Толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Содержание

Введение 3
1. Понятие толерантность 5
2. Различные подходы к пониманию феномена толерантности 9
3. Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности) 14
Заключение 21
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 41.73 Кб (Скачать файл)

Г. У. Солдатова  предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической  устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей [14, с. 4].

Другим  вариантом проникновения в сущность понятия толерантности является рассмотрение этого феномена как  «толерантного сознания» [16].

Существует  также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в англо-русском психологическом  словаре психологический смысл  толерантности выражается так: приобретенная  устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [7, с. 5].

Многие  авторы для определения толерантности  пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования  различий между людьми (социальными  группами), с другой - факт существования  процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет  человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной  идентичности. В парадигме «свое-чужое» «толерантность - это не пассивное  принятие, а активный поиск соприкосновения  с неясным, непонятным, чужим; желание  понять это неясное. Пассивное принятие чужого — это элемент комфортности, т. е. процесса потенциально возможной  потери индивидуальности» [7 с, 32].

Преобладающее большинство авторов, указывая на сложности  смыслового перевода термина, тем не менее, широко пользуются категорией «терпимость», соотнося толерантность с терпимостью  к инакомыслию и инакодействию. Е. Ю. Клепцова в своей кандидатской диссертации по педагогической психологии предпринимает попытку разграничения  понятий «терпимость» и «толерантность». В частности, она пишет: «Терпимость  мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение  человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе. Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях  несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и  т. п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту» [4, с. 7-8].

Автор считает, что терпимость и толерантность  выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего - либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью». Конечно, точка прения Е. Ю. Клепцовой может показаться спорной. Но в условиях, когда научная проработанность термина «толерантность» еще очень слаба, а житейское использование термина очень интенсивно, данная концепция автора представляется достаточно стройной, обоснованной и достойной внимания.

Проблему  соотнесения понятий «доверие»  и «толерантность» ставит и пытается решить Т. П. Скрипкина. По ее определению, доверие — это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным  существованием доверия к себе и  к той части мира, с которой  субъект намеревается вступить во взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, Неким «количественным» показателем доверия. Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как  внутреннее состояние готовности взаимодействующих  субъектов не просто «проникнуть» в  ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять  ее, отнестись к ней как к  ценности, но и разделить ее и  ценностном плане, соотнести с собственными ценностями. Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального  анализа механизмом формирования доверия  выступает толерантность. Более  того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым  условием толерантности. Но, с другой стороны, толерантность — это  ступень, этап на пути к взаимному  доверию как источнику социального  и психологического благополучия общества, - заключает автор [13, с. 47-55].

Обсуждая  вопрос о границах толерантности, Т. П. Скрипкина предлагает на теоретическом  уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся  по степени допустимой толерантности:

- толерантность как внутренняя  установка, как принятие и терпимость  к иному, чужому;

- толерантность как культурологическая  норма (иными словами - толерантность внешнего выражения);

- толерантность как беспристрастность,  как равнодушие к иному;

- толерантность к тому, кто наносит нам вред;

- толерантность по отношению  к тому, кто наносит вред не  нам, а кому-то другому, но  нам нет до этого дела.

 

 

3. СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ)

Разные авторы выделяют различные  параметры, которые могут выступать  в качестве структурных составляющих или критериев классификации  измеряемых величин в исследованиях  толерантности, либо квалифицироваться  как факторы (детерминанты) толерантности. Опираясь на данные литературы, следует  рассмотреть их подробнее.

Психолог И. Б. Гриншпун предлагает выделять следующие взаимосвязанные  параметры толерантности, рассматривая их как характеристику индивида:

1. Объективная отнесенность  толерантности. Очевидно, что толерантность  дифференцированно проявляется  относительно различных объектов  и воздействий различного типа.

2. Диапазон толерантности.  Условное обозначение меры толерантности  как индивидуальной характеристики  определяется через количество  допустимых фрустрирующих воздействий.

3. Фокус толерантности.  Типологическая характеристика, обозначающая  стилистическую близость одному  из двух полюсов (толерантность-интолерантность), либо возможный баланс.

4. Устойчивость толерантности.  Временная характеристика.

5. Динамичность  толерантности. Имеется в виду  изменчивость диапазона во времени  и параметры этой изменчивости. Толерантность не статична, и  предполагает : во-первых, принципиальную конечность, а во-вторых, динамику с возможной сменой акцентов в плане близости к одному из полюсов [2, с. 34-35

Как отмечает И. М. Дзялошинский, рассматривая толерантность  как исследовательскую проблему, целесообразно иметь в виду следующие параметры этой категории:

1. Уровень толерантности  (высшая, нормальная и минимальная  толерантность).

2. Субъекты толерантности  (индивиды, социальные группы, общественные  институты).

3. Предмет  толерантности (та характеристика  личности, социальной группы или  иного объединения людей, которая  может быть полем согласования  интересов, взаимопонимания, поиска  компромиссов) [3 с. 40-41].

С точки  зрения А.А. Реана, понятие «терпимость», включает в себя понятие «толерантность», не сводится к нему, а является более  общим. Он выделяет 2 механизма терпимости:

1. Сенсуальная терпимость  личности. В одном случае социально  психологическая терпимость обусловлена  низкой социально-психологической  чувствительностью личности («черствый», «холодный» и т. п.). По существу  именно при таком варианте  терпимость определяется толерантностью  и связана с повышением порога  социально-психологической чувствительности  партнеров к различным воздействиям.

2. Диспозиционная терпимость  личности. В данном случае повышение  терпимости связано с формированием  соответствующих установок личности. («Все люди могут ошибаться», «Чем  больше точек зрения, тем лучше», «Каждый имеет право на свое  мнение» и т. п.).

Сенсуальная терпимость связана  с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности. Сенсуальная  терпимость, таким образом, связана  с классической толерантностью, с  повышением порога чувствительности к  различным воздействиям среды, в  том числе воздействиям субъектов  межличностного взаимодействия. Образно  говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-стена. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при  взаимодействиях со средой. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной (в данном случае — терпимой) реакции  на среду. Эта готовность проявляется  на когнитивном (социально-перцептивном), аффективном и поведенческом  уровнях. За диспозиционной терпимостью  стоят определенные установки личности, совокупность ее отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к  себе, к воздействию других людей  на себя, к жизни вообще.

Кроме того, он выделяет три  фактора, обусловливающих терпимость: социогенетический, микросредовой (или  психогенетический) и биогенетический.

Под социогенетическим фактором он понимает влияние субъективно-объективных  условий на формирование и проявление терпимости в обществе, в различных  группах (в том числе и профессиональных) и у конкретных личностей. Речь идет о формировании и проявлении терпимости под воздействием господствующих в  данный момент социальных установок, эталонов, стереотипов, под влиянием общей  направленности общества: гуманистической, плюралистической, с одной стороны, или же антиличностной, авторитарной — с другой.

Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние ближайшего окружения индивида (семьи, коллектива, неформальной группы и т. д.) на формирование и проявление терпимости. При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических  условий терпимость как черта  личности определяется именно микросредовым  фактором.

Под биогенетическим  фактором понимается влияние психофизиологических особенностей индивида на формирование и проявление терпимости. Речь идет о различных проявлениях терпимости в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей [10, с. 269-271].

Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:

- отстраненно-смиренное  отношение к различиям во имя  сохранения мира;

- милостивое равнодушие  к различиям («Пусть расцветают  все цветы»);

- принципиальное признание  того, что и «другие» обладают  правами, даже если их способ  пользования этими правами вызывает  неприязнь;

- открытость в отношении  других, любознательность, уважение, желание  прислушиваться и учиться;

- восторженное одобрение  различий (они воспринимаются как  культурная ипостась многообразия  творений Божьих);

- одобрение  функциональное, предоставляющее любому  мужчине и любой женщине всю  полноту свободы выбора, ибо именно  свобода выбора составляет смысл  их автономии [17, с. 27].

Рассматривая  толерантность как моральный  идеал, в качестве основных ее характеристик  Питер П. Николсон предлагает использовать:

1. Отклонение. То, к чему  относятся толерантно, отклоняется  от того, о чем субъект толерантности  думает как о должном, либо  от того, что он делает как  должное.

2. Важность. Предмет отклонения  не тривиален.

3. Несогласие. Толерантный  субъект морально не согласен  с отклонением.

4. Власть. Субъект толерантности  обладает властью, необходимой  для попытки подавить предмет  толерантности (или, по крайней  мере, воспротивиться либо помешать  ему).

5. Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект  не применяет своей силы, позволяя  тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое «принятие») [15, с. 131-132].

Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:

- «Черепаха Тортилла»  - преобладание снисхождения как  формы выражения терпимого отношения.

- «Миролюбец» — преобладание  сотрудничества как формы выражения  терпимого отношения.

- «Альтруист» — преобладание  уступчивости как формы выражения  терпимого отношения.

- «Сноб» — преобладание  высокомерия как формы выражения  толерантного отношения.

- «Стоик» — преобладание  терпеливости как формы выражения  толерантного отношения.

- «Золушка» — преобладание  беспомощности как формы выражения  толерантного отношения.

- «Диктатор» — преобладание  пренебрежения как формы выражения  нетерпимого отношения.

- «Снежная Королева» —  преобладание отстраненности как  формы выражения нетерпимого  отношения.

- «Боец»  — преобладание импульсивности  как формы выражения нетерпимого  отношения [4, с. 12].

Бетти Э. Риердон, автор концепции и многих технологий воспитания толерантности  у школьников, указывает на нижеследующие  области проявления толерантности:

1. Язык (не употребление  оскорбительных выражений и намеков,  уважение к другим языкам и тем, кто на них говорит).

2. Устои взаимоотношений  (одинаковое отношение учителя  ко всем ученикам).

3. Социальные отношения  (уважительность и сердечность  в отношениях преподавателей  и детей).

4. Принятие решений (со  всеми детьми советуются, предлагают им выразить свое мнение, решения принимаются совместно).

5. Отношения между большинством  и меньшинством (деликатное отношение  и интерес к представителям  религиозных, культурных, этнических, лингвистических меньшинств; учет  жизненного опыта и перспектив  таких учеников при составлении  учебных планов).

6. Особые события (одинаковое  участие всех детей в фестивалях, родительских днях, иных мероприятиях).

7. Культурные события и действия (признаются праздники всех культурных групп, все принимают в них участие).

8. Религиозные обычаи (уважение вероисповедания всех детей, предоставление им возможности, если они хотят, объяснения своих религиозных обычаев и веры другим).

9. Межгрупповое взаимодействие (совместные практики, выполнение работ группами, в которых представлены разные культуры и характеры) [11, с. 98-99].

Информация о работе Толерантность