Трудовой стаж как институт права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа трудового стажа в праве социального обеспечения. Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретическое и юридическое легитимное понятие трудового стажа как института права социального обеспечения;
2. Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;

Вложенные файлы: 1 файл

Иванов.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Правоотношения в сфере социального обеспечения

 

 

Правоотношения в сфере социального  обеспечения - это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот; возникающие между государственными органами (или работодателями) и физическими лицами, имеющими на них право.

Элементы правоотношений в сфере  социального обеспечения:

1) субъекты правоотношения;

2) объекты правоотношения;

3) содержание правоотношения;

4) основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений (юридические факты).

Виды правоотношений в сфере социального обеспечения.

Классификация по виду социального  обеспечения:

1) в связи с обеспечением граждан  в денежной форме (пенсии, пособия,  компенсации);

2) в связи с предоставлением помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги, предоставляемые бесплатно или со скидкой);

3) процедурного или процессуального  характера. 

Классификация по срокам действия правоотношений:

1) правоотношения, прекращающиеся  однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий, например: правоотношения по протезированию; по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности, в связи с предоставлением инвалидам специальных транспортных средств и др.);

2) правоотношения с абсолютно  установленным сроком существования  во времени (пенсионные правоотношения  по случаю потери кормильца  - до достижения несовершеннолетним  иждивенцем 18 лет, учащимся - 23 лет;  все виды правоотношений по  поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.)

Виды общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения. Материальные отношения в связи:

      1. с денежной формой социального обеспечения граждан (пенсиями, страховыми выплатами, возмещающими ущерб в связи с повреждением здоровья работника; пособиями; компенсационными выплатами);
      2. с предоставлением социальных услуг с престарелым, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, и безработным. Отношения, тесно связанные с материльными, процедурного и процессуального характера, объективно необходимые для нормального функционирования материальных отношений в сфере социального обеспечения. Общая характеристика каждого из элементов правоотношений: субъектов правоотношения, их праводееспособности; содержания и объекта; оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Виды пенсионных правоотношений.

Правоотношения по возмещению ущерба в порядке обязательного социального  страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Правоотношения, возникающие в  связи с обеспечением граждан  различными пособиями и компенсационными выплатами по системе социального  обеспечения.

Правоотношения по поводу предоставления гражданам соответствующих социальных услуг: медицинского обслуживания, бесплатной либо на льготных условиях лекарственной помощи; содержания престарелых и инвалидов в учреждениях социального обслуживания, а детей – в детских учреждениях; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов и обеспечения их средствами передвижения, транспортными средствами; протезирования; социальной помощи на дому; льгот и преимуществ инвалидам. пожилым и некоторым иным категориям граждан.

Процедурные правоотношения, возникающие  в связи:

1) с установлением юридических  фактов, объективно необходимых  для возникновения материальных  правоотношений;

2)  с реализацией права на  тот или иной вид социального  обеспечения;

3) с жалобами по поводу реализации  права на тот или иной вид  социального обеспечения и социального страхования.

Процессуальные правоотношения по поводу споров граждан по вопросам социального обеспечения и социального  страхования.

 

 

 

1.3. Сравнительная  характеристика систем социального  страхования России, Великобритании, США и Германии

 

 

Существующая  в настоящее время в России система социального страхования  справляется со стоящими перец ней  задачами лишь частично, она не отвечает складывающимся условиям хозяйствования, и этим отчасти осеменяются трудности  становления рыночных отношений в стране. Введение многоукладной экономики должно повлечь за собой и создание принципиально иной модели социального страхования.

Объективной предпосылкой для создания системы социального  страхования в соответствии с  потребностями общественного развития может считаться массовое рабочее движение, организованное в форме профсоюзов, соединенное с законодательными мерами с целью решения проблем зашиты, субъективной же предпосылкой может служить осознание и государством, и предпринимателями того факта, что без организации системы зашиты обществу может быть нанесен большой ущерб.

Страхование в  нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования  в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях становления рыночной экономики.

При государственной  страховой монополии страхование  представляло населению чрезвычайно  узкий спектр услуг, дополняющих  систему государственного социального  обеспечения (соцстрах).

Расширение самостоятельности  товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.

Началом создания отечественного добровольного страхования  следует считать факт реальной демонополизации  страховой деятельности и, как следствие  этого - быстрый рост числа страховых  организаций.

Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:

· укрепление негосударственного сектора экономики;

· рост объемов  и разнообразия частной собственности  физических и юридических лиц, как  источника спроса на страховые услуги. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда;

· сокращение некогда  всеобъемлющих гарантий, предоставляемых  системой государственного социального  страхования и соцобеспечения.

Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования.

Экономические реформы, происходящие в России, создали реальные предпосылки для организации  новой системы страхования. Произошли  радикальные изменения в вопросах государственного регулирования страхового дела: в конце 1992 года был принят первый в российской истории закон о страховании, в феврале 1992 года была образована служба по надзору за страховой деятельностью. Решение первоочередных задач по созданию правовых и организационных основ регулирования страховой деятельности привело к созданию новых условий для работы страховых компаний.

Современное законодательство регулирующие страховые отношения  включает федеральные законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам страхования. Важнейшим в их числе является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Вопросы заключения договоров страхования регулирует гл. 48 ГК РФ «Страхование». Существуют также законы и иные правовые акты по отдельным видам страхования, такие как Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания, законы, связанные с различными видами обязательного страхования. Среди последних следует отметить Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с Федеральным законом «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме при условии получения лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном законом порядке. Физические лица, даже зарегистрированные в качестве предпринимателей, не могут заниматься страхованием. Страховая организация создается именно для страховой деятельности, что должно быть зафиксировано в ее учредительных документах. Страховщикам запрещено заниматься производственной, торгово-сбытовой, банковской деятельностью.

Помимо страховых  компаний субъектами страхового дела являются общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые  актуарии. Их деятельность так же подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.

Страховая деятельность во всех странах находится под  надзором государства. Это объясняется  значением страхования в экономической  и социальной жизни общества. Интересы общества в развитии страхования  предполагают прямое участие государства  в наблюдении за функционированием этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, страхование выполняет важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы, во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, зачастую, не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений. Поэтому в каждой стране существует законодательство о надзоре за страховыми организациями, в соответствии с которым строится система надзора.

Государственный надзор за деятельностью субъектов  страхового дела в РФ осуществляется Федеральной службой страхового надзора (ФССН). Данный орган осуществляет контроль за соблюдением страхового законодательства, предупреждение и пресечение нарушений участниками страховых отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Взаимодействие ФССН и страхового рынка проиллюстрировано в приложении А.

В настоящее время  в России страхование является одной  из наиболее динамично развивающихся  сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке страховых услуг неуклонно  росли, но 2005 году, на основе данных диаграммы, видно, что темпы роста страхового рынка снизились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ И  ВИДЫ ТРУДОВОГО СТАЖА. 

2.1.НАУЧНОЕ И  ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ                                  ТРУДОВОГО СТАЖА

 

Одним из важнейших юридических  фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, 1 как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, 2 учитываемых при определении права граждан на пенсионное обеспечение. 3

Однако в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» дается уже не теоретическое, а легитимное определение трудового стажа. А именно, трудовой стаж – это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». 4

Как следствие, трудовой стаж, как  особая мера величины трудовой деятельности, имеет и количественную, и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, а качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (например, вредность или опасность трудовой деятельности). 5

 В настоящее время трудовой стаж как институт социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных актов:

  • Международно-правовые акты. Так, если международным до-говором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения, напри-мер, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ. Среди таких международно-правовых актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ. 6
  • Законодательные акты, а именно:
  • Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее по тексту – ТК РФ). Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение. Одна из немногих статей ТК РФ, посвященных вопросу трудового стажа, закрепляет, что порядок установле-ния и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с феде-ральным законом. 7 Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ «О государственных гарантиях и компенса-циях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года. 8
  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. 9
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспече-нии в РФ» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ 10 и другие.

Информация о работе Трудовой стаж как институт права социального обеспечения