Толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Содержание

Введение 3
1. Понятие толерантность 5
2. Различные подходы к пониманию феномена толерантности 9
3. Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности) 14
Заключение 21
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 41.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: "Конфликтология"

по теме: "Толерантность."

 

 

Исполнитель: студент(ка) Направление Экономика Профиль Региональная экономика

группа

Ф.И.О 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                   3

1. Понятие толерантность                                                                                       5

2. Различные подходы к пониманию феномена толерантности                         9

3. Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)                                                                                                 14

Заключение                                                                                                            21

Список использованных источников                                                                  22

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир – это  постоянное общение и взаимодействие людей друг с другом. Общаясь с  другими людьми, человек оценивает  их мир через призму ценностей  и норм своей культуры. Оценивая чужую культуру по привычным ему  стандартам и критериям своей  собственной, человек тем самым, начинает судить предвзято, появляется убеждение, что чужая культура непременно хуже, чем его собственная. Такая  точка зрения препятствует межкультурной  коммуникации, поскольку не способствует взаимопониманию сторон. Один из основополагающих моментов межкультурной коммуникации заключается в том, что не следует  спешить с умозаключениями и  оценками, оценивая поведение других людей, надо постараться понять их культуру. Это возможно только через формирование толерантности.

Актуальность проблемы толерантности  связана с тем, что сегодня  на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога  и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным  разногласиям признание возможности  равноправного существования «другого».

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность  иметь права и свободы, при  этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  – это не уступка, снисхождение или  потворство, а активная жизненная  позиция на основе признания иного.

«Толерантность – это то, что  делает возможным достижение мира и  ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО  годом толерантности. Это объяснимо,  ибо события, происходящие в  мире, часто носят характер межэтнических,  религиозных конфликтов, расовой  дискриминации.

Президентом России В.В. Путиным разработана  программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том  числе, антисемитизма в гражданском  обществе.

 

1. ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Толерантность (лат. «терпимость») – качество, характеризующее  отношение к другому как к  равнодостойной личности, предполагает настроенность на понимание и  диалог, уважение права на отличие, плюрализм мнений. Социальную справедливость в самом широком смысле можно  определить как общую нравственную санкцию, норму совместной жизни  людей, рассматриваемую через призму различия желаний, интересов, обязанностей субъектов социальных отношений [12]

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность  к установлению и поддержанию  общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и  редкое достижение по той простой  причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто  разделяет наши убеждения, или с  теми, кто разговаривает на том  же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто  принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка  и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории  выступают в качестве оснований  сообщества. В то же время мы склонны  враждебно или со страхом относиться к «другим» - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении  более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой - условием его дальнейшего развития.

Решающей главой в истории толерантности  явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных  пуританских сект, входивших в  армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может  быть настолько непогрешимым, чтобы  ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь  же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет  нам глаза».

В целом толерантность была установлена  как в Англии, так и в Америке  не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в  обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.

Примечательно, что проблема толерантности  впервые возникла в западной цивилизации  именно на религиозном уровне, а  религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые  были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении  людей, придерживающихся иных религиозных  убеждений. Это суждение зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти  верно в том смысле, что религия  означает всецелую самоотдачу личности. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных  и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным. Однако на деле религиозный  человек может легко впасть в  соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта , которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был - культурным, государственным или этническим.

Эпоха Просвещения 18 в., которую часто  наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности  в ту эпоху был Вольтер. Ему  приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую  своей жизнью, защищая ваше право  высказывать собственное мнение», - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями  в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной  толерантности , был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.

Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может  привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в  ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода  предполагает, что мы в достаточной  степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая  свобода предполагает терпимость к  конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию  более гармоничного сообщества и  стимулирует инициативу индивидов  и социальных групп.

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование  скрывающихся под различиями сходств  и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении  людей, которые отличаются от нас  своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она  многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность  постигать разнообразные аспекты  истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному  и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой «абсолютной» из всех истин.

Хотя толерантность, или способность  установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас  в каком-либо отношении, должна считаться  добродетелью, столь же редкой, сколь  высока ее ценность (поскольку человек  от природы склонен к общности на основе родового сознания), она все  же имеет два недостатка. Один из них - склонность к безразличному  отношению к ценностям, питающим убеждения. «Толерантность - это добродетель  людей, которые ни во что не верят», - говорил по этому поводу Г.К.Честертон.

Другой недостаток - необходимость  установления минимальных моральных  стандартов, серьезное нарушение  которых не допускается сообществом; и необходимость защиты сообщества от заговоров и измены - особенно от измены, во главе которой стоят  фанатичные и тоталитарные политические движения, стремящиеся к уничтожению  свободы и справедливости. Но даже в этой сфере, где в качестве нормы  выступает нетерпимость к нетерпимости, необходимо сохранять осторожность, чтобы простое отклонение от традиции не принималось за измену фундаментальным  ценностям свободы и толерантности. Например, в большинстве современных  свободных обществ постоянно  ведутся споры о том, в какой  степени предпринимательство должно регулироваться государством, чтобы  не допустить экономических кризисов и гарантировать минимальный  уровень благосостояния и безопасности людей. Споры эти не имеют и  не должны иметь окончательного решения, поскольку желательно сохранение как  ценности свободы, так и ценности безопасности, пусть в некоторых  отношениях эти вещи несовместимы.[6]  

2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К  ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ

В разных языках в зависимости  от исторического опыта народов  общее содержание понятия толерантности  имеет различные смысловые оттенки:

- в английском языке  толерантность — «готовность  и способность без протеста  воспринимать личность или вещь»;

- во французском —  «уважение свободы другого, его  образа мысли, поведения, политических  и религиозных взглядов»;

- в китайском — быть  толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие  в отношении других»;

- в арабском толерантность  — это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,  благосклонность, терпение... расположенность  к другим»;

- в персидском — «терпение,  терпимость, выносливость» [7, с. 5-6].

С точки  зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение , аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание  — это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или  убеждение; вместе с тем, это некая  морально-нравственная категория, которая  формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности — это обнаружение  различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Психологические  качества, обеспечивающие толерантность, — это все возможные формы  самовыражения людей, допускающие  или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это  делается или нет). [1, с. 49].

Наиболее  часто в литературе встречается  позиция рассмотрения толерантности  как социального отношения или  социальной установки (аттитюда).

«Толерантность ... подчеркивает способ отношения к  неприятным или чуждым объектам —  снисходительное их допущение или  принужденное терпение без применения насилия» (Л. Г. Почебут) [9, с. 4].

«Толерантность  представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом  и объектом толерантности, характеризуемое  готовностью субъекта принимать  социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» (М. С. Мацковский) [5, с. 143]

Как некую  установку или умонастроение  понимает толерантность и М. Уолцер [17]

Когнитивную и конативную сторону толерантности  рассматривает А. В. Перцев. Согласно его определению, толерантность  — это переходное состояние от конфликта, выливающегося в насилие, к взаимопониманию и сотрудничеству [8, с. 53].

Информация о работе Толерантность