Федерализм и национальный вопрос политико правовые проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Институт федерализма рассматривается в качестве инструментальной ценности, позволяющей эффективно сочетать интересы публичные, интересы государства в целом и составляющие его территорий. Федеративное государство имеет несколько различных уровней организации единой государственной власти на основе разделения властей или сложившегося административно-территориального деления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛИЗМА.
1.1. Понятие и сущность федерализма…………………………………………5
1.2. Политико-правовой аспект федерализма………………………………....8
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.
2.1. Национальный вопрос и федеративное развитие в России……………14
2.2. Актуальные проблемы национального строительства в Российской Федерации………………………………………………………………………19
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РФ.
3.1. Особенности федеративного устройства РФ…………………………...21
3.2. Пути и перспективы совершенствования федерализма в России……..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….32

Вложенные файлы: 1 файл

Федерализм и национальный вопрос политико правовые проблемы.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

          Нельзя не учитывать, что Россия - это многонациональное государство не только в том смысле, что ее население состоит из людей разной национальности, но и потому, что в нем компактно проживают на своей исторической территории десятки сравнительно крупных наций и народностей как целостные этносоциальные образования, для которых сегодня недостаточны формы лишь национально-культурной автономии.   Необходимо иметь в виду, что народы дореволюционной России либо никогда не имели, либо столетиями были лишены своей национальной государственности, создание которой всегда было вполне естественной потребностью на историческом пути развития этносоциальных общностей.

          В советский период федерализм  и автономия многие десятилетия  носили чисто декоративный характер, а национальная государственность  целого ряда народов ликвидировалась, а они сами насильственно депортировались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тяга к созданию и сохранению своей реальной национальной государственности и подлинного федерализма не ослабевала, а неуклонно и закономерно усиливалась, что особенно наглядно проявилось в условиях демократизации.  И сегодня народы России видят в них важный фактор демократизации всех сторон их жизни, действенного сочетания национальных и интернациональных интересов, сохранения и развития своей национальной самобытности, своих культур, языков, традиций и т.д. Поэтому важно не «сталкивать лбами» национально-культурную и национально-территориальную автономии, а сочетать их, учитывая своеобразие места, роли и возможностей каждого из этих видов автономии.

          Современный национально-государственный  нигилизм связан и с искаженным пониманием и толкованием сути демократической национальной государственности. Последняя ошибочно изображается как якобы государственность только данного этноса и к тому же служащая лишь его интересам. Совершенно очевидно, что такое антидемократическое, а по сути дела, сугубо националистическое представление о национальной государственности ничего общего не имеет с демократической национальной государственностью, о которой сегодня идет речь в России. Суть дела в том и состоит, что демократическая национальная государственность — это государственность не только той нации (этноса), которая дала имя данной республике или автономии, но и представителей всех других национальностей, проживающих на ее территории.

          Именно такое интернационалистское понимание национальной государственности содержится не только в Конституции РФ, где говорится о многонациональном народе России как носителе суверенитета и единственном источнике власти в РФ, но и в конституциях входящих в нее республик.

          Конечно, в реальной жизни, в практике федеративного строительства в России имели, имеют и, вероятно, будут иметь место националистические истолкования и использование национально-государственных форм. Но решительно противостоя таким взглядам и борясь с национал-сепаратизмом и в данном вопросе, нельзя отбрасывать национальную государственность и национально-территориальные начала в российском федерализме. Отказ от них в современных условиях как раз и способен вызвать мощный всплеск национализма и сепаратизма, усилить влияние местной этнократии, поставить под вопрос единство и целостность страны. Поэтому необходимо не произвольное, а научно обоснованное толкование, применение и совершенствование демократических принципов национальной государственности и федерализма, способных стать в этом случае серьезным фактором в борьбе против национализма и сепаратизма, за упрочение единства и целостности федеративной России. В июне 1996 г. была принята «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», в которой говорится: «Оптимизация государственного устройства России на основе принципов федерализма находится в числе приоритетных задач внутренней политики страны. Этот процесс не преследует цели «губернизации» республик или, наоборот, «республиканизации» краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании национального и территориального начал». Это вселяет уверенность в том, что новая Россия изберет правильный путь укрепления своей государственности, ничего общего не имеющий с национально-государственным нигилизмом.

          Говоря о национально-территориальных  аспектах российского федерализма, важно подчеркнуть еще два  момента. Во-первых, принцип национальной  государственности вовсе не означает, что каждая нация (этнос) обязательно должна иметь отдельное, обособленное от других народов государство или государственное образование по установке «одна нация — одно государство». Национальная государственность может иметь однонациональную, двунациональную и многонациональную разновидности. Двунациональная (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия) и многонациональная (Дагестан, ряд автономных округов) государственность — это тоже национальная государственность в ее своеобразных видах. В РФ 32 национальных государства и национально-государственных образования. Но это не значит, что именно столько народов имеют свою государственность в нашей стране. В действительности их более чем в два раза больше. Следовательно, неверны нередко встречающиеся в литературе утверждения, будто лишь около половины народов России имеют свою государственность, тем более что в число народов России при этом включаются и десятки разрозненно проживающих национальных (этнических) групп, представляющих зарубежные этносы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

          Федерализм в его современном  прогрессивном прочтении не противостоит  ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

          Судьбы российского федерализма  находятся в руках нынешнего  и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость  принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1996.
  2. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. С. 106—115
  3. Пастухов В.Б. Новый федерализм для России: институциализация свободы // Полис. 1994. № 3. С. 97—96.
  4. А к т о н Джон. История свободы в античности. Лекция, прочитанная в Вриджнортонском университете 26 февраля 1877 г. // Полис. 2009. № 3. С. 108—119.
  5. Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления.
  6. http://www.xserver.ru
  7. http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/150.htm
  8. http://www.pravorggu.ru
  9. http://www.allrus.info
  10. http://www.ruclass.ru

1 Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис.2009. № 3. С. 158—165.

2 Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. С. 106—115

3 Sonntheiroer К. Grudzuege des politische System der neuen Bundesrepublik Deutschland. Munchen — Zuerich, 1993.

4Lasok D., Bridge J.W. Law & Institutions of the European Communities. L.2007. 

5 Пастухов В.Б. Новый федерализм для России: институциализация свободы // Полис. 1994. № 3. С. 97—96.

6 А к т о н Джон. История свободы в античности. Лекция, прочитанная в Вриджнортонском университете 26 февраля 1877 г. // Полис. 2009. № 3. С. 108—119. 

 

 


Информация о работе Федерализм и национальный вопрос политико правовые проблемы