Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:35, контрольная работа
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Введение 3
1. Понятие толерантность 5
2. Различные подходы к пониманию феномена толерантности 9
3. Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности) 14
Заключение 21
Список использованных источников
В качестве симптомов нетерпимости и типовых особо тяжелых проявлений , нетолерантных отношений (нетерпимости) Бетти Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, поиск «козла отпущения», дискриминацию, остракизм, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию (включающую апартеид), подавление и насилие (включающее геноцид). К особо тяжелым формам нетерпимости Риэрдон относит: расизм, ксенофобию, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм, сексизм. [11, с. 18-20, 27-28].
Г. Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры:
1. Индивид (прежде всего
возраст, пол и особенности
функционирования нервных
2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).
3. Личность (аффективные,
когнитивные и коммуникативные
свойства личности и
4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности - потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [1, c. 62]
В рамках коммуникативной толерантности выделяются:
- ситуативная коммуникативная толерантность (к конкретному другому человеку: брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику);
- типологическая
- профессиональная
- общая коммуникативная толерантность [15].
Отмечая актуальность и широкую востребованность темы толерантности во всем мире, большинство авторов соглашается с тем, что научная проработанность этого понятия еще далека от совершенства.
В целом следует отметить широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминант толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления новой научной области, каковой является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России проблема справедливости стала актуальной в контексте межкультурных отношений, в рамках которых важнейшей ценностью в настоящее время выступает толерантность. Именно поэтому в современном мире складывается новая форма понимания справедливости. Толерантность называют единственной добродетелью современного общества, но при этом смысл толерантности меняется и она становится образом жизни.
Учитывая
взятый правительством курс на демократию,
мы в первую очередь говорим о
гражданском обществе, как элементе,
без которого немыслимо ни одно демократическое
государство. В свою очередь, гражданское
общество должно быть основано на принципах
толерантности, особенно в России –
стране полиэтничной, поликонфессиональной,
мультикультурной. Для этого необходимо
снизить уровень
Этому может способствовать работа с такими общественными институтами, как семья, школа, церковь, СМИ. Их роль в воспитании и становлении личности должна быть большей в сравнении с сегодняшним днем. И тогда у нас появится возможность сделать многообразие этносов, культур, конфессий богатством и достоянием России.
Таким образом, исследование показало, что воспитание в обществе толерантности возможно только при комплексной работе с каждым членом этого общества. И основными институтами, способными повлиять на становление личности, гражданина являются семья, школа, церковь, СМИ, ставшие мощным регулятором настроений и отношений в обществе. Отдельно хотелось бы отметить роль нормативно-правовых актов в регулировании вопросов взаимоотношений с «другими», основанных на уважении и толерантности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Г. Л. Бардиер. Социальная психология толерантности. СПб.,2005.
2. Гриншпун
И. Б. Понятие и
3. Дзялошинский И. М. Культура, журналистика, толерантность // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002.
4. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.
5. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.
6 .Орлов А.Б., Шапиро А.З. Психология толерантности: проблемы и перспективы. - Вопросы психологии, 2006
7. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. №1.
8. Перцев А. В. Ментальная толерантность // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. 2002. №1.
9. Почебут Л. Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности. СПб., 2004.
10 . Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
11. Риердон Бетти Э. Толерантность — дорога к миру. М., 2001.
12. Скворцов
Л.В. Толерантность: иллюзия
13. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.
14. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003.
15. Толерантность как моральный идеал // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ. наук. 2001. №1.
16. Толерантное
сознание и формирование
17. Уолцер М. О терпимости. М., 2000.