Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Тема взятая мной для курсовой работы – «Типология государства». Проблема типологии государства достаточно долгое время является актуальной в курсе теории государства и права. Она неразрывно связана с исследованием форм государства, но не совпадает с ним.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и проблемы типологии государства 5
2. Типология государства согласно формационной теории 12
2.1. Характеристика формационного подхода 12
2.2. Типы государств по формационной теории 13
3. Типология государства по цивилизационному подходу 18
3.1. Характеристика цивилизационного подхода 18
3.2. Типы государств согласно цивилизационному подходу 19
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Типология государства.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема взятая мной для курсовой работы – «Типология государства». Проблема типологии государства достаточно долгое время является актуальной в курсе теории государства и права. Она неразрывно связана с исследованием форм государства, но не совпадает с ним.

Предметом изучения формы государства являются вопросы возникновения, организации и устройства высшей государственной власти, ее территориального устройства, а также методов ее осуществления, то предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии), как родовой сущности государства. Именно поэтому, несмотря на явную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом, а типизацию государства – с классификацией его формы.

Форма государства соотносится с его типом, как форма соотносится с сущностью: это внешняя организация государства определенного типа.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Этим и объясняется актуальность данной работы.

Цель работы: полное рассмотрение различных критериев для типологизации государств и непосредственно типов. Исходя из этой цели, можно выделить конкретные задачи этой работы:

    • Изучить понятие «типология государства»
  • Рассмотреть возможные критерии и основания для классификации государств
  • Описать выделяемые типы государств

Для решения поставленных задач использовалось несколько учебников по теории государства и права, а также монографии и журнальные статьи.

Объект моей курсовой работы: типы государства.     Несмотря на перемены, произошедшие в правоведении за последние годы, проблема исторических типов права и государства, так и не получила должной научной разработки. При этом в научной литературе и сообществе сформировались основные тенденции в толковании и освещении этой темы.

Первая из них, заключается в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических формаций как базы для выделения и характеристики отдельных исторических типов государства и права из-за ее неактуальности, необоснованности, а возможно и ошибочности.

Наиболее привычным стало обращение к иным теоретическим конструкциям, например, цивилизационный подход.

Таким образом, ясна проблема для исследования. Курсовая работа состоит из нескольких частей: в первой части рассматривается понятие типологии государства и проблемы типологии государств. Вторая часть посвящена типам государств, согласно формационной теории, а в третьей – согласно цивилизационного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

 

Одни исследователи отождествляют типологию и классификацию и говорят о том, что это – распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие ученые полагают, что типология – это особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них.

Классификация формы государства – это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти. Типизация государства – суть деление государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом, как форма соотносится с сущностью: она есть внешняя организация государства определенного типа.

Теории о типах государства разрабатываются на теоретическом уровне, на уровне общей теории государства и права и философском. Философская типология выдвигает главные критерии – это общественный прогресс. Она строится на разграничении двух понятий государства. Государства в собственном смысле – основанного на частной собственности, и полугосударства как базирующегося на социалистической общественной собственности. Таким образом, различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства.1

В основу теоритической типологии положена родовая сущность государства и основные значения его понятия. Родовая сущность государства – народовластие потому, что кому как не народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, действующая на данной территории.2

Понятие государства служит для обозначения единства его составных элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства или целостности государства выступает народ, поэтому именно народная политическая власть есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства. Характеризуя родовую сущность государства, Ф. Энгельс писал: «Англия, конечно, демократическая страна, но демократическая в том же смысле, как и Россия; ибо народ везде, не осознавая этого, господствует, и во всех государствах правительство является только другим выражением степени образованности народа».3

Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях. Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация населения. Во-вторых, государством называется обособленное от народа организация политической власти на определенной территории. В-третьих, этим термином обозначается политическая организация господствующего класса в обществе.

Государство как политико-территориальная организация общества – это следствие развития противоречия между собственностью и политической властью, которые образуют основы общества и государства. Взятые во взаимодействии они выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства.

Государство как организация обособленной от общества политической власти – это продуктом развития естественноисторических общностей людей, форм их общения, таких как гражданское общество или на раннем этапе развития община. Этот процесс развития отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественноисторического фактора развития государства. Этот фактор вполне может служить основанием естественноисторической типизации государства.

И наконец, государство как политическая организация господствующего класса в обществе  раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой населения и с социально-классовыми отношениями людей. А это факторы социологического порядка, и они могут служить основой для социологической типизации государства.

Помимо основных теорий – формационной и цивилизационной, ученые выделяют и другие основания, а также подходы в типологизации государств.

В настоящее время говорят об информационном подходе к изучению типов государств, сформированного на основе теории Юнга о типах личностей. Существует гипотеза, согласно которой типологию стран можно описывать понятиями типологии Юнга. Однако нечеткость  таких типологических описаний ввиду их психоаналитической направленности не смогла позволить адекватно описать типы наций или этносов и их индивидуальные особенности. Ситуация резко изменилась с развитием соционики и ее моделирующего аппарата. Так возникла этносоционика.

Все процессы, происходящие в обществе, можно представить в виде производства, движения, обработки и распределения информации. При этом формула Карла Маркса, гласящая, что эпоха характеризуется способом производства, заменяется на следующую: эпоха или социально-экономическая формация или стадия развития общества, цивилизации характеризуется способами и формой получения и циркуляции информации в обществе. С этой точки зрения, все общества или живые системы подобны. Различия заключается лишь:

  1. в характеристиках вещественных носителей информации и информационных систем общества. Это – структура экономической формации.
  2. в различных вариантах или структурах систем получения, обработки и переработки информации. Это – информационная структура собственно этноса (народа).

Таким образом, информационный подход объединил в себе экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое, а именно структуру этноса или государства, которые описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному. Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами.4

Также можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. В соответствии с этой точкой зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

Светское государство – это государство, где последовательно проведено отделение церкви от  государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и   атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., (статья   14)  устанавливает, что Россия – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед   законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать  индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять  религиозные и иные убеждения и действовать в  соответствии с ними. Наиболее расширенно осуществление этих прав   регулируется законом России "О свободе совести и религиозных объединениях"  от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ.

Клерикальное государство – это государство, где церковь                         имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью  является англиканская, а ее главой выступает глава   государства – монарх, ныне королева Елизавета II.                        

Теократическое государство – это особая форма организации                         государственной власти, при которой последняя  принадлежит церковной иерархии.   Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит                         главе господствующей церкви, он же глава государства,                         признаваемому "живым богом", "наместником бога на   земле", "первосвященником" и т. п. Например: фараон, царь, император, халиф. Практически государственные  полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и   т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин   "теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия.  Примерами теократии в раннюю эпоху были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат).   В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Все ветви власти в Ватикане принадлежат   Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.     Атеистическое государство – это государство в котором                         атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование   священнослужителей и верующих.

Атеистическими государствами были СССР и другие страны                         социалистического лагеря. После Октябрьской   социалистической революции и Советского Союз стал первой      в мире страной массового атеизма, где право                         атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было создано общество "Союз воинствующих безбожников" (1925).

Ряд ученых предлагает типологизировать государства, в зависимости от того, каким образом формируются и функционируют высшие органы государственной власти. А также по их внутреннему строению. Я считаю эти подходы необоснованными и даже ошибочными. Насколько мне известно форма правления и территориальное устройство, наряду с политическим режимом раскрывают понятие формы государства, а не его тип. Но обвинять ученых мне не представляется возможным, так как каждая точка зрения имеет право на существование и мне лишь хочется вступить с ними в научную полемику.

Итак, основание – форма правления. Она раскрывает способ                         организации верховной государственной власти, порядок                        образования ее органов, их взаимодействия между собой и   с населением, степень участия населения в их  формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и                         республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, составу, и компетенции.

Информация о работе Типология государств