Федерализм и национальный вопрос политико правовые проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Институт федерализма рассматривается в качестве инструментальной ценности, позволяющей эффективно сочетать интересы публичные, интересы государства в целом и составляющие его территорий. Федеративное государство имеет несколько различных уровней организации единой государственной власти на основе разделения властей или сложившегося административно-территориального деления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛИЗМА.
1.1. Понятие и сущность федерализма…………………………………………5
1.2. Политико-правовой аспект федерализма………………………………....8
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.
2.1. Национальный вопрос и федеративное развитие в России……………14
2.2. Актуальные проблемы национального строительства в Российской Федерации………………………………………………………………………19
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РФ.
3.1. Особенности федеративного устройства РФ…………………………...21
3.2. Пути и перспективы совершенствования федерализма в России……..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….32

Вложенные файлы: 1 файл

Федерализм и национальный вопрос политико правовые проблемы.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛИЗМА.

1.1. Понятие и сущность федерализма…………………………………………5

1.2. Политико-правовой аспект федерализма………………………………....8

ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.

2.1. Национальный вопрос и федеративное развитие в России……………14

2.2. Актуальные проблемы национального строительства в Российской Федерации………………………………………………………………………19

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РФ.

3.1.  Особенности федеративного устройства РФ…………………………...21

3.2.  Пути и перспективы совершенствования федерализма в России……..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность данной работы обусловлена спецификой становления и политико-правового развития российского федерализма, который является важнейшим принципом и особой формой организации постсоветского властного пространства. Модернизационные изменения, продолжающиеся в России уже два десятилетия, охватили все сферы отечественной государственности, внесли существенные коррективы в теоретико-методологическую сферу политико-правового познания. Современные исследователи чаще всего стремятся преодолеть методологический монизм и перейти к анализу современной государственно-правовой действительности во всем многообразии и разнообразии аспектов.

          Институт федерализма рассматривается в качестве инструментальной ценности, позволяющей эффективно сочетать интересы публичные, интересы государства в целом и составляющие его территорий. Федеративное государство имеет несколько различных уровней организации единой государственной власти на основе разделения властей или сложившегося административно-территориального деления. В этом плане федерализм есть частный случай проявления универсального принципа, политико-правовая институционализация которого всегда связана с национальной и геополитической конкретикой, сложившимися в ходе исторического развития того или иного государства традициями в системе властных отношений. Отсутствие же политико-правовой модели российского федерализма, естественно, осложняет формирование адекватного отечественным реалиям политико-правового механизма, обеспечивающего эффективное функционирование всей системы федеративных институтов, что особенно важно в условиях демократической транзитивности в контексте затянувшегося переходного периода развития современной России.

          Следует отметить и то, что российский проект федеративной организации государственной власти на базе сочетания двух принципов - этнонационального и территориального - одно из проявлений его уникальности и наиболее целесообразный вариант отражения полиэтнического характера общества. Поэтому исследование процесса политико-правовой институционализации российского федерализма, выявление его сущностных признаков, определение содержания и взаимосвязей основных этапов становления, закономерностей и противоречий в процессе формирования различных политических и правовых институтов будут востребованными и в связи с необходимостью обеспечения устойчивости развития многонациональной государственности.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛИЗМА

1.1.Понятие и сущность федерализма

 

          Федерализм - это принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.

         Это слово пришло из латыни, через французский «Foederatus» означает «связан договором» и происходит от слов foedus «договор» и fidere «доверять». Первое документально подтвержденное использование этого термина в английском языке относится к 17 веку, когда пуритане стали говорить о «федеральной теологии», в смысле существования соглашения между Господом Богом и американскими переселенцами. К концу 17 - началу 18 веков слово приобрело дополнительный смысл и стало использоваться для обозначения договоренностей между штатами. К 1721 году, например, термин «федерация» использовался в значении «объединенная лига, союз».

          Федерализм - это отражение характера связи между людьми, их стремления к единению, приобщенности к идеям единства мира, божественного договора и гражданского согласия. Существует и другое определение: федерализм - это не совокупность норм, а процесс разрешения конфликтов; в то же время федерализм не сравним с “пожарной командой”; федерализм - это организационное сообщество, призванное удовлетворять потребности людей и интересы государственных институтов, территориально распространяющее политическую власть во имя свободы и одновременно концентрирующее ее от имени единого правительства.

          Федерализм - это ”форма, которая позволяет в границах большого государственного образования сохранить исторически сложившееся многообразие традиций, обычаев, культуры различных групп и слоев народа и наций”; одновременно с этим, федерализм - это не только средство решения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством, так как “система частично совпадающих юрисдикций и дробления властных полномочий в гораздо большей степени отвечает введенному Максом Вебером критерию демократического управления, нежели нависающая над обществом система бюрократической администрации”.

          Федерализм - “это средство обеспечения свободы”. “Волеизъявление формирующих гражданскую нацию свободных индивидов, а не “торг” между федеральной властью и властью регионов - вот новое и подлинное понимание сути федерализма”.

          Федерализм, - писал социолог Р. Арон, - “представляет собой единственное цельное усилие, чтобы выйти из тупика и наладить порядок. Он для середины ХХ века играет ту же роль, какую играл либерализм в ХVIII веке, марксизм в середине XIX века, т.е. он соответствует идеям нашего времени, позволяя их использовать в теории и на практике”.

Таким образом, можно констатировать значительные расхождения в понимании сущности федерализма. Даниэл Элазар выделил шесть основных причин для этого.

1. Федерализм одновременно относится к структуре и функционированию государственной власти. С одной стороны, федерализм понимается как форма государственного устройства, а с другой - как практика реализации определенных идей в сфере государственного устройства; причем совокупность данных идей также называют федерализмом.

2. Федерализм содействует сохранению как единства, так и разнообразия общественных структур (лучше сказать: государственных и общественных структур - М.З.). Данная причина связана с разнообразным пониманием роли федерализма как интеграционного и дезинтеграционного элемента в государстве и обществе.

3. Федерализм включает действие как политических, так и социальных факторов. Федерализм обусловлен действием также ряда иных факторов: экономического, идеологического и др.

4. Федерализм связывает воедино как цели, так и средства их достижения. Федерализм самодостаточен. Целью и средством федерализма не может быть унитаризм либо сепаратизм; они исключаются федерализмом.

5. Федерализм связывает эти цели как с развитием страны, так и глобальными проблемами мирового развития. В настоящее время можно говорить о глобальном масштабе идей федерализма, о его большом будущем. Федерализм предназначен для использования в качестве средства объединения в мирное и гармоничное сообщество людей на всех уровнях территориальной организации власти. Федерализм как принцип ушел далеко за рамки применения его только во внутригосударственных отношениях.

6. Федерализм постоянно меняет формы своей политической организации. Он предстает зачастую в столь разнообразных формах, что с трудом может быть идентифицирован среди них.

          Юридические основы федерализма:

- Власть закона, исполнение которого  гарантировано существованием общих  институтов. Закон федерации стоит  выше закона субъекта федерации, что закреплено конституцией.

- Исполнительная власть обеспечивает  выполнение законов.

- Всеобщий охват законами: федеральный закон обязателен как для субъектов федерации, так и для всех отдельно взятых граждан, проживающим на её территории.

- Независимость федеральных законодательных  институтов: федеральный законодательный  процесс четко отделен от процесса  законодательства в каждом субъекте федерации. Федеральные законы не нуждаются в ратификации парламентами субъектов.

- Демократия: Как федеральные законодательные институты, так и институты субъектов федерации, являются демократическими.

- Чёткое распределение юрисдикций между федерацией и субъектами, закреплённое конституцией

          Как бы то ни было, федерализм в наше время перестал уже быть средством решения какой-либо одной или нескольких проблем в области общественной и государственной жизни. Федерализм - это не просто распределение полномочий между центром и регионами; это идеология подлинно самоуправляющегося общества, альтернатива любой централизованной властной иерархии, любой бюрократической системе. Федерализм - это комплексный институт на стыке различных научных дисциплин: истории, философии, теории права, различных отраслей права, политологии, социологии, этнологии.

 

1.2. Политико-правовой  аспект федерализма

Федерализм получил широкое распространение в наши дни. Среди федеративных государств — страны, занимающие лидирующие позиции в современном мире, находящиеся на разных континентах, резко отличающиеся по размерам своей территории и национальному составу, а их население превышает 1 млрд человек. Неудивительно при этом, что федерализм имеет свои региональные особенности, вызванные спецификой его развития в различных частях мира, влиянием местных законов и                   политических традиций.

С момента своего конституционного оформления федерализм исходил не из формального толкования правовых актов, а из практического решения экономических, социальных, политических проблем, что подтверждает его эволюционный характер. Закрепляя сложившиеся де-факто взаимоотношения территориальных образований, федерализм всегда был следствием договора и компромисса.1 Федерализм необходимо рассматривать не как обособленный процесс или особую систему, отражающую специфику развития той или иной страны, а как звено в общей эволюции государства и межгосударственных отношений.

Это политико-правовое пространство, отделяющее унитарное государство от конфедерации, можно схематично представить в виде сферы — сферы федерализма. Неоднородность внутри данного пространства выражается в существовании нескольких видов федерализма, отражающих как специфику федеративных отношений в различные исторические периоды, так и особенности регионального развития.

Одним из наиболее известных видов, ассоциирующихся в массовом сознании с собственно федерализмом, является федерация (federation) .Это форма государственного устройства, основные принципы которой были сформулированы в Конституции США 1787 г.

Федеративные конституции провозглашают территориальную целостность, незыблемость границ и единство общества, живущего на его территории. Сам факт подобного конституционного определения территории государства является гарантией его территориальной целостности, поскольку для изменения границ необходим длительный и усложненный процесс изменения конституции. Данный декларативный принцип подкрепляется широким кругом вопросов, отнесенных к исключительному ведению федерации. Характер этих вопросов таков, что именно их решение обеспечивает экономическое, политическое, правовое, социально-культурное единство федеративного государства.2 Кроме того, конституционная практика накладывает ряд ограничений на законодательную деятельность субъектов федерации, обеспечивающих целостность конституционной системы федерации.

Соответствующие предписания в том или ином виде содержатся во всех федеральных конституциях и сводятся к трем общим принципам: 1) законодательно закрепляется непротиворечие конституций субъектов положениям федеральной конституции и национальным законам; 2) верховным федеральным судом, или Конституционным судом, осуществляется судебный контроль за законодательной деятельностью; эти органы вправе объявлять недействительными полностью или частично конституции субъектов федерации или отдельные правовые акты; 3) высшие должностные лица субъектов федерации обязаны неукоснительно соблюдать федеральную конституцию и несут ответственность за ее нарушение.

Тем не менее, как показывает практика, конституционные ограничения не всегда могут сохранить союз. Имеется множество примеров сецессии — выхода субъекта из состава федерации как мирным путем (Венесуэла, Чехия и Словакия), так и силовыми методами (Сингапур, республики Югославии). Однако все федеративные государства по-прежнему решительно заявляют о необходимости пресечения подобных попыток. В большинстве федераций вмешательство центральной власти, в том числе силовое, имеет конституционное подтверждение.3

В качестве одного из основных принципов выступает порядок формирования верхних палат федеральных парламентов на основе равного (США, Швейцария, Мексика, Австралия, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Пакистан) или пропорционального (Канада, Австрия, ФРГ, Малайзия, ОАЭ, Индия, Нигерия) представительства субъектов федерации. Следующий вид, как это ни покажется странным на первый взгляд, — конфедерация (confederation). Именно конфедерация была общепризнанной формой федерализма до 1787 г. Конфедерация может быть охарактеризована отношениями суверенных государственных образований, каждое из которых сохраняет за собой право субъекта международного права. Центральное правительство в конфедерации действует прямо на субъекты, но только через субъекты на граждан. Из этого следует, что каждый член конфедерации может вступать в отдельные отношения с другими государствами, например может быть членом Организации Объединенных Наций, в то время как члены федерации не могут вступать в отдельные отношения с другими государствами . Члены конфедерации сохраняют независимые и отдельные формы правительства, юрисдикции, судопроизводства, администрации, системы законов; их отношения с центральным правительством являются договорными, а не сколько не взаимозависимыми.    
Между тем ни одно из современных государств нельзя причислить к этому типу. Из всего многообразия государственных союзов, существовавших в разные столетия, чаще всего в качестве конфедерации называются: Швейцария (1291—1848), Нидерланды (1581—1795), США (1776—1788), Германия (1815—1866)9. В последние годы все чаще в этом контексте упоминается Европейский Союз.

Информация о работе Федерализм и национальный вопрос политико правовые проблемы