Федеративное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из
которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного
государства имеют одинаковый статус и равные права.
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для
многонационального государства. Чтобы называться многонациональным,
государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной
национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет
об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно
проживающих на различных частях территории государства.

Содержание

Стр.
введение.....................................................

1.
этапы развития и современное состояние РФ..............

2.
состав, территория и денежная система РФ...............

2.1.
Состав субъектов Российской Федерации..................

2.2.
Территория Российской Федерации........................

2.3.
Денежная система Российской Федерации..................

3.
статус субъектов РФ....................................

3.1.
Правовой статус субъектов Российской Федерации.........

3.2.
Особенности правового статуса республик................

3.3.
Особенности правового статуса автономий................

4.
Предметы ведения РФ и ее субъектов.....................

4.1.
Предметы ведения Российской Федерации..................

4.2.
Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов..

5.
Организация исполнительной власти, единая судебная система и прокуратура РФ...............................

5.1.
Организация исполнительной власти......................

5.2.
Единая судебная власть и прокуратура...................

заключение...................................................

список литературы............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Федеративное устройство России1.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

каждого субъекта по отношению к  Федерации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает

возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в

одностороннем порядке. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права  выхода

из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом

волю при принятии Конституции.

Но Конституция не исключает  возможности расширения состава  субъектов Федерации.

Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства  или

территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых,

если новый субъект Федерации  образуется на территории, входящей в  состав

какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов

Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным

конституционным законом, который  пока не принят. Если же при этом будет

затронут статус какого-то субъекта Федерации, то следует помнить, что  его

изменение возможно только по взаимному  согласию Российской Федерации и

соответствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным

конституционным законом.[4]

    

2.2. Территория Российской  Федерации

 

В конституционном праве России есть понятия "территория Российской Федерации" и

"территория субъекта Федерации". Отношение между ними самое  простое: первая

включает в себя территории ее субъектов. Однако Федерация не вправе по

собственному усмотрению менять границы  ее субъектов. Границы между ними могут

быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понимается не

только  ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море,

воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды состоят из

рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море — это примыкающий к

сухопутной  территории морской пояс шириной  до 12 морских миль. Воздушное

пространство  по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.

[5]

Под сухопутной и водной территорией  расположены недра, о которых  Конституция

РФ  не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в

понятие государственной территории.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра

подводных районов, находящихся за пределами  территориального моря Российской

федерации, на всем протяжении естественного продолжения  ее сухопутной

территории  или на расстоянии 200 миль от берега. Обычно шельф бывает богат

запасами  нефти и других неживых, а также живых ресурсов. Интересы субъектов

федерации в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываются в

соответствии с их вкладом в  разведку и разработку этих ресурсов.

[6]

Исключительная экономическая  зона — это морское пространство шириной до 200 миль

от берега. Здесь прибрежные государства  вправе создавать искусственные  острова,

установки и сооружения, проводить  исследования, осуществлять защиту морской

среды и естественных ресурсов.[7]

Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической

зоны входит в ведение федеральных  властей. Они призваны обеспечивать

территориальную целостность Федерации и ее субъектов. Режим границы

Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственной  границе

Российской Федерации (в редакции от 5 августа 2000 г., вступил в силу с 1

января 2001 г.), а также рядом других нормативных актов и международных

договоров с сопредельными государствами. Этими актами закрепляется процедура

разрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские

пограничные войска несут охрану внешней  границы ряда государств, входящих в

Содружество Независимых Государств.

Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном  море и

прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. регулируется

прилежащая зона — морской пояс, который расположен за пределами

территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на

расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется

ширина территориального моря.[8]

    

2.3. Денежная система Российской Федерации

 

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием

единой денежной и  кредитной системы.

Денежная система Российской Федерации  включает в себя официальную денежную

единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного

обращения. Согласно Федеральному закону от 26 апреля 1995 г. «О внесении

изменений и дополнений в Закон  РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке

России)», официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является

рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных

суррогатов запрещаются.[9]

Эмиссия наличных денег, организация  их обращения и изъятия из обращения  на

территории Российской Федерации  осуществляются исключительно Банком России.

Наличные деньги выпускаются в  обращение в виде банковских билетов (банкнот) и

металлической монеты. Банкноты и  монеты являются безусловными обязательствами

Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Подделка и незаконное

изготовление  банкнот и монет преследуются по закону.

Организация денежного обращения возлагается  на Центральный банк России,

который планирует объем производства, перевозки  и хранения банкнот и монет,

создание их резервных фондов; устанавливает правила хранения, перевозки и

инкассации  наличных денег, устанавливает признаки платежности денежных знаков

и порядок замены поврежденных банкнот  и монет, а также их уничтожение;

определяет  порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Расчеты на территории Российской Федерации  осуществляются в валюте Российской

Федерации, за исключением случаев, предусмотренных  законодательными актами

Российской  Федерации. Порядок и условия  расчетов в иностранной валюте на

территории  Российской Федерации определяются Центральным банком России в

соответствии  с ее законодательством.

В Российской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитных

расчетов.[10]

    

3. статус субъектов  РФ

 

3.1. Правовой статус  субъектов Российской Федерации

 

В соответствии с принципом конституционности  федеральные конституционные

законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные

нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут

передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные

Конституцией  РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного

ведения.

Субъекты  РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое

наименование  подлежит включению в ст.65 Конституции  РФ. Исчерпывающим и

точным  перечислением наименований всех субъектов  Федерации в Конституции РФ

подчеркивается  добровольность вхождения каждого  субъекта в Российскую

Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все

субъекты  Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение  в равном представительстве

всех  субъектов РФ (независимо от размера  территории и численности населения)

в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого

субъекта  РФ), а также в порядке формирования Государственного совета

Российской  Федерации, который состоит из высших должностных лиц

(руководителей высших исполнительных  органов государственной власти) всех

субъектов РФ.

Равноправие субъектов Федерации  проявляется в общем для всех них определении

предметов ведения, которое вытекает из ст.71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты

РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной

власти, которые создаются в  соответствии с волеизъявлением  всего

многонационального народа России, в том числе — всех субъектов  Федерации.

[11] Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно,

участвуют в решении вопросов, относящихся  к предметам ведения Федерации. Вместе

с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое

регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом до

принятия федеральных законов  субъекты РФ вправе осуществлять по таким  вопросам

собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего

федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ

приводятся в соответствие с  принятым федеральным законом. Вне  пределов ведения

Российской Федерации и совместного  ведения субъекты РФ обладают всей полнотой

государственной власти.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в

республиках), уставы (в других субъектах  РФ), законы, подзаконные акты.

Правовая система субъектов  РФ как бы образует собственное конституционное

право, которое, однако, не разрывает  единого поля конституционного права

Российской Федерации, составляя  его федеративный аспект. Свои правовые акты

субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы

и другие правовые акты соответствовали  Конституции РФ и федеральным  законам,

находились в пределах совместного  ведения Федерации и ее субъектов, ведения

субъектов Федерации.[12]

Правовой статус субъекта РФ может  быть расширен путем создания в пределах его

территории особой экономической  зоны.

По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов

Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и

государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики,

из которых образовалось большинство  нынешних республик, прежде имели свои

конституции, что повлияло на их желание  сохранить эту традицию в условиях

расширения самостоятельности  республик. Республики вправе иметь  государственный

язык, в то время как другие субъекты РФ —- нет. Конституции и уставы субъектов

РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей,

правового социального государства  и др.).

Субъекты Федерации обладают своей  территорией, которая является частью

территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации  могут

быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов государственной  власти устанавливается субъектами Федерации

самостоятельно. Есть, однако, конституционные  требования, которые они при этом

должны соблюдать. Во-первых, чтобы  эта система соответствовала основам

конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает

разделение и самостоятельность  трех властей: законодательной, исполнительной и

судебной. Во-вторых, система органов  власти должна строиться на основе общих

принципов организации представительных и исполнительных органов государственной

власти, установленных федеральным  законом. Такие требования Конституции  РФ,

весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить

принципиальное единообразие организации  государственной власти в Федерации на

всех уровнях.[13]

Конституционно-правовой статус субъектов  РФ обеспечивает им широкие

возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В

законодательных органах субъектов  принимается большое число законов  в области

государственного строительства, защиты прав и свобод человека и  гражданина,

развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения,

культуры.

    

3.2. Особенности правового статуса республик

 

В отличие от других субъектов Федерации  республики признаются государствами.

Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики

самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией.

Республики не вправе нарушать государственную  целостность России единство

системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право  на

самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в

государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус,

вернуть назад переданные Федерации  суверенные права можно только с  согласия

Российской Федерации, путем изменения  Конституции РФ или в соответствии с

федеральным конституционным законом.

С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом

статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную

целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а

административных границ, не могут  быть изменены без ее согласия. Гарантией

территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако,

не всегда обеспечивает быстрое  и эффективное разрешение территориальных

споров.

Неправомерны претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих

Информация о работе Федеративное устройство России