Третейское судопроизводство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть состояния и перспективы третейского судопроизводства в РФ.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности регулирования третейского судопроизводства в РФ на современном этапе.
2. Изучить перспективы развития третейского судопроизводства в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и виды третейских судов 5
2. Роль третейского судопроизводства в системе российского судопроизводства 9
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_chastnoe_pravo.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДПРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: Международное частное право

 

 

Тема: Третейское судопроизводство

 

 

 

Выполнила: студентка гр.10305, Калинина Е.Н.

 

Проверил: Кирилова Н.А.

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2014

 

 

Содержание

 

 

Введение

История третейских судов в России, как, впрочем, и в иных западноевропейских странах, исчисляется столетиями. Наибольшее распространение третейской формы суда и других родственных ей форм договорного разрешения споров имело место в эпоху господства обычного права. Если в поисках общих закономерностей проводить параллели с иными правовыми системами, то мы найдем несомненное сходство в генезисе и развитии третейского судопроизводства. Исследователи отмечают, что третейские суды были непосредственными предшественниками на ранних формах развития государственности. Так, на раннем этапе развития римского права в судебных процессах зачастую «все присяжные выступали по отношению к сторонам исключительно как частные лица (judex privatum), а не в качестве представителей власти, обладающих силой государственного принуждения». При этом частный судья оценивал доказательства и выносил конкретное решение (iudicium) в намеченной судебным магистратом сфере.

Таким образом, третейство как способ разрешения конфликтов издревле было широко распространено во многих государствах, и в России в том числе. Обращение к третейским судьям основывалось на народных представлениях о том, что подобного рода разрешение споров в наибольшей степени отвечает представлениям о справедливости.

Сочетание государственного судопроизводства с альтернативными формами рассмотрения дел в настоящее время является перспективным направлением развития системы разрешения правовых конфликтов как на национальном, так и на международном уровнях. Участники гражданского оборота все больше обращаются к третейскому разбирательству, которое выгодно отличается от государственного судопроизводства низкими издержками, возможностью выбора арбитров, оперативностью, конфиденциальностью, упрощенной процедурой. Но в своей деятельности третейские суды постоянно сталкиваются с несовершенством правового регулирования отношений, возникающих в связи с рассмотрением и разрешением дел. Недостатки законодательной регламентации, неэффективная работа третейских судов не в последнюю очередь связаны с несовершенством теоретической базы, отсутствием ориентиров в правотворческой и правоприменительной деятельности. Негативно сказываются недоверие судей государственных судов к третейскому разбирательству, отсутствие правовых традиций по разрешению споров в третейских судах, злоупотребления, иногда имеющие место в их практике. Между тем чрезвычайно важное значение для развития третейского разбирательства, внедрения системы альтернативных методов разрешения гражданско-правовых споров имеет сконструированная на основе новейших достижений правовой науки модель взаимодействия государственных и третейских судов, сбалансированное регулирование подведомственности дел и четкое определение сферы компетенции третейских судов.

Цель работы: рассмотреть состояния и перспективы третейского судопроизводства в РФ.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности  регулирования третейского судопроизводства  в РФ на современном этапе.

2. Изучить перспективы  развития третейского судопроизводства  в РФ.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с осуществлением третейского судопроизводства в РФ.

Предмет исследования - состояние и перспективы третейского судопроизводства в РФ.

1. Сущность и виды третейских судов

А.Г. Плешаков предлагает рассматривать третейский суд в качестве метода разбирательства споров, который стороны сами себе выбирают1.

О.Ю. Скворцов считает данную точку зрения неточной, поскольку она основывается на смешении смежных понятий - третейский суд как институциональная основа третейского разбирательства и процессуальная деятельность третейского суда по разрешению переданного на его рассмотрение спора. Сам третейский суд является юрисдикционным органом, принимающим ту или иную личину в зависимости от предписаний законодательства и от воли его учредителей2.

К.К. Лебедев подчеркивает, что "третейскими называются негосударственные самодеятельные суды, избираемые самими участниками правоотношения для разрешения возникшего между ними спора"3.

Я.Ф. Фархтдинов пишет, что "третейские суды, независимо от форм их организации, являются уполномоченными государством общественными правоприменительными юрисдикционными органами (судами) по разрешению споров гражданско-правового характера, а их деятельность имеет правовой, правоприменительный характер со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями"4.

Е.А. Виноградова полагает, что "третейский суд - это лица (лицо), избранные сторонами или назначенные ими в определенном порядке, рассматривающие и разрешающие спор, переданный на их рассмотрение по соглашению сторон, в порядке, также определенном этими сторонами, и правомочные вынести решение, имеющее для сторон ту степень обязательности, которая прямо или косвенно определена в их соглашении"5.

Итак, третейский суд представляет собой санкционированный государством юрисдикционный орган, разрешение споров в котором осуществляется третьими по отношению к сторонам спора частными физическими лицами - третейскими судьями (арбитрами), избранными самими сторонами с целью принятия обязательного для них решения.

Юрисдикционный характер третейского суда, по справедливому утверждению С.А. Курочкина, определяется тем, что, разрешая правовые споры, третейские суды осуществляют правоприменительную деятельность, направленную на властную реализацию норм материального права охранительного правоотношения6.

В зависимости от организационной формы, государственные суды, рассматривающие коммерческие споры, в том числе с участием иностранных лиц. бывают:

  • специализированными судами, например, торговые (коммерческие) суды во Франции, Швеции, арбитражные суды в РФ и т.д.;
  • специализированными отделениями по торговым делам общих судов, например, в Англии. Германии и т.д.;
  • общими судами.

Однако определенные различия в организационном построении не меняют сути этих судов, являющихся государственными, осуществляющими государственную юрисдикцию.

Все государственные суды осуществляют правосудие по внутреннему процессуальному законодательству стран, в которых они находятся. Однако, по общему правилу, если международным договором, участником которого является страна нахождения суда, устанавливаются иные процессуальные правила по делам с участием иностранных лиц, то суды применяют правила международного договора.

Международная практика знает два вида третейских судов (арбитража):

а) институционный (постоянно действующий). Наиболее авторитетные из них арбитражные органы:

  1. Лондонский международный третейский суд:
  2. Международный арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже;
  3. Американская арбитражная ассоциация:
  4. Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма;
  5. Международный арбитражный суд Федеральной палаты экономики в Вене:
  6. Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и т.д.

В РФ. кроме МКАС и МАК при ТПП РФ. международные коммерческие споры могут рассматриваться также третейскими судами, образуемыми в соответствии с Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 мая 1992 г. Однако в этих судах международные коммерческие споры в настоящее время практически не рассматриваются вследствие очень низкого международного авторитета третейских судов:

б) арбитраж ad hoc (изолированный), который создается сторонами для рассмотрения одного конкретного дела, после разрешения которого прекращает свое существование. Применяется довольно часто.

Процедуры арбитражного разбирательства регулируются:

1) международными  арбитражными регламентами, например:

  • Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (принят Комиссией ООН по праву международной торговли в 1976 г. в настоящее время весьма популярен и практически незаменим при арбитраже ad hoc);
  • Регламент арбитражного суда Международной торговой палаты (г. Париж). 1975 г. С изменениями и дополнениями 1988 г.:
  • Арбитражный регламент МТП-ММК 1979 г.;
  • Регламент упрощенной (summary) процедуры арбитражного разбирательства МТП (временный вариант. 1989 г.):

2) регламентами  конкретных международных третейских  судов (арбитражей), например:

  1. Регламент Лондонского международного третейского суда 1985 г. «Регламент ЛСМА (lcia Rules)»:
  2. Регламент коммерческого арбитража Американской арбитражной ассоциации (AAA) 1985 г. дополненный Дополнительными процедурами международного коммерческого арбитража;
  3. Регламент международного коммерческого арбитражного суда при торгово-промышленной палате РФ от 1 мая 1995 г. и т.д.

2. Роль третейского судопроизводства в системе российского судопроизводства

В настоящее время мировая экономика все больше приобретает черты единого организма, вне которого не может нормально функционировать ни одно государство с рыночной экономикой.

Российская Федерация принимает большие усилия по интеграции в мировую экономическую систему. Например, современный российский рынок качественно отличается от рынка на ранних стадиях его развития. Это проявляется в изменении характера конкуренции, резком усилении дифференциации спроса и предложения, значительном внимании к потребительским свойствам продукции, качеству товаров и т.п.

По сути, это в корне перевернуло сложившуюся в предшествующий период систему взаимоотношений субъектов экономической деятельности7.

Как известно, среди различных аспектов оценки привлекательности того или иного национального рынка далеко не последнюю роль играют вопросы правового регулирования порядка разрешения коммерческих споров.

В Российской Федерации согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Право обращения за защитой нарушенного субъективного гражданского права закреплено и в международных соглашениях. Например, в соответствии с Соглашением стран СНГ о порядке разрешения хозяйственных споров 1992 г. хозяйствующие субъекты каждого государства - участника СНГ имеют на территории других государств - участников СНГ право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Как справедливо отмечает О.Ю. Скворцов, возможность самостоятельного выбора способа разрешения спора или урегулирования конфликта для защиты своих прав либо согласования интересов является единственным правом каждого человека.

В связи с чем каждый может использовать для защиты своих прав и согласования правовых интересов один либо несколько возможных вариантов:

осуществить самозащиту своих прав. При самозащите лицо не прибегает к помощи юрисдикционных органов, а самостоятельно принимает необходимые меры, обеспечивающие реализацию его прав и законных интересов. Формами самозащиты являются действия, совершаемые лицом в состоянии необходимой обороны (ст. 1066 ГК РФ) и крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ). Сюда же относятся и иные оперативно принимаемые заинтересованным лицом санкции (например, отказ от оплаты долга, отказ от передачи индивидуально-определенных вещей, безакцептное списание денежных средств и др.) (комментарий мой. - С.Н.);

обратиться к государственным (юрисдикционным) способам разрешения споров и урегулирования конфликтов. Судебную защиту можно определить как гарантированную Конституцией Российской Федерации и процессуальным законодательством охрану прав каждого субъекта через возможность рассмотрения его дела независимым и беспристрастным судом (комментарий мой. - С.Н.);

выбрать способ общественного (частного) саморегулирования8. В данном случае речь идет о третейской форме и иных альтернативных способах урегулирования возникших конфликтов.

Отметим, что основной идеей саморегулирования является выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих лиц и ими же утверждаются.

Действительно, как подчеркивает А.С. Комаров, сегодня ни у кого не вызывает сомнений та роль, которую должен иметь в развитом гражданском обществе третейский суд, выполняющий важную задачу обеспечения гибкости и динамичности регулирования, что создает предпосылки для стабильности и предсказуемости в развитии экономического оборота, отражая его динамичный характер9.

Кроме того, опыт государств с развитой экономической системой свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев предприниматели стремятся разрешать возникающие между ними споры не в государственных, а в третейских судах.

По справедливому суждению В.Н. Анурова, популярность третейского разбирательства в отдельно взятой стране свидетельствует о высокой правовой культуре людей, проживающих в ней. Если же национальные третейские суды пользуются еще и общемировой известностью, то это свидетельствует о создании благоприятных фактов, способствующих приданию национальному правосознанию универсального характера. Взгляды на справедливость, добросовестность участников коммерческого оборота, разумность профессионального сообщества людей - третейских судей становятся общими стандартами разрешения коммерческих споров во всем мире10.

Представляет интерес позиция Г.Ф. и О.Ю. Ручкиных, которые выделяют следующие преимущества третейской формы разбирательства споров:

Информация о работе Третейское судопроизводство