Толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Содержание

Введение 3
1. Понятие толерантность 5
2. Различные подходы к пониманию феномена толерантности 9
3. Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности) 14
Заключение 21
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 41.73 Кб (Скачать файл)

В качестве симптомов нетерпимости и типовых  особо тяжелых проявлений , нетолерантных отношений (нетерпимости) Бетти Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, поиск «козла отпущения», дискриминацию, остракизм, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию (включающую апартеид), подавление и насилие (включающее геноцид). К особо тяжелым формам нетерпимости Риэрдон относит: расизм, ксенофобию, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм, сексизм. [11, с. 18-20, 27-28].

Г. Л. Бардиер  выделяет 4 детерминирующих толерантность  подструктуры:

1. Индивид (прежде всего  возраст, пол и особенности  функционирования нервных процессов).

2. Индивидуальность (темперамент,  характер, индивидуальные избирательные  связи человека с окружающей  действительностью).

3. Личность (аффективные,  когнитивные и коммуникативные  свойства личности и личностные  ресурсы - задатки, способности, уровень сформированности «Я-концепции» и др.).

4. Субъект  деятельности (весь репертуар активности  личности - потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [1, c. 62]

В рамках коммуникативной толерантности  выделяются:

- ситуативная коммуникативная  толерантность (к конкретному  другому человеку: брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику);

- типологическая коммуникативная  толерантность (к собирательным  типам личностей или группам  людей: к представителям конкретной  нации, социального слоя, профессии,  типу мужчин, типу женщин);

- профессиональная толерантность  (к собирательным типам людей,  с которыми приходится иметь  дело по роду деятельности);

- общая  коммуникативная толерантность [15].

Отмечая актуальность и широкую  востребованность темы толерантности  во всем мире, большинство авторов  соглашается с тем, что научная  проработанность этого понятия  еще далека от совершенства.

В целом следует отметить широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о  границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминант  толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления  новой научной области, каковой  является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти  подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России проблема справедливости стала актуальной в контексте межкультурных отношений, в рамках которых важнейшей ценностью в настоящее время выступает толерантность. Именно поэтому в современном мире складывается новая форма понимания справедливости. Толерантность называют единственной добродетелью современного общества, но при этом смысл толерантности меняется и она становится образом жизни.

Учитывая  взятый правительством курс на демократию, мы в первую очередь говорим о  гражданском обществе, как элементе, без которого немыслимо ни одно демократическое  государство. В свою очередь, гражданское  общество должно быть основано на принципах  толерантности, особенно в России –  стране полиэтничной, поликонфессиональной, мультикультурной. Для этого необходимо снизить уровень антимигрантских, ксенофобных настроений, привить  российскому обществу толерантность, как условие дальнейшего развития демократии в нашей стране, где  человек, его права и свободы  будут представлять высшую ценность.

Этому может  способствовать работа с такими общественными  институтами, как семья, школа, церковь, СМИ. Их роль в воспитании и становлении  личности должна быть большей в сравнении  с сегодняшним днем. И тогда  у нас появится возможность сделать  многообразие этносов, культур, конфессий  богатством и достоянием России.

Таким образом, исследование показало, что воспитание в обществе толерантности возможно только при комплексной работе с  каждым членом этого общества. И  основными институтами, способными повлиять на становление личности, гражданина являются семья, школа, церковь, СМИ, ставшие мощным регулятором  настроений и отношений в обществе. Отдельно хотелось бы отметить роль нормативно-правовых актов в регулировании вопросов взаимоотношений с «другими», основанных на уважении и толерантности.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Г. Л. Бардиер. Социальная психология толерантности. СПб.,2005.

2. Гриншпун  И. Б. Понятие и содержательные  характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование  толерантных отношений. М., 2002.

3. Дзялошинский  И. М. Культура, журналистика, толерантность  // Диагностика толерантности в  средствах массовой информации. М., 2002.

4. Клепцова Е.  Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.

5. Мацковский  М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

6 .Орлов А.Б., Шапиро А.З. Психология толерантности: проблемы и перспективы. - Вопросы психологии, 2006

7. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. №1.

8. Перцев А.  В. Ментальная толерантность // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. 2002. №1.

9. Почебут Л.  Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности. СПб., 2004.

10 . Реан А.  А., Коломинский Я. Л. Социальная  педагогическая психология. СПб., 1999.

11. Риердон Бетти Э. Толерантность — дорога к миру. М., 2001.

12. Скворцов  Л.В. Толерантность: иллюзия или  средство спасения? // Октябрь.№3.1997.

13. Скрипкина  Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

14. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003.

15. Толерантность  как моральный идеал // Вестн.  Урал, межрегион, ин-та обществ.  наук. 2001. №1.

16. Толерантное  сознание и формирование толерантных  отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. М.: Изд-во Мог.ков.  психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во  НПО «МОДЭК», 2002.

17. Уолцер  М. О терпимости. М., 2000.

 


Информация о работе Толерантность