Форма правления и форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Форма государства - это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.
Форма государства зависит от его содержания и определяется им. Значительное влияние на форму государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия проживания и др.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Политический  режим  тоталитарного  типа  таким  преимуществом  не  обладает.   Для  него  характерно  насильственное  навязывание  населению  общественных  порядков,  чьи  модели  разработаны  на  основе  единой  идеологии.  Господство  этих  порядков  достигается  посредством  монопольного  тоталитарного  контроля  над  политикой,  экономикой,  культурой  и  бытом.  Идеологическое  и  организационное  единство  обеспечивается  политическим  господством  Партии,  возглавляемой  Вождем. Она  подчиняет  себе  государство.  В  ее  руках  находятся  средства  массовой  информации,  печать.  В  методах  управления  преобладает  политическое  и  физическое  насилие,  полицейский  и  жандармский  террор. 

Подобные  свойства,  казалось  бы,  исключают    возможность  ненасильственной смены  тоталитарной  власти.  Однако,  как  показал  опыт  Чехословакии,  Венгрии,  во многом  Польши  и,  быть  может,  СССР,  тоталитарный  политический  режим  способен  к  самоизменениям   с  постепенным  и  относительно  мирным  переходом  к  посттоталитарному,  а  затем,  по-видимому,  и  к  демократическому.  Во  всяком  случае  такого  рода  переход  успешно  осуществлен  в  Испании,  Греции,  Чили,  отказавшихся  от  фашистских  режимов  и  выбравших  демократический  путь  развития. 

 

АВТОРИТИРНОГО ТИПА

Политический  режим  авторитарного  типа  -  третий  его вид,  зафиксированный  современной  теорией  государства.  Он  является  промежуточным  между  тоталитарным  и  демократическим  режимами, переходным  от  одного  к  другому.  При  этом  переход  может  осуществляться  как  в  сторону  демократии,  так  и  в  сторону  тоталитаризма.

Переходный,  промежуточный  характер  авторитарного  режима  определяет  «размытость»,  нечеткость  многих  его  свойств.  В  нем  можно  наблюдать  черты  и  тоталитаризма,  и  демократии.  Главная  его  особенность  состоит  в  том,  что  государственная  власть  не  имеет тоталитарного  характера  и  не  достигает  полного  контроля  над  всеми  сферами  экономической,  политической  и  культурной  жизни.  В  нем  нет  единой  государственной  обязательной  для  всех  идеологии,  которая  заменяется  идеологическими  конструкциями  типа  теории  национального  интереса,  идеями  патриотизма и  т.п.  Управление  осуществляется  не  столь  жесткими,  как  при  тоталитарном  режиме,  средствами.  Массовый  террор  отсутствует.

Авторитарные  политические  режимы  появляются на  авансцене  истории  тогда,   когда  власти  намерены  приступить  к  коренным  реформам  общественного  строя  и  осуществить  «революцию  сверху»  (например,   переход  в  Испании  от  фашистского  строя  к  демократическому  в  последний  период  правления  каудильо  Франко,   начатая  в  СССР  в  1985 г.  перестройка  происходили  в  условиях  авторитарных  режимов).

Следует  иметь  в  виду,  что  классификация  политических  режимов  в  теории  государства  рассматривает  именно  их  типы,  которых  в  чистом  виде  в  реальной  истории  не  существует.

Политический  режим  как  элемент  формы  государства  обусловливает   и  остальные  характеристики  государственного  устройства,  в  первую  очередь  влияя  на  форму  правления.

 

Краткая характеристика по форме государства в России.

При подготовке новой Конституции  России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о  форме правления. Суть дискуссий  сводилась к альтернативе: президентская  или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных  условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение  элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные»  формы. Данные процессы отражают новые  тенденции современного политического  развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости  государства, придать большую самостоятельность  и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, т.е. порядок  организации и взаимоотношений  высших органов государства, зависит  от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации  в качестве формы правления установлена  президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в  частности, контроль Президента за деятельностью  Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что  Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс  между законодательной и президентской  властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое  равновесие и устойчивость государственной  власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может  не быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства.

Итак, политический режим  в России на сегодняшней день является демократическим. Но к сожалению, политическая обстановка в стране не устойчива, за последние годы произошло много изменений. После образования РФ, в середине девяностых годов, и по настоящее время сложился авторитарный режим с плутократией, то есть власть формально и фактически принадлежит богатой верхушкой господствующих классов (деньги решали всё). Присутствуют также признаки авторитарного управления государством (неразвитое гражданское общество, т.е. не действуют нормы защиты общества, они изложены на бумаги, но их некто не соблюдает, и они постоянно нарушаются). Из этого можно следует заключение, что в России еще нет единого, совершенного и нерушимого политического строя.


Информация о работе Форма правления и форма государства