Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные» и «переходные» формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Понятие формы государственного устройства………………………………5
II. Унитарное государство и федерация как виды формы государственного устройства: понятие, сравнительный анализ………………………………….11
III. Федерация и конфедерация: общее и особенное ……………………….....20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik2.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия»

 

Кафедра

теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 по теории государства и  права

 

Тема: «Форма государственного устройства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

3  курса 34.04  группы

Доброхотова Н.А.

 

Проверил:____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2014


 

План

 

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Понятие  формы государственного устройства………………………………5

II. Унитарное  государство и федерация как  виды формы государственного  устройства: понятие, сравнительный  анализ………………………………….11

III. Федерация и конфедерация: общее и особенное ……………………….....20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

 

 

 

Введение.

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные» и «переходные» формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств  и государственных образований.

Говоря о государственном устройстве, следует обратить внимание на многозначность этого понятия. В литературе говориться об устройстве государства как о форме государства в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации. А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина считают, что действительно, во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве (строении, организации) государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном. Очевидно поэтому, говоря о форме государства и всех её элементах, при определении понятий Венгеров использует термин «устройство», причём каждый раз применяя разные смысловые оттенки, что может привести к смешению традиционно выделяемых и определенный категорий.

В целом форму государственного устройства можно определить как организацию государственной власти по территории (территориальной или национально-территориальной организации), характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями.

Исходя из данного определения и представленной выше характеристики можно выделить следующие признаки формы государственного устройства. Во-первых, это один из элементов, характеризующий форму государства. Во-вторых, этот элемент показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства. В-третьих, определяет правовое положение частей государства и взаимоотношение их органов. В-четвертых, показывает как строятся отношения между центральными органами государственной власти и органами власти частей государства. Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств.

Таким образом, при характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу. 
I. Понятие формы государственного устройства.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

  • Простая форма (унитарное государство);
  • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются в рамках данного института.1

Унитарное государство - простое цельное, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В этом государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и др.

 

 Признаки  унитарного государства 

 

   1. Один Основной Закон.

 

   2. Единые в масштабе  всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

 

   3. Единая система законодательства.

 

   4. Единое гражданство.

 

   5. Единая денежная единица.

 

   6. Общая для всех административно-территориальных  единиц налоговая и кредитная  политика.

 

   7. Составные части унитарного  государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).

 

     Унитарные государства  бывают простыми и сложными.  Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа).  Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многонациональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными – Япония, Египет и т.д.

 

 Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются отдельным государством или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, признаками государственности. В нем наряду с высшими органами федерации и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

 

 

 

Признаки федерации 

 

   1. Территория федерации  состоит из территорий ее субъектов.

 

   2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть  принадлежит федеральным государственным  органам.

 

   3. Компетенция между субъектами  федерации и самой федерацией  разграничивается союзной Конституцией.

 

   4. Субъекты федерации  имеют свои конституции, свои  высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

 

   5. Высший  законодательный  (представительный)  орган  федерации  имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

 

 Существует несколько видов федеративных государств:

 

  -основанные на национально-территориальном признаке (территориальные,  национальные и смешанные);

 

   - симметричные и асимметричные;

 

   - договорные, учредительные  и конституционные.

Современные федерации - США, Россия, Индия и др.2

Конфедерация – это, по словам, С. С. Алексеева, «государственный союз государств». Т. е ни одно из государств – членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; все части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но и в основном сохраняют свою национальную, армию, денежную систему, полицию и т. д.

Конфедерация возникает, в основном, на недолгий срок, для решения каких – либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Конфедерация - союз государств, образуемый для определенных (как правило, временных - политических, военных) целей. Конфедерация представляет собой объединение двух или более государств, при котором союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации - и только по тем вопросам, для разрешения которых они объединялись. Главная ее особенность заключается в отсутствии общего для объединившихся государств центрального государственного аппарата, который бы направлял по общему пути все законодательство и управление государств, а также в том, что каждое государство (член конфедерации) сохраняет за собой право вступать в дипломатические, торговые и военные соглашения с иностранными государствами.

  

Признаки конфедерации 

 

   1. Конфедерация является  союзом суверенных государств, объединившихся  для достижения определенных  целей.

 

   2. Конфедерация - непрочное, как правило, временное образование.

 

   3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий  государств, то есть ее членов).

 

   4. Отсутствие единого  гражданства.

 

   5. Право свободного выхода  субъектов из конфедерации.

 

   6. Бюджет конфедерации  состоит из добровольных взносов  ее членов.

 

   7. В предмет ведения  конфедерации входит незначительный  круг вопросов (войны и мира, международной  политики).

 

   8. Армия состоит из  воинских контингентов государств-членов  конфедерации.

 

     Исторические факты  подтверждают то обстоятельство, что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д. Это связано с тем, что у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).

 

     В последние десятилетия  в мире возникает множество  форм экономического, политического, культурного и иного объединения  государств: содружество, сообщество, союз, автономия и др.  к их числу относятся Европейский Союз, который ранее назывался Экономическим сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционировало в сторону конфедерации.

 

     После распада СССР  на его геополитическом пространстве  возникло СНГ.  Сегодня в Содружество Независимых Государств входит 12 членов – бывших союзных республик.  Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний.  Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

 

     Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

 

    Содружество – организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенных степенью однородности, например, таких как: экономика, право, язык, культура, религия.

 

    Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре, которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

 

    Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

 

   Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).3

 

 

II. Унитарное государство и федерация как виды формы

государственного устройства: понятие, сравнительный анализ.

Унитарное государство — это форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве одноуровневая система государственной власти и одноуровневая система законодательства.

Информация о работе Форма государственного устройства