Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Государство – это определенный способ организации общества, а также организация публичной власти. В различных странах государственные формы имеют свои особенности. Так в 20-30 годы в группе государств СССР, Германии и Италии сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.
Во всех случаях это было всеобъемлющее государство. Оно отправлялось от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имелся единый властный центр: который был призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика тоталитарного государства 4
1.1 Понятие тоталитарного государства 4
1.2 Отличительные черты тоталитарного государства 11
2. История развития тоталитарных государств 26
2.1 Причины и предпосылки возникновения тоталитарных государств 26
2.2 Тоталитарные государства и современность 27
Заключение 33
Библиографический список 34

Вложенные файлы: 1 файл

Тоталитарное государство.docx

— 90.96 Кб (Скачать файл)

 

Массовая  пропаганда

Тоталитарное  государство, как известно, в целях  собственного функционирования и контроля над всеми сферами общественной жизни создает специальный инструментарий. Важнейшее место в этом инструментарии наряду с партией и ее организациями, репрессивными органами занимают средства массовой коммуникации. В отличие  от демократического общества, где  средства коммуникации выполняют, прежде всего, функции информации, в тоталитарном государстве они превращаются в  аппарат тотальной пропаганды. Специфической  чертой тоталитарной пропаганды является то, что она не просто манипулирует общественным мнением – она его создает, превращаясь в «центральный инструмент социального контроля». На любой из вопросов, волнующих того или иного человека, у нее должен иметься готовый ответ.16

Тоталитарный  режим - детище ХХ века, так как в  предыдущие годы техника не была столь  развита, чтобы человек быстро получал  и усваивал пропаганду идейного единства-поддержки  режима. До ХХ века политическая деятельность была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих  через прессу и телеграф, почту  обращаться к себе подобным. Научно-технический  прогресс значительно расширил возможности  общения.

Исключительная  роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространение которого позволило  приобщить к политике широкие  слои неграмотного населения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило базу политической борьбы. Кто не умел читать, мог слушать. А когда был проведен ликбез, подключились и газеты.

В СССР пропаганда шла по всем каналам: в первых классах начальной школы проходили ленинские уроки, по окончании года дарились книжки под названием "Из жизни В.И.Ленина", и будущий первоклассник, еще не выучив таблицы умножения, уже знал о том, каким хорошим пловцом был Владимир Ильич; в школьных учебниках (особенно по иностранному языку) муссировалась тема лучшей страны в мире - Советского Союза, ну а самая большая часть пропаганды приходилась на историю.

Широко  практиковались различные фальсификации; в учебнике история представлялась как история победы КПСС до средних  веков, разумеется, ничего не говорилось о "красном терроре", политзаключенных и голоде в период Советской власти.

По радио  передавались бесконечные речи вождей, в газетах каждый день печатался  портрет Сталина, в предисловиях любое произведение рассматривалось  с точки зрения марксизма-ленинизма-сталинизма.

Пропаганда  превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята - пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали нижестоящих.

Пропагандой и поддержкой общественно-политического  движения, о котором позже, режим  решал весьма важную задачу: взяв под  практически полный контроль души граждан, он прививал людям тоталитарное сознание, готовность подчиняться идеям, идущим из центра.

В Германии Гитлер пришел к выводу, что для  эффективного воздействия на массы  необходимо создать специальный  орган «тотальной пропаганды», все  «искусство» которой должно заключаться  в том, чтобы «заставить массу  поверить» национал-социализму.

Вскоре  после прихода нацистов к власти в Германии было создано министерство пропаганды и народного просвещения, которое возглавил руководитель управления пропаганды НСДАП Й. Геббельс.

“Пропаганда должна доходить до каждого” – реализуя этот принцип, геббельсовский аппарат  проявлял неистощимую выдумку. Сюда относилось и использование технических  новшеств вроде радио, позволявшего напрямую воздействовать на настроения миллионов домохозяек, проводивших  свое время на кухне, и обязательные пропагандистские журналы (Wochenschau) перед  киносеансами, и книга «Майн кампф» в качестве обязательного подарка  молодоженам. Пропаганда воздействовала даже на гастрономические вкусы населения  – в условиях курса на автаркию и экономию валюты была развернута кампания за отказ от натурального кофе, а сливочное масло попало в разряд продуктов, подрывающих  обороноспособность Германии (rüstungsfeindlich).

Нацистская  пропаганда была вездесущей, простираясь  от скромной кухни до циклопического сооружения в Нюрнберге, где ежегодно проходили съезды НСДАП. Очевидцы воспринимали их как незабываемое шоу – днем бесконечные парады и апофеоз появления Гитлера на трибуне, ночью замки из лучей света, создаваемых тысячами прожекторов, и массовые факельные шествия. Главным для участников того или иного съезда, число которых доходило до сотни тысяч, было не обсуждение политического курса и принятие решений, а эмоциональный подъем и чувство сопричастности к происходящему. “Фюрер думает за нас” – эта культовая формула избавляла многих немцев от угрызений совести за соучастие в преступных деяниях режима.17

Особо стоит  сказать о роли церкви. Являясь  более древним институтом, чем  политические партии, обладая значительным весом в обществе, церковь стала  тем камнем преткновения, который  не позволял полностью подчинить  душу индивида. Попытки тоталитарного  режима устранить, или, по крайней мере, сотрудничать с ней не везде приводили  к успеху. В тех странах, где  церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия  тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко  подавлена (Германия, Россия).

 

Монополия государства на все средства вооружения

В тоталитарном государстве особенно важен момент милитаризации. Ведь поскольку  целостность тоталитарного режима поддерживается за счет образа врага, то необходимо адекватное этому образу вооружение против него.

Происходит  усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие должностных  лиц, назначение которых согласуется  с высшими  органами правящей партии или производится по их указанию. Бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают законом не предусмотренные  и не ограниченные полномочия. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура), т.е. карательные органы. Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, культурных.

 

Государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве

Еще один признак тоталитаризма — создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках страны при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения.

Коммунистические  вожди, искренне убежденные в своем  знании экономических законов, считали, что могут с научной точностью  управлять производством.

В Германии автократическая форма власти, наводящая "железной рукой" "новый порядок" в стране, была для монополий предпочтительнее сложного механизма демократического государства.

И в Германии, и в СССР не терпящая никакой оппозиционной  организации тоталитарная политическая структура, которая практически  свела на нет роль профсоюзов(или  они служили орудием пропаганды), позволяла эксплуатировать труд самыми изощренными способами.

Жесткая централизация и террор позволяли  в Германии тесно связанным с  режимом монополиям извлекать максимальные прибыли при минимальных издержках. А монополии благодаря финансовой помощи создавали для руководства  фашистского режима экономическую  базу.

Тоталитарным  характером собственности, как и  слишком значительной ролью, которую  в экономике играла идеология, можно  объяснить особую ситуацию с производителями  при коммунизме. Свобода труда  в Советском Союзе была ограничена сразу после революции, а полностью  с ней было покончено в 1940 году.

Постоянно использовались трудовые лагеря, где  в полной мере был использован  голод как важнейший стимул к  труду. Границ между лагерями и фабричным  трудом практически не было.

Трудовые  лагеря и разного рода "добровольные" трудовые акции, например субботники, обязательные сверхурочные, являлись тяжелейшей, крайней формой несвободного труда. Они могли иметь временный  характер, сам же несвободный труд - явление при коммунизме постоянное, в зависимости от потребностей момента  более или менее ярко выраженное.

Работник  был поставлен в такое положение, что свой товар - рабочую силу он должен был продавать на не зависящих  от него условиях без возможности  найти другого, лучшего работодателя.

Партийная бюрократия, монопольно владея природными ресурсами, осуществляя политическую диктатуру,  обрела право диктовать, в каких условиях люди будут трудиться.

При такой  системе невозможны свободные профсоюзы, а забастовки – явление исключительное. Отсутствие забастовок коммунисты объясняли тем, что рабочий класс якобы находится у власти и опосредованно является собственником средств производства: таким образом, забастовки были бы направлены против него самого.

Настоящая причина в том, что партбюрократия располагала всеми ресурсами (и  аппаратом подавления в том числе) и, главное, рабочей силой: любая  эффективная акция против нее, если она не носит всеобщего характера, была трудноосуществима.

Забастовки  – проблема скорее политическая, нежели экономическая. А в Советском Союзе проблем нет: именно для того чтобы скрыть их, произошел расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Об этом не узнали бы, если б не А.И.Солженицын, рассказавший всему миру об этом.

Как только все материальные богатства были сосредоточены в одних руках, возникла необходимость планирования. Центр тяжести планирования в  любой коммунистической системе  был на отраслях, имеющих решающее значение для политической стабильности режима. Ими были тяжелая и военная промышленность; им было подчинено все. Как следствие, возникала неизбежная несбалансированность и различные перекосы.

Идеологические  и политические мотивы в большей  степени, чем интересы национальной экономики как единого целого, являлись движущей силой коммунистического  планирования.

Именно  эти мотивы являлись доминирующими  каждый раз, когда режим должен был  выбирать между экономическим прогрессом, уровнем жизни народа и своими политическими интересами.

 

Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима

Также признаком тоталитарного  фашистского режима является наличие  массового общественного движения, составляющего социальную базу для  руководящих лиц государства.

Формирование общественно-политических движений происходит в условиях демократического общества, поскольку в тоталитарном режиме, возникновение подобных массовых организаций пресекалось бы на корню  и расценивалось бы как оппозиционное  формирование.  "Тоталитарные диктатуры могут возникнуть только в условиях массовой демократии и современной технологии", - пишет А. Галкин.

Однако, наличие общественно-политических движений в массовом масштабе чрезвычайно  важно для тоталитарных государств, в частности для фашистских государств, по нескольким причинам: во-первых, именно через общественно-политические образования  происходит формирование общественного  мнение и навязывание "тоталитарной идеи"; во-вторых, именно через эти  движения происходит контроль фашистского  государства над всеми сферами  жизни общества, что, следовательно, и является проявлением тоталитарных принципов власти; в-третьих, общественные организации позволяют осуществить  не просто контроль над массами, но и сформировать позитивное отношение к тоталитарному режиму, что достигается с помощью атомизации общества.

Атомизация - непременный  атрибут тоталитарного государства. Смысл его в том, что еще  в рамках формирования тоталитарного  государства, Движение строится на принципах  атомизации своих членов - достижение преобладания сначала верности Движению, преобладание связей Движения над личными  связями привязанности к семье, друзьям и знакомым. После установления тоталитарного режима, атомизация распространяется на широкие слои населения с помощью  аппарата устрашения, доносительства, тем самым закрепляя получаемый эффект от массовой тоталитарной пропаганды. Смысл доносительства в том, что  в условиях, когда верность Движению измеряется числом доносов, даже личные связи могут быть обоюдоопасными. Осторожность приводит человека к выбору оставить личные тесные связи, либо остранить  их, дабы не допустить появления  ситуации, когда близкому тебе человеку придется решать, чью жизнь сохранять. В результате, достигается максимально  возможная атомизация общества, изоляция индивида, и любое несогласие с  политикой тоталитарного государства, либо раскол между индивидом и  обществом, сразу же ставят индивида вне закона. При этом, единственной положительной чертой становится безусловная  и неизменная преданность Движению со стороны каждого его члена. Таким образом, через атомизацию происходит эффект "слияния с  властью", при фактической отстраненности людей от нее. Народ не безмолвствует, как в феодальных государствах прошлого, -  нет, народ поет, кричит "ура" и рукоплещет казням.18

Информация о работе Тоталитарное государство