Трудовой стаж как институт права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа трудового стажа в праве социального обеспечения. Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретическое и юридическое легитимное понятие трудового стажа как института права социального обеспечения;
2. Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;

Вложенные файлы: 1 файл

Иванов.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)



Трудовой стаж как институт права  социального обеспечения.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Право социального обеспечения  – это самостоятельная отрасль  права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения  по материальному обеспечению и  социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и установлению юридических фактов.

Традиционно возникновение права  на многие виды социального обеспечения связывают с прошлым трудовым вкладом гражданина - его трудовой либо иной общественно полезной деятельностью, а также с наличием других периодов, рассматриваемых законодательством РФ в этом аспекте.

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Проводимая в Российской Федерации реформа затрагивает разные стороны социального обеспечения и меняет основные приоритеты действующего ранее законодательства. Изменения касаются, в том числе порядка определения права на пенсию с учетом продолжительности и количества лет общего трудового стажа. А федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ»           от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ вводит понятие страхового стажа.

В настоящее время в связи  с проводимой в стране реформой содержание и понятие трудового стажа  меняется, поэтому основное значение в               будущем будет иметь только страховой стаж работы. А трудовой стаж применим лишь при конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал.

Отсутствие четкого определения  трудового стажа, введение понятия  страховой стаж, утрата значения непрерывного трудового стажа, а также сложность в подтверждении стажа и ряд других проблем – составляют            актуальность проводимого исследования в данной курсовой работе.

Цель данной курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа трудового стажа в праве социального обеспечения. Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:

      1. Рассмотреть теоретическое и юридическое легитимное понятие трудового стажа как института права социального обеспечения;
      2. Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;
      3. Рассмотреть порядок исчисления и подтверждения трудового стажа в соответствии с законодательной базе РФ;
      4. Проанализировать юридическое значение трудового стажа в общем аспекте и в частном - на примере трудового стажа военнослужащих;
      5. Сделать обобщающие выводы, исходя из изученного материала.

Объект исследования – это пенсионные правоотношения, которые порождает трудовой стаж, как юридический факт.

Предмет исследования – это нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, правила оформления документов для подтверждения данного стажа, а также практика решения вопросов, связанных с определением стажа работы.

Методологической основой  исследования является системный метод познания, на основании которого применялись два научных метода: формально-юридический и конкретно-исторический.

Формально-юридический метод заключается  в анализе нормативных актов, научных и методических материалов. А именно, он позволяет описать, классифицировать и систематизировать разные виды трудового стажа, порядок его исчисления и подтверждения.

Исторический подход обусловлен тем, что реформа в РФ начата с 2002 года, в то время как большая часть трудоспособного населения начала свою трудовую деятельность еще при старом пенсионном законодательстве. Тем не менее на них будет распространяться пенсионная реформа в будущем и важное значение будет иметь наличие уже учтенного трудового стажа.

Структурными элементами курсовой работы являются введение; две главы, объединившие четыре параграфа; заключение и список использованной литературы, включивший в себя нормативные акты, научную и монографическую литературу, а также список электронных ресурсов.

 В первой главе  «Понятие  и виды  трудового стажа» будут рассмот-рены научное и юридическое понятия термина «трудовой стаж», а также           дана классификация видов трудового стажа.

Во второй главе «Порядок установления и юридическое значение трудового  стажа» будет рассмотрен порядок  установления, то есть ис-числения и подтверждения, трудового стажа, а также будет проанализировано его юридическое значения как в общем, так и в частном аспектах.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды Анбрехт Т.А., Байковой Л.И., Бочарова О.В., Гусова К.Н., Захарова М.Л., Тучковой Э.Г., Мачульской Е.Е., Рождествиной А.А. и ряда других отечественных            авторов, исследующих рассматриваемую в данной работе тематику.

Кроме того при написании данной работы были использованы нормативные акты РФ, электронные журналы и другие ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика систем социального обеспечения

1.1 Основные этапы  становления систем социального  обеспечения

Потребность в социальном обеспечении появилась  одновременно с возникновением человеческого  общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение  как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Содержание престарелых  и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуется  господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая  обязанности по материальному обеспечению  стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.

Определенный интерес представляет опыт становления и эволюция систем социальной поддержки населения  на Руси. Как свидетельствует Начальная  летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

«Русская Правда» Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие  социальной программы. Особой заботой  о бедных и убогих отличался и  Владимир Мономах.

Историки отмечают, что «по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое— продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе— усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви». В качестве доказательства второго направления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.

По Указу Царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпита-ля; те из числа  нищенствующих и убогих, которые  могли работать, должны были «хлеб  свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».

Российское законодательство XIX в. делило нищих на четыре категории:

1) те, которые не могут своим  трудом добывать пропитание;

2)те, кто по сиротству  и временным болезням впал  в нужду, однако может работать;

3)те, которые могут  трудиться, но нищенствуют по  лености и дурному поведению;

4) те, кто по случайным  обстоятельствам впал в крайнюю  нужду.

Очевидно, такая «классификация»  нуждающихся была необходима для  определения характера социальной поддержки и применения иных мер  для борьбы с нищенством.

С зарождением капиталистического производства источником существования вместо труда в семейном хозяйстве становится труд на работодателя, который покупает рабочую силу, не гарантируя работнику возможность его обеспечения в случае наступления старости, нетрудоспособности, а его семье— в случае потери кормильца.

Резкое обострение во второй половине XIX в. противоречий между трудом и капиталом, угрожающее социальным взрывом, не позволило капиталистическому государству долго занимать позицию невмешательства в «свободу индивидуума». В ряде капиталистических государств принимаются законы об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Германии такой закон был принят в 1871 г., в Англии — в 1880 г., в России — в 1903 г. Однако эти законы еще не были законами о социальном обеспечении, поскольку они закрепляли принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью работника. Для получения возмещения вреда работнику необходимо было доказать суду, что увечье наступило по вине предприятия.

 В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принци-пиально новый этап — социальное обеспечение наемных работников начинает осуще-ствляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его ор-ганизации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка: 15 июня 1883 г. рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 г. — закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 г. ввел обязательное страхование по инвалидности и по старости.

В России закон о страховании  рабочих по болезни и от несчастных случаев был издан 23 июня 1912г. Этот закон стал прообразом законов Германии, однако в отличие от них он предусматривал меньший объем полномочий застрахованных. Так, в законе России не содержалось нормы, аналогичной норме германского закона 1883 г., в силу которой по истечении 26 недель болезни назначалась пенсия по инвалидности.

Вслед за законами о государственном  социальном страховании на случай болезни, инвалидности, старости, трудового  увечья начинают приниматься законы о страховании по безработице. Впервые  страхование данного социального  риска вводится в 1911г. в Англии.

В развитии социального  обеспечения следует выделить еще  один важный этап, когда наряду с  государственным и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

По мере восхождения  человечества к вершинам цивилизации  и формирования гражданского общества расширяется круг тех, кто, не нарушая его моральных устоев, может претендовать на социальную поддержку, не теряя своей способности к труду, если лишается возможности иметь соответствующий уровень достатка по независящим от него причинам и обстоятельствам, признаваемым обществом социально уважительными.

Кроме того, как свидетельствует  опыт функционирования систем социального  обеспечения в промышленно развитых странах, по мере экономического роста  и повышения уровня жизни (улучшения  жилищных условий, качества питания  и здравоохранения) трансформируется и перечень оснований, с которыми связан риск утраты источника средств к существованию и которые признаются обществом социально уважительными. Такие основания называются социальными рисками. Наряду с основаниями естественного порядка (старостью, инвалидностью, временной нетрудоспособностью, вдовством, материнством, детством) в этот перечень начинают включаться и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений и с которыми связаны издержки в организации социальных условий жизни человека (безработица, расслоение населения по уровню доходов, неспособность человека адаптироваться к этим отношениям и др.).

Наконец, отчетливо прослеживается тенденция изменения роли самого государства в организации функционирования систем социального обеспечения. Почти до конца XIX в. в области политики господствовала концепция невмешательства государства в регулирование отношений по обеспечению средствами существования престарелых, нетрудоспособных. Самопомощь, самообеспечение, взаимопомощь поощрялись государством и способствовали воплощению в жизнь бентамовской теории сильного индивидуализма, в силу которой «полная свобода индивидуума» может быть достигнута только при полном невмешательстве государства в дела каждого индивидуума и в уровень его жизни. Однако по мере консолидации армии наемных работников и осознания ими своих классовых интересов усиливается борьба трудящихся за свои права, что вынуждает буржуазные государства принимать определенные меры для предотвращения социального взрыва. Речь идет прежде всего о первых законах в области социального обеспечения. Это были законы об обязательном социальном страховании трудящихся. Именно с принятием таких законов появляются государственные системы социального обеспечения. Государственный характер этих систем выражается в том, что законодательно закрепляются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, которые впоследствии дополняются новыми; но неизменным остается одно: обязательность им придает само государство.

Информация о работе Трудовой стаж как институт права социального обеспечения