. в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией, – Канаде, Новой  Зеландии, Барбадосе и других –  главой государства формально-юридически считается королева Великобритании.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно  ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Как форма правления, данный вид монархии возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и  Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Норвегия, Япония, Швеция и т.д.)

Абсолютная монархия –  это такая форма правления, при  которой верховная государственная  власть по закону всецело принадлежит  одному лицу – царю, королю, императору. [12; с. 105]

До недавнего времени  абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там была принята Конституция  и с этого момента более правильно её рассматривать, в качестве дуалистической монархии. С определёнными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там, в 1996 г. была принята Конституция. [2; с.92]

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Последняя  как форма государственного правления  практически изживает себя.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Т.е. исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента. Данная форма правления возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще настолько слабо, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма в прошлом существовала в Кайзеровской Германии (1871-1918), Австрии, Италии, Румынии; в настоящее время – в Марокко, Иордании, Кувейте и некоторых других странах арабского мира. [5; с. 88]

Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально  и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной  власти. Законодательная власть полностью  принадлежит парламенту, исполнительная –  правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Парламентскую монархию нередко называют конституционной.

Республика (лат. respublica, от res – дело и publica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой верховная государственная  власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской  формы правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства. [12; с.107]

В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

Сегодня все республики принято  подразделять на три разновидности:

президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При  этом первые два вида называют классическими или традиционными. [2; с.93]

В президентской республике президент сосредоточивает в  своих руках полномочия главы  государства и главы правительства.

Наиболее характерными юридическими признаками президентской республики можно считать следующие: внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства; правительство формирует  президент, но зачастую с согласия парламента; ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом; президент лишён права  роспуска парламента, и, наоборот, парламент  в случае грубого нарушения Конституции, злоупотребление власти, совершения преступления может возбудить против президента процесс его отстранения  от власти (импичмент (англ. impeachment – досрочное отрешение от должности)); президент является верховным главнокомандующим и др. 

Президентская форма правления  в различных странах имеет  свои особенности. Однако для всех президентских  республик характерным является то, что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства в одном  лице (США), либо непосредственно назначает  главу правительства и участвует  в формировании кабинета или Совета Министров (Франция, Индия). [12; с. 112]

В цивилизованных государствах президентская форма правления  действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избежать диктата  исполнительной власти на законодательную  и судебную власть в президентских  республиках на уровне Конституции  закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

В настоящее время президентская  республика является достаточно распространённой формой правления во многих регионах мира (США, Бразилия, Аргентина, Нигерия, Филиппины и другие).

Парламентская (парламентарная) республика характеризуется верховенством  парламента в организации государственной  жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским  путём из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые имеют  большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность  за свою деятельность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства  добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

 Главной функцией парламента  является законодательная деятельность  и контроль за исполнительной  властью, разработка и утверждение  государственного бюджета, определение  основных направлений социально-экономического  развития страны, решение вопросов  внешней политики.

В таких республиках глава  государства – президент –  избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Такая форма избрания главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. В современных парламентских  республиках процедура избрания главы государства не везде одинакова. Например, в Австрии глава государства  избирается на основе всеобщего избирательного права.

Парламентарная форма  республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основного на началах правовой законности.

В качестве примеров парламентских  республик можно привести такие, как ФРГ, Финляндия, Венгрия, Чехия, Эстония и другие.

Кроме парламентской и  президентской республики, в реальной жизни существует смешанная (полупрезидентская) республика. Она характеризуется  сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики, черт.

Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между  президентом и правительством. В  ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается, отделён от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример – РСФСР). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закреплённая в конституции страны возможность  роспуска парламента или его нижней части по инициативе президента в  случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, во Франции, России, Беларуси).

В процессе исторического  развития республиканская форма  правления становится всё более  распространённой. Для большинства  постсоциалистических государств характерной  стала президентская республика.

Вместе с тем в современных  условиях мы встречаемся и с «гибридными» формами правления, которые условно  можно назвать «республиканскими  монархиями» или «суперпрезидентскими республиками». Так, в условиях тоталитарных систем появились республики, которым  присущ один из главных элементов  монархии – пожизненное властвование главы государства. Например, согласно ст. 220 Конституции Югославии 1963 г., переизбрание не распространялось на И. Броз Тито. Пожизненными объявили себя президенты Уганды, Туниса, Экваториальной Гвинеи и некоторых  других государств.

 

ГЛАВА 3. ФОРМА  ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

3.1. Понятие формы  государственного устройства

Рассматривая способы  устройства государственной власти (формы государственного единства), следует сказать, что в учебной  литературе чаще всего употребляется  термин «форма государственного устройства». Однако он, по существу, охватывает всю  форму государства на данном этапе  развития, в данной стране. Не случайно этот термин широко используется в  истории государства и права. Между тем, речь в данном случае идёт о том, каким образом государство  организовано как власть на определённой территории.

Информация о работе Формы государства