Проблемы политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.
В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Происхождение политики……………………………………………………..4
2. Мораль и политика……………………………………………………………..6
3. Общие и специфические цели, методы, средства в политики………………9
4. Политика как наука и искусство……………………………………….…….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список источников и литературы………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

полит контр.docx

— 44.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Происхождение политики……………………………………………………..4

2. Мораль и политика……………………………………………………………..6

3. Общие и специфические цели, методы, средства в политики………………9

4. Политика как наука и искусство……………………………………….…….15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список источников и литературы………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Политика — чрезвычайно  сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач —  управление обществом с учетом интересов  различных социальных субъектов. Эти  интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря  одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей  и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные  виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная  с распределением и осуществлением власти внутри государства и между  государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни  людей в обществе, как необходимое  и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как  систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются  именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики. К таким связям можно отнести следующие: зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования;

 

 

 

1. Происхождение  политики

Как особая сфера человеческой деятельности, цель которой – ориентировать  общественное развитие в благоприятном  для человека направлении путем  определения общих целей и  согласованных действий, политика возникла более 25 000 лет назад.

Определение понятия «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом «polis» обозначалось государство, а политкой назывались государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством.

На современном научном  уровне существуют различные подходы  к пониманию политики. Прежде всего это устоявшееся представление о политике как об управлении обществом. Достаточно распространенным является взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, группами, государственными образованиями. Существует также понимание политики как сферы борьбы различных общественных групп и лиц за власть.

Следует подчеркнуть, что  осязаемость политики как социального  института обусловлена именно наличием такого источника государственного могущества, как власть. Выделение  категории власти в качестве определяющей вытекает из того, что сфера политики не только охватывает государственную политическую систему, но и выходит за их пределы1.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики уже  не ограничивалось только государственно-организованной деятельностью, но и проникало в  сферу взаимодействия индивидов  по вопросу реализации их частных  интересов. По мнению М. Вебера, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Разнообразие подходов к объяснению смысла политики осложняет выражение ее четкой формулировки. Специфика политики связана с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные социальные интересы, эффективно регулировать социальные взаимодействия. Политический мир также связан с властными отношениями, государственным устройством. Следовательно, при определении политики такие ключевые элементы, как деятельность, государство и власть, должны быть взаимоувязанными. Не претендуя на исчерпывающее толкование, отметим, что политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целями которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. В этом определении выделены сущностные признаки политики. То, что политика является сферой властных отношений, служит удовлетворению общезначимых интересов, реализация которых невозможна вне государственного управления.

Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс  усложнения социальной жизни, обусловленной  развитием человеческих потребностей.

Так, примитивные общества древности не знали политики. Неразвитости материального производства соответствовала  скудность потребностей, сводившихся  к возможности физического выживания. Отдельные индивиды еще не были способны к самостоятельному существованию  вне рода, племени – ведущих  форм социальной целостности того времени. Взаимодействия внутри этих образований  основывались на естественных, кровнородственных  связях и регулировались нормами  общинно-коллективистской морали, традициями, обычаями и верованиями2.

Постепенное выделение человеческого  общества из природы разрушало естественный характер взаимосвязей внутри него. Процесс  постепенного разложения родоплеменной  организации ослаблял господство целого над индивидуальным. Наращивание материальных возможностей древних обществ вело кусиле-нию социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Сохранение целостности общества в этих условиях стало представлять собой серьезную общественную проблему. И хотя доминирующее значение в социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже появились политические институты, способные за счет использования средств принуждения обеспечить общеобязательные формы социальных взаимодействий. Появление механизмов государственной власти выводило социальную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений.

Власть как центральный  атрибут государственности также  первоначально не имела политического  характера. Она исходила от рода. Власть старейшин, военачальников, жрецов основывалась на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадавшие интересы и потребности рода. Дифференциация общества обусловила несовместимость интересов. Тогда потребовались политические формы согласования различных интересов и потребностей, материализовавшихся в системе специальных институтов: государства, армии, идеологии и т. п3. Реализация интересов в социально неоднородном обществе потребовала использования государственной власти. В противном случае удовлетворение потребностей одних групп могло существенно изменять социальные возможности других. Следовательно, политическая власть) – это не всякая власть, а та, которая формируется сознательно между теми, кто влияет, и теми, на кого влияют.

2. Мораль и политика

Спор о нравственности и безнравственности политики имеет  долгую историю. Его практический смысл  сводится к определению соотношения целей, средств и результатов политической деятельности, т.е.:

 • можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами?

 •     следует  ли во имя достижения счастья  большинства общества принести  в жертву жизнь хотя бы одного  человека?

Эти, можно сказать, «вечные» вопросы приобретают особую актуальность для российского общества, которое осуществляет переход к демократии. Сегодня для него подобные вопросы концентрируются в одном: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе?

Можно выделить несколько  подходов в трактовке соотношения  морали и политики. Основы первого  подхода, сторонники которого подчеркивают нерасторжимую связь политики и  морали, заложил еще Аристотель, полагавший:

 •     «без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом». Поэтому политика является социальной этикой, нравственной философией, имеющей дело с обязанностями властных структур перед гражданами;

 •     интеграция  частных интересов граждан с  общей целью всего общества  происходит на основе ценностей  справедливости, красоты, общего  блага; 

 •     совпадение  целей и средств осуществляется  благодаря таланту правителей (на  это указывал и Платон, подчеркивавший, что «царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благородных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой, создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей»)4.

В Новом времени с именем Н. Макиавелли было связано появление  второго подхода к проблеме соотношения  политики и морали. В его основе лежала идея отграничения политики от морали и признание того, что в  каждой из них действуют свои законы. По мнению Н. Макиавелли: мораль – сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил. В своих взаимоотношениях люди руководствуются собственными представлениями о добре и зле, нравственными заповедями, идеалами, считая, что требования идеала универсальны, верны для любых ситуаций. В политике же господствует целесообразность и выражаются интересы многочисленных социальных групп: классов, наций, слоев и т.д.

Содержание этих интересов имеет конкретный характер; осуществление их происходит в определенных условиях, под влиянием которых субъекты политики могут изменять свои цели. В политике, в ситуации различия и борьбы интересов, оправдано применение насилия, жестокости, обмана для достижения благородных целей.

 Н. Макиавелли –  автор основного правила безнравственной политики: «Цель оправдывает средства». Последствия его применения разрушительны и трагичны. Это не только миллионы жизней, которые были принесены в жертву утопической идее «светлого будущего», но и нравственная деформация человека как личности, господство двойных, а то и тройных стандартов, когда размываются простые человеческие ценности: свобода, индивидуальность, собственность.

 Примирить отмеченные  крайности во взглядах на соотношение  политики и морали пытались  разные мыслители: 

-    одни рекомендовали следовать принципу «меньшего зла» при достижении политических целей и даже выстраивали при этом шкалу наиболее значимых и менее важных ценностей. Еще Платон отмечал, что «правителям потребуется нередко прибегать ко лжи и обману – ради пользы тех, кто им подвластен. Подобные вещи полезны в виде лечебного средства»;

-    другой подход  предлагал автор проекта Декларации  независимости США Т. Джефферсон, который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным5.

Однако в политике выполнить  данное требование сложно, поскольку  власть открывает перед человеком  широкие возможности реализации собственного «Я» путем подчинения миллионов других «Я». Устоять перед соблазном получения благ за счет других, от искушения богатством, славой, привилегиями оказались способны немногие.

 Традицию политического  реализма в решении вопроса  о соотношении морали и политики, целей и средств в политической деятельности развивал М. Вебер. Он полагал:

-     особенность  политики заключается в опоре  на силу;

-     «примирение» морали и насилия возможно путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и моральным принципам, но после принятия решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства;

-     выбор между  меньшим злом при решении конкретной  проблемы и неукоснительным следованием  собственным моральным принципам  остается за политиком. Поэтому  единого нравственного кодекса  поведения в политике существовать  не может; 

-     в конкретной  ситуации модель поведения выбирает  сам политик. 

 При таком подходе  общество оказывается заложником «чистоты» помыслов политика, но полностью полагаться на это, как показывает исторический опыт, не следует.

3. Общие и специфические  цели, методы, средства в политики

Политика по своей сути является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает  и осуществляется ради определенных целей. Цель, средство и результат - основные компоненты политической и любой другой деятельности. Цель представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. Она выполняет в политической деятельности организующую и мотивационную функции.

 Цели политики внутренне  противоречивы и разнообразны. Ее  общая цель в социальной системе  интеграция внутренне дифференцированного  общества, увязывание конфликтующих  частных устремлений граждан  с общей целью всего общества. Гарантией гармоничного сочетания  частных и общих целей призвано  служить государство.

Информация о работе Проблемы политики