Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Тема взятая мной для курсовой работы – «Типология государства». Проблема типологии государства достаточно долгое время является актуальной в курсе теории государства и права. Она неразрывно связана с исследованием форм государства, но не совпадает с ним.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и проблемы типологии государства 5
2. Типология государства согласно формационной теории 12
2.1. Характеристика формационного подхода 12
2.2. Типы государств по формационной теории 13
3. Типология государства по цивилизационному подходу 18
3.1. Характеристика цивилизационного подхода 18
3.2. Типы государств согласно цивилизационному подходу 19
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Типология государства.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Монархия – форма правления, где высшая государственная                         власть принадлежит единоличному главе государства, монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который    занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.    При неограниченной  или абсолютной монархии, монарх является единственным высшим органом государства. Он   осуществляет законодательную функцию: воля монарха – источник права и закон, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока, например, Саудовская Аравия.

При ограниченной монархии высшая государственная власть                         рассредоточена между монархом и другим органом или    органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная   монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха   ограничена конституцией, парламентом, правительством и   независимым судом.

Республика – это форма правления, в которой высшая                       государственная власть принадлежит выборным органам,                         избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Взаимоотношения между высшими органами строятся на   принципе разделения властей, они имеют связь с   избирателями и ответственны перед ними.

Современные республики подразделяются на парламентарные                         и президентские. Различаются они главным образом тем,  какой из органов верховной власти – парламент или президент: формируют правительство и направляют его   работу и перед кем из них правительство несет ответственность.

В парламентарной Президент является только главой государства, но не главой правительства.  Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских  выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен  возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр, который может называться иначе.

Президентская республика – это форма правления, где                         президент непосредственно при определенном парламентском                         контроле формирует правительство, которое несет перед  ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы   государства и главы правительства выполняет президент.

Также существуют смешанные "полупрезидентские" или президентско-парламентарные республики (Франция,   Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент  в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.      Основание – территориальное устройство. При всем многообразии форм государственного устройства основными среди них являются унитарное государство и    федерация. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по     сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – это целостное централизованное                         государство, административно-территориальные единицы  которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют  статуса государственных образований, не обладают   суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая                         конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной   государственной власти на всей территории страны.

Федеративное государство (федерация) – это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты,  земли, кантоны и т. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах  децентрализации государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА СОГЛАСНО ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ

 

2.1. Характеристика  формационного подхода

Изучение природы государства предполагает рассмотрение как его соотношения с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, на формационный подход.

Марксистские положения о формационном подходе сообщают, о  классовой сущности государства, о том, что она определяется экономическим фактором, способом производства в целом, а само государство – лишь надстройка над экономическим базисом. Таким образом, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем  общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Фридрих Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя.5

Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, а также закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Вот что нам сообщает данное научное направление: любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый – экономический базис, система производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй – надстройка, а именно, общественное сознание, государство, право, мораль, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.  В данной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств в различные исторические эпохи отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. Таким образом, тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.

 

2.2. Типы государств  по формационной теории

Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические формации.

Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. В истории человечества их выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, тогда был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя. Оно представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII-VI вв. до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства. Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами.

Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Марксистская теория относит к рабовладельческому типу государств не только античные государства – Афинское  и Римское, но и  многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Китай и Индию. Формой организации государственной власти были унитарные монархии и республики.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.6

Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его экономический базис собственность феодалов на землю и неполная собственность на крестьян, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основные классы общества – феодалы и крепостные крестьяне, вместе с тем существовали и другие социальные слои.

Феодальное государство в своем развитии прошло ряд стадий:

  1. Децентрализованной феодальной раздробленности.
  2. Усиление централизации и установление сословно-представительной монархии.
  3. Централизованная абсолютная монархия и разложение феодальной государственности.

Доминирующей формой государства была монархия различных видов. Республиканская существовала только лишь в государствах-республиках: Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.

На последнем этапе развития феодального государства стали зарождаться буржуазные производственные отношения, требующие работника, продающего свой труд. Но развитию новых отношений препятствовал феодализм. Противоречия между феодалами и буржуазией разрешались путем революций. В результате последних возник абсолютно новый тип государства.

Буржуазное государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной формационным подходом. Этот тип оказался самым жизнестойким и способным адаптироваться к существующим условиям. Экономическая основа – капиталистическая частная собственность на средства производства. В таком государстве все граждане равны перед законом, но экономическое неравенство по- прежнему сохраняется. Общество состоит из двух основных классов: буржуазии и пролетариата. В независимости от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

На протяжении своего развития буржуазное государство проходит четыре этапа:

Первый этап. Период становления и развития капиталистического государства. Период свободной конкуренции. Государство вне экономики. Классовая борьба не достигла особой остроты.

Второй этап. Монополистический капитализм, период начала и углубления кризиса буржуазной государственности. Мелкие предприятия объединяются, возникают мощные объединения: тресты, синдикаты, корпорации и др. Усиливается эксплуатация рабочего класса. Позднее наступает тенденция отказа от демократии и законности, в ряде стран это привело к возникновению особых режимов, как реакции на происходящее. Например: фашистский режим в Италии и Германии. Рост военно-бюрократического государственного аппарата. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала очень альтернатива: саморазрушение, под натиском острых противоречий или реформы и преобразования. Нетрудно догадаться, что был выбран второй путь – путь преобразований.

В 30-е годы буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, его началом послужил  «Новый курс» Ф. Рузвельта. Научно-техническая революция после Второй мировой войны; динамичность экономики; появление среднего класса в социальной структуре общества; государство демократичное и социальное, действует в соответствии с потребностями общества – все это вехи третьего периода.

На протяжении четвертого этапа все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.

Согласно формационной теории - это высший и последний исторический тип государства. Он представляет собой организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

  • Экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Основа всего – частная собственность.
  • Социалистическое государство с момента своего возникновения – это орудие уничтожения всякой эксплуатации и причин, к ней приводящих.
  • Социалистическое государство имеет очень широкую социальную базу, т.к. управляют им рабочий класс.

Информация о работе Типология государств