Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Изучая устройство государства, я поставила пред собой следующие цели и задачи:
1. Подробно рассмотреть формы государства.
2. Проанализировать формы правления государства.
3. Выявить формы государственного устройства.
4. Рассмотреть политико-государственный режим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА………………...5
1.1. Понятие формы государства……………………………………………………....5
1.2. Структура формы государства……………………………………………............6
1.3. Причины многообразия форм государства……………………………………….7
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………………...9
2.1. Понятие формы правления государства………………………………………….9
2.2. Виды формы правления государства…………………………………………….11
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………………..17
3.1. Понятие формы государственного устройства………………………………….17
3.2. Виды формы государственного устройства……………………………………..18
ГЛАВА 4. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ…………………………21
4.1. Понятие политико-государственного режима…………………………………..21
4.2. Виды политико-государственного режима……………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ОТП.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

Под формой государственного устройства понимают национальное и  административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер и принципы взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. [12; с.117]

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими  традициями, историческими особенностями  возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные  формы государственного устройства. [9; с.71]

Форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, деление его на составные части  и их взаимоотношения между собой.

В отличие от формы правления  организация государства рассматривается  с точки зрения распределения  государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Такое понимание данной формы  государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во-первых, из каких частей состоит внутренняя структура государства (города, районы, области, края, республики, округа, штаты, земли, кантоны и т.п.). Во-вторых, каково правовое положение этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичных варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несамостоятельность. В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В-четвёртых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одна или несколько. В-шестых, в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и  сложные (империи, федерации и конфедерации). [12; с.118]

 

3.2. Виды формы  государственного устройства

 

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые (унитарные) и сложные.

Унитарные (лат. unus – один) государство является единым цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Унитарному государству свойственно:

– существование единой системы высших органов власти и управления;

– одна конституция и  единая система законодательства;

– единая денежная система;

– общая налоговая и  кредитная политика;

– одно гражданство;

– единые вооружённые силы. [4; с.96]

Унитарное государство может  быть как многонациональным, так  и однонациональным.

Многонациональными государствами  унитарного типа являются Афганистан, Пакистан, Китай и другие.

Однонациональными унитарными государствами являются Япония, Беларусь, Гаити, Польша и другие. [8; с. 25]

Сложные – это такие  государства, которые представляют собой союз государств или состоят  из относительно самостоятельных государственных  образований.

К ним относятся: империи, федерации, конфедерации.

Империя (лат. imperium – власть) представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого – царь, император, король и т.п. (например, Римская, Российская, Британская и др.)

Для империи характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчинённых и зависимых народов. В настоящее время в мире в  чистом виде империй не существует.

Федерация (франц. fadaration, от позднелат. foederatio – объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.

Особенности федерации:

– состоит из различных  государственных образований (республики, штаты, провинции, земли и т.д.);

– характеризуется наличием двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральной и  субъектов федерации;

– территория федерации  состоит из территорий образующих её субъектов;

– наличие в субъектах  федерации своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается);

– запрещается создавать  собственные вооружённые силы и  вводить региональные деньги;

– наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента;

– могут строиться по трём признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному;

Так, например, США, Мексика, ФРГ – это федеративные государства, образованные по территориальному государству. Россия и Индия представляют собой  многонациональные государства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации. [4; с.98]

Конфедерация (с лат. «сообщество») – это союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.)

Существуют три основных подхода к пониманию этого  подхода.

– Одни учёные считают, что  конфедерацию вообще нельзя рассматривать  в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а  союз, сообщество, объединение каких-либо организаций, в том числе и  различных государств: (Организация  Объединённых Наций (ООН), Организация  Американских Государств (ОАГ), Организация  стран экспортёров нефти (ОПЕК) и  т.д.).

–  Другие рассматривают  конфедерацию как промежуточное  звено на пути движения государств к образованию федерации.

В настоящее время конфедерацией  в формально-юридическом плане  считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются у Содружества  Независимых Государств (СНГ) и Европейского Союза (ЕС). [11; c.28]

– Третьи полагают, что конфедерация представляет собой особую разновидность  формы государственного устройства, которая вместе с тем существенно  отличается от федерации. Данный подход представляется наиболее предпочтительным. [2; с.99]

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  РЕЖИМ

4.1. Понятие политико-государственного  режима

 

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов  осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие  для данного явления и предпочитают использовать несколько иное — «государственный (государственно-правовой режим)». В  отличие от понятий формы правления  и формы государственного устройства, которые относятся к организационной  стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует  ее функциональную сторону — формы  и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Государственно-политический режим — это совокупность методов  и средств легитимизации и  осуществления власти определенным типом государства. Легализация  государственной власти как юридическое  понятие означает установление, признание, поддержку власти законом, прежде всего  конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной  власти — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять  социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может  быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку  она связана с комплексом переживаний  и внутренних установок людей, с  представлениями различных слоев  населения о соблюдении государственной  властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация — это поддержка  власти народом в виде выборов  или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько  данная государственная власть формируется  и контролируется народом.

 Государственный режим  — важнейшая составная часть  политического режима, существующего  в обществе. Политический режим  — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов) [10; с.112].

 

4.2. Виды политико-государственного  режима

 

Политических режимов (в  узком и широком смысле) существует много, поскольку на их разновидность  оказывает влияние целый ряд  обстоятельств:

– сущность и форма государства;

– характер законодательства;

– соотношение социально-политических сил в стране;

– международная обстановка и многие другие.

Разные исторические эпохи  знают различные политические режимы, которые не были одинаковыми в  конкретных государствах одного и того же периода. Например, в рабовладельческих государствах существовали деспотия и демократия; в феодальных – абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капиталистических – буржуазно-демократический режим и режим военно-полицейский, фашистский; в современных государствах – авторитарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаменталистский и режим правовой демократии.

      Многообразие  политических режимов сводится  к двум разновидностям – демократическому и недемократическому.

      Демократический  режим можно охарактеризовать  следующими основными чертами:

– плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется  в деятельности различных партий, других общественных организаций и  объединений, которые представляют интересы самых различных социальных групп и слоёв населения;

– реализация в практике государственного строительства принципа разделения властей;

– защита личности от произвола, беззакония. Её права находятся под  постоянной охраной правосудия;

– демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан; религиозные убеждения человека;

– демократический режим  создаёт эффективные механизмы  прямого воздействия населения  страны на характер государственной  власти через избирательную систему  и т.д.;

– предоставление свободы  личности в сфере экономической  деятельности;

– демократический режим  базируется на правовой основе, которая  отражает объективные потребности  развития личности и общества, а  поэтому он возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона. [10; с.113]

      История  знает различные формы демократических  режимов, различающихся по степени  участия населения в осуществлении  государственной власти. Античная  демократия – политический режим,  построенный на предоставлении  широких прав и свобод рабовладельцам  и лишении всех прав рабов  (по принципу раб – говорящее  орудие). Такой режим называется  аристократическим (гр. аristokratia – власть лучших, в смысле «знати»). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический (гр. oligarchic – власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Отличие обоих режимов состоит в том, что аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия была властью денег, наиболее богатых людей. С развитием общества эти политические режимы были вытеснены более демократическими. Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим (лат. liberalis – свободный). Данный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда учёных, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, даёт простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике. [6; с.291]

      Содержательная  сторона недемократических режимов  противоположна вышеперечисленным  чертам режима демократии. Её  отличает, прежде всего, следующее:

– господство одной политической партии или движения, одной официальной  идеологии, одной формы собственности;

– сведение к минимуму или  ликвидация, каких бы то ни было политических прав и свобод;

– низкий экономический  уровень жизни народа;

–  акцент на карательные  меры и принуждение, агрессивность  во внешней политике, всеохватывающая  милитаризация общественной жизни;

– агрессивность во внешней  политике, всеохватывающая милитаризация  общественной жизни;

– примат государства над  правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни. [5; с. 97]

Информация о работе Формы государства