Федеративное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из
которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного
государства имеют одинаковый статус и равные права.
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для
многонационального государства. Чтобы называться многонациональным,
государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной
национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет
об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно
проживающих на различных частях территории государства.

Содержание

Стр.
введение.....................................................

1.
этапы развития и современное состояние РФ..............

2.
состав, территория и денежная система РФ...............

2.1.
Состав субъектов Российской Федерации..................

2.2.
Территория Российской Федерации........................

2.3.
Денежная система Российской Федерации..................

3.
статус субъектов РФ....................................

3.1.
Правовой статус субъектов Российской Федерации.........

3.2.
Особенности правового статуса республик................

3.3.
Особенности правового статуса автономий................

4.
Предметы ведения РФ и ее субъектов.....................

4.1.
Предметы ведения Российской Федерации..................

4.2.
Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов..

5.
Организация исполнительной власти, единая судебная система и прокуратура РФ...............................

5.1.
Организация исполнительной власти......................

5.2.
Единая судебная власть и прокуратура...................

заключение...................................................

список литературы............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Федеративное устройство России1.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

законов над федеральными. Закрепление  в конституционных актах республик

такого рода положений противоречит основам конституционного строя  Российской

Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав

человека.

Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах

государственной власти, органах местного самоуправления, государственных

учреждениях республик эти языки  употребляются наряду с государственным  языком

Российской Федерации, т.е. русским  языком. В республиках, в которых титульная

нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательно

закреплено двуязычие. Многоязычие  закреплено в многонациональном  Дагестане.

Практически все республики признают и гарантируют права всех наций  на

пользование своим языком и на его развитие.

[14]

Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику  — герб,

флаг, гимн, определяют столицу. Государственная  символика отражает

национально-историческую символику  народа. Республики вправе учреждать  свои

почетные звания и государственные  награды.

    

3.3. Особенности правового  статуса автономий

 

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная

область) и десять автономных округов. Что касается автономной области, то ее

сохранение является скорее данью  традиции, поскольку еврейского населения  в

ней почти нет. По численности и  структуре населения все округа невелики и

многонациональны. Наибольший удельный вес кореннной национальности в Ненецком

автономном округе (16,5%), наименьший — в Ханты-Мансийском (1,4%).

Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво. С одной

стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может входить "в

состав края или области" (и 9 из 10 являются как раз такими). С  другой,

округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как  равноправный

субъект Российской Федерации. Конституция  РФ предусматривает, что отношения

таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между

органами государственной власти автономного округа и соответственно органами

государственной власти края или области. Договорная форма отношений

"вхождения" не устраняет  в полной мере разногласий  в отношении того, является

ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего

следует решение вопроса о пределах властвования органов государственной

власти области (края).

Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами

Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два

представителя от каждого субъекта Федерации), а также избирают депутатов  в

Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в законодательном

органе Федерации.[15]

    

4. предметы ведения  РФ и ее субъектов

 

4.1. Предметы ведения  Российской Федерации

 

Проблема определения компетенции  федеральных органов власти является главной

и наиболее сложной в любом  федеративном государстве. Федерация не может

обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана

делиться этими полномочиями с  субъектами Федерации, без чего государственная

власть не может носить демократический  характер. Субъекты Федерации

заинтересованы в существовании  сильной федеральной власти, наделенной

широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же

время они не хотят утратить своей  самостоятельности и обладать правом решать

лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное

противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и  оптимально

проводить разграничение компетенции  государственных органов федерации  и ее

субъектов.

Ст.71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации;

ст. 72 — перечень вопросов, находящихся  в совместном ведении Федерации  и ее

субъектов; а в ст.73 закреплена (без  перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за

пределами ведения первых двух) компетенция  субъектов Федерации.

[16]

Разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной

власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции,

Федеративного договора и иных договоров  по этим вопросам. Это положение

включено в число основ конституционного строя (ч.3 ст.11 Конституции), оно

призвано воспрепятствовать решению  проблемы разграничения в неправовых формах

или путем произвольного принятия законов, а также постановлений

исполнительной власти.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. закрепил принципы и порядок

разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и  органами государственной власти субъектов  РФ.

Этим актом установлен порядок принятия законов по предметам совместного

ведения, основные принципы и порядок  заключения договоров между органами

власти Российской Федерации и  субъектов РФ, а также соглашений между органами

исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ о передаче друг

другу части своих полномочий.

Отнесение Конституцией тех или  иных вопросов к числу предметов  ведения

Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных

органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и

только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им

правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное

регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это  и

сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не

вправе вмешиваться органы государственной  власти субъектов Федерации.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст.71

Конституции РФ, можно условно разделить  на несколько групп.

[17]

1) Вопросы государственного строительства:

-       принятие и  изменение Конституции РФ и  федеральных законов, контроль

за их исполнением;

-       федеративное  устройство и территория Федерации;

-       регулирование  и защита прав и свобод человека  и гражданина,

гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных

меньшинств;

-       установление  системы федеральных органов  законодательной,

исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности,

формирование федеральных органов  государственной власти;

-       федеральная  государственная служба.

2) Вопросы регулирования экономики  и социального развития.

3) Вопросы внешней политики и  внешнеэкономической деятельности.

4) Вопросы обороны и охраны  границы.

5) Вопросы создания правоохранительных  органов и правовой системы.

6) Вопросы метеорологии, статистической  отчетности и др.

7) Государственные награды и  почетные звания Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской

Федерации, можно сделать ряд  важных выводов в отношении конституционных

прерогатив Федерации, и в частности:

1) только на федеральном уровне  можно изменять Конституцию, принимать  законы

о гражданстве и др;

2) на территории субъектов Федерации  могут располагаться объекты  федеральной

собственности;

3) только на федеральном уровне  решаются вопросы ядерной энергетики, развития

путей сообщения и деятельности в космосе;

4) только федеральные органы  власти вправе осуществлять внешнюю политику,

объявлять войну и заключать  мир;

5) Вооруженные Силы являются  едиными для всей страны, ни  один субъект

Федерации не вправе создавать собственные  вооруженные формирования;

6) судоустройство и прокуратура  являются едиными для всей страны, только на

федеральном уровне можно объявлять  об амнистии и помиловании и др.

Исключительные полномочия федеральных  органов затрагивают далеко не все  сферы

деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах

проявляется суверенитет и верховенство Российской Федерации, ее назначение

обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

     4.2. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к

компетенции в равной степени как  Федерации, так и ее субъектов. По этим

вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы

субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав

администраций субъектов федерации, постановления Правительства РФ и акты

исполнительной власти субъектов  Федерации. Вопросы совместного  ведения не

требуют жесткой централизации, а  лишь регулирования в определенной части со

стороны федеральных органов государственной  власти. Но на практике это очень

сложный вопрос.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах

ст.72, можно условно разделить  на несколько групп.

[18]

1) Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

-       обеспечение  соответствия конституций и законов  республик, уставов,

законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции  РФ

и федеральным законам;

-       защита прав  и свобод человека и гражданина, защита прав национальных

меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности,

режим пограничных зон;

-       защита исконной  среды обитания и традиционного  образа жизни

малочисленных этнических общностей;

-       установление  общих принципов организации  системы органов

государственной власти и местного самоуправления.

2) Вопросы регулирования экономики  и социального развития:

-       разграничение  государственной собственности, вопросы владения,

пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными

ресурсами;

-       природопользование, охрана окружающей среды и  обеспечение

экологической безопасности, особо  охраняемые природные территории, охрана

памятников истории и культуры;

-       общие вопросы  воспитания, образования, науки,  культуры, физической

культуры и спорта;

-       координация  вопросов здравоохранения, защита  семьи, материнства,

отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

-       осуществление  мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,

эпидемиями, ликвидация их последствий;

-       установление  общих принципов налогообложения  и сборов в Российской

Федерации.

3) Вопросы деятельности правоохранительных  органов и правовой системы.

4) Координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов

Федерации, выполнение международных  договоров Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права

(административное, трудовое и др.) формируется Федерацией и ее субъектами

совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) —  только

федерацией. Федерация совместно  с ее субъектами регулирует такую  огромную часть

общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов

государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на

совместное установление общих  принципов.[19]

     5. организация исполнительной власти, единая судебная система и прокуратура

РФ

5.1. Организация исполнительной  власти

 

Организация исполнительной власти в  федеративном государстве — сложный

вопрос. Органы этой власти не могут  составлять жесткую вертикаль, ибо  это

ведет к фактическому унитаризму и парализует инициативу субъектов Федерации.

Но исполнительная власть Федерации  и субъектов не должны действовать

разрозненно — в таком случае эффективность решения многих, проблем  будет

недостижима.

Конституция (ч.2 ст.77) предусматривает создание единой системы исполнительной

власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.

[20] Но эта система образуется только в пределах ведения Федерации и

полномочий Федерации по предметам  совместного ведения Федерации  и ее субъектов.

Следовательно, в этих пределах правительства  и министерства субъектов РФ

находятся в отношениях подчинения с Правительством РФ и соответствующими

федеральными министерствами, в то время как по вопросам исключительных

полномочий субъектов эти органы действуют независимо от федеральных  органов.

Однако такая система органов  исполнительной власти не исчерпывает  всей

проблемы организации исполнительной власти в Федерации. На территории

субъектов Федерации федеральными органами исполнительной власти могут

создаваться свои территориальные  органы, в которые ими назначаются

соответствующие должностные лица. Но эти органы создаются только для

осуществления полномочий федеральной  власти, а, следовательно, полностью

Информация о работе Федеративное устройство России