Федеративное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из
которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного
государства имеют одинаковый статус и равные права.
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для
многонационального государства. Чтобы называться многонациональным,
государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной
национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет
об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно
проживающих на различных частях территории государства.

Содержание

Стр.
введение.....................................................

1.
этапы развития и современное состояние РФ..............

2.
состав, территория и денежная система РФ...............

2.1.
Состав субъектов Российской Федерации..................

2.2.
Территория Российской Федерации........................

2.3.
Денежная система Российской Федерации..................

3.
статус субъектов РФ....................................

3.1.
Правовой статус субъектов Российской Федерации.........

3.2.
Особенности правового статуса республик................

3.3.
Особенности правового статуса автономий................

4.
Предметы ведения РФ и ее субъектов.....................

4.1.
Предметы ведения Российской Федерации..................

4.2.
Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов..

5.
Организация исполнительной власти, единая судебная система и прокуратура РФ...............................

5.1.
Организация исполнительной власти......................

5.2.
Единая судебная власть и прокуратура...................

заключение...................................................

список литературы............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Федеративное устройство России1.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Российской Федерации. Ни в одной  другой союзной республике они не

создавались.

В этот же период можно отметить и  переход многих народов России к более

высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало

преобразование округов Горской  АССР в автономные области, начавшееся в 1921

году. Так, Кабардинский округ стал Кабардинской, а год спустя —  Кабардино-

Балкарской автономной областью. В 1922 году из Горской республики выделился

Карачай, который после объединения  с черкесскими районами Кубано-Черноморской

области в январе 1922 года стал называться Карачаево-Черкесской автономной

областью. В 1922 году из Горской  автономной республики выделился Чеченский

округ, на базе которого была создана  Чеченская автономная область. В 1924

году Горская АССР была упразднена и на ее базе созданы две автономные области

— Северо-Осетинская и Ингушская.

Экономический, политический и культурный рост российских автономий обусловил

переход многих из них к еще более  высокой форме национальной

государственности народов России. Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская и

некоторые другие автономные области  были преобразованы в автономные

республики. В 1925 году в автономную республику преобразовалась Чувашская

автономная область, а в 1934 —  Удмуртия, также бывшая автономной областью.

Конституция СССР 1924 года предусмотрела  необходимость приведения союзными

республиками своих конституций  в соответствие с Конституцией СССР. Выполняя

это требование, XII Всероссийский съезд  Советов утвердил измененный текст

Конституции РСФСР. В редакции 1925 года в Конституции ограничивался  круг

полномочий верховных органов  Республики. Союзным органам были переданы

внешние сношения, оборона, руководство  транспортом и связью. Однако

Российская Федерация и в  рамках Союза ССР оставалась суверенным государством,

суверенитет которого был ограничен  лишь вопросами, отнесенными к компетенции

Союза. За РСФСР сохранялось право свободного выхода из Союза.

Многочисленные дополнения в Конституцию  РСФСР 1925 года были внесены в связи

с развитием автономии. Если Конституция  РСФСР 1918 года лишь в трех статьях  в

общих чертах регулировала проблему автономии, то в Конституции 1925 года ей

посвящена, как уже отмечалось, специальная глава. Кроме того, вопросы

автономии поднимались и в других статьях. Конституция установила формы

автономии — автономную республику и автономную область. В ней в  общих чертах

определялась конструкция их государственного механизма, границы компетенции.

Надо сказать, что в процессе государственного строительства в  Российской

Федерации переход народов России к более высоким формам государственности  не

ограничивался рамками автономии. Некоторые народы от автономии перешли к

созданию своих союзных республик. Впервые такое крупное преобразование было

проведено в результате национально-государственного размежевания Средней

Азии, когда на месте Туркестанской  АССР, Бухарской и Хорезмской советских

республик были созданы новые союзные республики — Туркменская и Узбекская, а

также некоторые новые автономии.

Этот процесс продолжался и  в последующие годы. В 1926 году в  связи с

принятием новой Конституции СССР Казахская и Киргизская автономные республики

были преобразованы в союзные.

Важным этапом в государственном  строительстве РСФСР стало принятие 21 января

1937 г. новой Конституции РСФСР.  Эта Конституция закрепила наличие  в составе

Федерации 17 автономных республик  и 6 автономных областей, которые

перечислялись в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при

установлении системы местных  органов государственной власти о наличии в

Республике национальных округов. В Конституции в самых общих  чертах

определялся правовой статус автономной республики и автономной области.

После принятия Конституции РСФСР 1937 года во всех автономных республиках

были приняты конституции этих республик.

В годы Великой Отечественной войны  сталинский тоталитарный режим предпринял

ряд репрессивных мер по отношению  к целым народам, населяющим Российскую

Федерацию, некоторые из которых  были обвинены в сотрудничестве с  немецко-

фашистскими захватчиками. В массовом порядке в восточные районы были

депортированы калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, крымские

татары, турки-мес-хетинцы, немцы, греки, курды, корейцы и другие народы.

Последовала также ликвидация национальной государственности некоторых из этих

народов. В августе 1941 года была ликвидирована  автономная республика Немцев

Поволжья. В октябре 1943 года упразднена Карачаевская автономная область, в

декабре 1943 года — Калмыцкая АССР, в марте 1944 года — Чечено-Ингушская

автономная республика, в апреле 1944 года в связи с переселением балкарцев,

живущих в Кабардино-Балкарской АССР, она была переименована в Кабардинскую

АССР. В июне 1945 года Крымская АССР была преобразована в Крымскую область

Российской Федерации.[1]

После XX съезда КПСС репрессированные народы стали восстанавливаться  в

правах, а государственность многих из них начала возрождаться. В январе 1957

года была создана Калмыцкая  автономная область, которая в июле 1958 года

преобразовалась в Калмыцкую АССР. В январе 1957 года была восстановлена

Чечено-Ингушская АССР. В связи  с ее восстановлением ей была передана часть

территории Душетского и Казбегского  районов из состава Грузинской ССР, а

также восстановлена граница между  РСФСР и Грузинской ССР, существовавшая до

ликвидации Чечено-Ингушской республики. В январе 1957 года Черкесская

автономная область была преобразована в Карачаево-Черкесскую автономную

область. В январе 1957 года Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-

Балкарскую АССР. В 1964 году определенные правовые меры по реабилитации были

приняты также в отношении немцев Поволжья и крымских татар. 26 апреля 1991 г.

в Российской Федерации был принят закон «О реабилитации репрессированных

народов», которым все они были реабилитированы, а репрессивные акты против

них признаны незаконными и преступными.

После окончания Великой Отечественной  войны территория Российской Федерации

существенно расширилась. В состав РСФСР на правах автономной области  была

включена Тувинская народная республика, преобразованная впоследствии (октябрь

1961 г.) в Тувинскую АССР. В состав  РСФСР вошли также область  Петсамо

(Печенга), принадлежавшая Финляндии,  город Кенигсберг с прилегающими  к нему

районами (Восточная Пруссия), составившие  впоследствии Калининградскую

область. В 1945 году Союзу ССР были возвращены Японией земли, ранее

принадлежавшие России, — Южный  Сахалин и Курильские острова, которые тоже

вошли в состав территории РСФСР. Кроме  того, в июне 1956 года Карело-Финская

ССР была преобразована в Карельскую АССР, которая снова вошла в  состав

Российской Федерации.

Вместе с тем в послевоенный период происходили и обратные процессы. 26 апреля

1954 г. из состава РСФСР в  состав Украинской ССР была  передана Крымская

область.

Конституция РСФСР 1978 года вновь зафиксировала  суверенный статус РСФСР и ее

право свободного выхода из СССР. В  соответствии с Конституцией в составе

Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных

областей и 10 автономных округов (так  стали называться бывшие национальные

округа), которые были перечислены  в ней поименно.

Новая Конституция РСФСР (так же, как и принятая в 1977 году новая Конституция

СССР), не внесла каких-либо существенных изменений в правовой статус союзных  и

автономных республик, автономных областей и автономных округов. Между  тем

реальная жизнь стала активно  отходить от конституционных канонов.

Последовательная демократизация всех сторон жизни страны, ослабление

тоталитарного режима усилили стремление союзных республик к обретению  подлинной

независимости.[2]

Значительным шагом Российской Федерации на этом пути явилась Декларация «О

государственном суверенитете Российской Советской Федеративной

Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 года первым Съездом

народных депутатов РСФСР. Она  провозгласила государственный  суверенитет РСФСР

на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое

государство в составе обновленного Союза ССР.

Однако жизнь пошла дальше. Стремление всех союзных республик к независимости

привело к трагедии — распаду  Союза ССР.

Процессы, охватившие союзные республики, вскоре начали развиваться и в

национально-государственных образованиях, находящихся в составе Российской

Федерации. Одни из них поставили  вопрос о предоставлении им статуса

суверенных государств, другие —  о повышении формы их государственности. В

некоторых автономиях усилились сепаратистские настроения, породившие даже

требование выхода из состава России (Чечня и др.).

Учитывая все эти процессы, четвертый  Съезд народных депутатов России признал

необходимым повысить правовой статус всех автономных республик, исключив из

их названия слово «автономная». Тем самым было установлено новое  официальное

наименование этих республик —  «республики в составе РСФСР». Наряду с этим

правовой статус республик в  составе Российской Федерации получили все бывшие

автономные области, кроме Еврейской  автономной области.

10 апреля 1992 г. в Конституцию  Российской Федерации был включен  в качестве

ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31 марта

1992 г. Договором признается суверенитет республик в составе Российской

Федерации. Субъектами Российской Федерации  были признаны также края, области,

автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург.

Существенно расширены права всех субъектов Российской Федерации. Договором

предусмотрено разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральными

органами государственной власти и органами государственной власти республик,

краев, областей, городов Москвы и  Санкт-Петербурга, автономной области  и

автономных округов в составе Российской Федерации.

Продолжался процесс совершенствования  федеративных отношений в рамках

Российской Федерации. 4 июня 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации

своим законом образовал новую  республику в составе Российской Федерации —

Ингушскую Республику, выделив ее из состава Чечено-Ингушской Республики.

21 апреля 1992 г. шестой Съезд народных  депутатов Российской Федерации  своим

законом внес изменения в официальное  название страны. Вместо Российской

Советской Федеративной Социалистической Республики она стала называться

«Российская Федерация — Россия».[3]

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.,

закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми

были признаны республики в составе  Российской Федерации, края, области,

города федерального значения, автономная область и автономные округа и

которые, как установлено в ст.5 Конституции, между собой равноправны  во

взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    

2. состав, территория  и денежная система РФ

 

2.1. Состав субъектов

Российской Федерации

 

Российская Федерация — это  федеративное государство, созданное  по воле ее

многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией

Российской Федерации, Декларацией  о государственном суверенитете РСФСР от 12

июня 1990 г., Федеративным договором  от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего

тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством,

обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной,

судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые  в

соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов

власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает

основы конституционного строя  государства, взаимоотношений между  человеком,

гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России

и взаимоотношения Федерации с  ее субъектами, форму правления, взаимоотношения  с

другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти

вопросы свидетельствует об учредительном  характере федеральной государственной

власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит

конституционно-правовой характер и  не может рассматриваться в качестве

договорно-конституционной модели федерации.

Субъекты Федерации всех видов  перечислены в Конституции РФ в алфавитном

порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые

составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих

конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности

Информация о работе Федеративное устройство России