Трудовой стаж как институт права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа трудового стажа в праве социального обеспечения. Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретическое и юридическое легитимное понятие трудового стажа как института права социального обеспечения;
2. Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;

Вложенные файлы: 1 файл

Иванов.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Подзаконные нормативные акты:

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» от 24 июля 2002 года № 555; 11
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудо-вой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11 июля 2002 года № 516 12 и другие.
    • Множество других актов министерств и ведомств.

На основании вышеизложенного  можно прийти к следующему выводу: на правовое регулирование трудового  стажа как института социального  обеспечения направлен целый  комплекс разноуровневых нормативных  актов. Однако это больше недостаток, чем достоинство данного института.

В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем  больше актов – тем больше в  них противоречий. Кроме того, по-прежнему продол-жает действовать целый ряд  устаревших нормативных документов.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывает пробле-мы при применении их на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего, на гражданах.

Как показал всеобщий опрос, до 90% опрошенных респондентов (рядовых граждан) не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяет-ся понятием «трудовой стаж» и не представляют порядок исчисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении.13

Сложность, многообразие и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих трудовой стаж, затрудняет правоприменительную практику. В связи с этим Пленум Верховного суда РФ 20 декабря 2005 года принял Постановление «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» № 25 14, где значительное место отведено вопросам исчисления и доказательства стажа.

 2.2.КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТРУДОВОГО СТАЖА

 

Реформа пенсионного  законодательства РФ внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, с которым связаны определенные правовые последствия в социальном обеспечении граждан.

В одних случаях от трудового  стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других – его размер, а в третьих – и то, и другое. 15

В зависимости от юридического значения трудового стажа в законодательстве РФ предусмотрены следующие его разновидности:

    • Общий трудовой стаж (далее по тексту - ОТС) – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, выделяемая статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц 16 и включающая:
  1. периоды работы в качестве рабочего, служащего или члена кооперативной организации, а также периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию и т.д.
  1. служба в Вооруженных силах и иных воинских формированиях РФ, органах внутренних дел РФ, Вооруженных силах СССР, органах внутренних дел СССР и т.д.
  2. периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального          заболевания гражданина;
  3. период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела и т.д.

Исчисление  продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий          трудовой стаж в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона          «О трудовых пенсиях в РФ», производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. 17

До вступления в силу вышеуказанного закона «О трудовых пенсиях в РФ» действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года.18 На первый взгляд, изменений в новом законе нет, но отсутствие необходимой преемственности в регулировании трудового стажа данными  законами повлекло за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста.

Так в соответствии с принятым законом из общего трудового  стажа были исключены такие периоды, связанные с историей нашей страны, как репрессии, блокада и оккупация. Что пережившие их лица восприняли крайне обостренно. Основная цель такого рода конвертации 19 пенсионных прав заключается в том, чтобы определить условный пенсионный капитал каждого гражданина, которому пенсия назначена после 1 января 2002 года. 20

Кроме того в новом  законе были приняты изменения и  о валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчислен-ного при оценке его пенсионных прав. 21

Под валоризацией понимается перерасчет пенсий с учетом советского стажа. Расчетный капитал россиян, зафиксированный в Пенсионном Фонде РФ по состоянию на 1 января 2002 года, был умножен на 10%. Кроме того, пенсионный капитал был индивидуально увеличен всем, кто имеет советский трудовой стаж, на 1% за каждый проработанный год до 1991 года.

Независимые эксперты отмечают, что  валоризация – это хорошая инициатива властей, однако вряд ли она ощутимо улучшит жизнь пенсионеров. А экономисты и социологи говорят о том, что прибавка, обсуждаемая чиновниками как большое достижение, почти полностью уйдет на оплату подорожавших в последние годы коммунальных услуг. 22

Страховой стаж (далее по тексту - СС). В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. 23 Эта норма является постулатом и несет основной правовой смысл.

Согласно статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа, а для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях необходимо иметь 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет –              для женщин. Наличие страхового стажа также необходимо и для трудовых         пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Периоды работы и (иной) деятельности, включаемые в страховой  стаж в соответствии со статьей 10 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»:

    • Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
    • Периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в пункте 1,  выполнявшие застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном пенсионном страховании.

В страховой  стаж наравне с вышеуказанными периодами засчитываются согласно статьей 11 вышеуказанного закона следующие иные периоды:

    • период прохождения военной службы;
    • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
    • периоды получения пособия по безработице, период участия        в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства и т.д. 24

Специальный страховой стаж (далее по тексту – ССС) – это суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных профессиях, должностях, производствах, отраслях и в определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.

Со ССС установленной  законом продолжительности связано  право па получение досрочной  пенсии по старости. Так ССС лежит в основе назначения досрочных пенсий по старости педагогам, медикам, артистам и другим категориям граждан. Ранее это были пенсии за выслугу лет, а теперь они именуются досрочными пенсиями по старости граждан. 25

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», которые предусмотрели порядок исчисления и суммирования ССС. 26

К периодам, засчитываемым в страховой стаж, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности относятся:

* период прохождения  срочной военной службы, а также  другой приравненной к ней  службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу;

* период получения  пособия по государственному  социальному страхованию в период  временной нетрудоспособности;

* период ухода  одного из родителей за каждым  ребенком до достижения им  возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

* период получения  пособия по безработице, период  участия в оплачиваемых общественных  работах и период переезда  по направлению государственной  службы занятости в другую  местность для трудоустройства;

* период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

* период ухода,  осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Перечисленные выше периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы. Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель предусмотрел исчисление стажа календарно, т.е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие: данные периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Таким образом, включение в страховой стаж периодов, во время которых не отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, позволяет страховой стаж дифференцировать и выделить в нем смешанный страховой стаж, т.е. когда одновременно учитываются как чисто страховые периоды, так и не страховые.

Специальный трудовой стаж (далее по тексту - СТС) – это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности,  которая протекала либо в особых условиях труда, либо в определенной местности (например, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) или на определенной территории (например, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению) с чем законодательство РФ связывает определенные правовые последствия.

В современном  пенсионном законодательстве РФ понятие СТС не определено, однако его юридическое значение заключается в том, что он учитывается при назначении пенсий на льготных условиях или пенсий за выслугу лет отдельным категориям граждан, то есть при выходе на пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Выслуга лет. Она представляет собой установленную федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно-полезной деятельности, приравниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия. В соответствии со ст. 7, 8 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет назначаются федеральным государственным и военнослужащим. До 01.01.2002 круг лиц, которым могла быть назначена пенсия за выслугу лет, был широк. К ним относились учителя, врачи, работники гражданской авиации и пр. Новое пенсионное законодательство до принятия закона о профессиональных пенсиях сохранило этим категориям работников право досрочного назначения пенсии (трудовой пенсии по старости). Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами местного самоуправления. Помимо федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу лет в настоящее время имеют:

* военнослужащие, лица, проходившие службу в органах  внутренних дел, противопожарной  службы, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы  (ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении,  ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу);

* прокуроры, следователи,  научные и педагогические работники  органов и учреждений прокуратуры,  имеющие классные чины (ст. 44 Федерального  закона "О прокуратуре Российской  Федерации");

* сотрудники налоговой  полиции (ст. 55 Федерального закона  от 30.06.2003 № 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления");

Информация о работе Трудовой стаж как институт права социального обеспечения