Теория идеального государства. Особенности правовой системы в идеальном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ возникновения и развития теории идеального государства от античности до современности. Обосновать теоретическую конструкцию правового государства как разновидности идеального государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты становления и развития концепции идеального государства…………………………………………………..
1.1 Научное изучение становления и развития идеального государства………………………………………………………………..
1.2 Теория «идеального государства» Платона………………………
2 Правовая система в идеальном государстве………………………….
2.1 Основные положения идеального государства…………………..
2.2 Политическая система ………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Теория идеалного государства. Особенности правовой системы (1).docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)

 Так Платон создает  тоталитарную систему разделения  людей на разряды, которая немного  смягчается возможностью перехода  из класса в класс (это достигается  путем длительного воспитания  и самосовершенствования). Переход  этот осуществляется под руководством  правителей.

 Характерно, что если  даже среди правителей появится  человек, больше подходящий для  низшего класса, то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким  образом, Платон считает, что  для благосостояния государства  каждый человек должен заниматься  тем делом, для которого он  приспособлен наилучшим образом.  Если человек будет заниматься  не своим делом, но внутри  своего класса, то это еще не  гибельно для "идеального" государства.  Когда же человек незаслуженно  из сапожника (первый класс)  становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится  правителем (третий класс), то это  грозит крахом всему государству,  поэтому такой "перескок" считается  "высшим преступлением" против  системы, ведь для блага всего  государства в целом человек  должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом  приспособлен [11, c.26].

 Для обоснования иерархии  в обществе Платон ссылается  на миф, где Бог, вылепивший  людей, в тех из них, кто  способен править, примешал при  рождении золота, а в их помощников - серебра, а в земледельцев  и ремесленников - железа и  меди. Лишь в тех случаях, когда  от золота родится серебряное  потомство, а от серебра - золотое,  Платон допускает перевод членов  одного сословия в другое. Придуманный  им миф кончается предостережением, что государство погибнет, когда  охранять его будет железный  или медный сторож.

 В трактате "Государство"  Платон пишет о том, что "идеальное"  государство должно обладать, по  меньшей мере, четырьмя главными  добродетелями:

1. мудростью,

2. мужеством,

3. рассудительностью,

4. справедливостью.

 Мудростью не могут  обладать все жители государства,  но правители-философы, избранные  люди, безусловно, мудры и принимают  мудрые решения. Мужеством обладает  большее количество людей, это  не только правители-философы, но  и воины-стражи. Если первые две  добродетели были характерны  только для определенных классов  людей, то рассудительность должна  быть присуща всем жителям,  она "подобна некой гармонии", она "настраивает на свой  лад решительно все целиком". Под четвертой добродетелью - справедливостью  - автор понимает уже рассмотренное  деление людей на разряды, касты: "...заниматься своим делом и  не вмешиваться в чужие - это  есть справедливость". Следовательно,  разделение людей на классы  имеет для Платона огромное  значение, определяет существование  "идеального" государства (ведь  оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что  нарушение кастового строя считается  высшим преступлением. Так государство  Платона незаметно, ради лучшей  цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор,  описывая "порочные" государства  (например, расслоение общества в  олигархическом государстве).

 Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего  рабовладельческого строя, не  уделяет рабам особого внимания. В "Государстве" все производственные  заботы возлагаются на ремесленников  и земледельцев. Здесь же Платон  пишет, что в рабство можно  обращать только "варваров", не  эллинов, во время войны. Однако  он же говорит, что война  - зло, возникающее в порочных  государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве  войны следует избегать, следовательно,  не будет и рабов [13, с.46].

 

2 Правовая  система в идеальном государстве

 

2.1 Основные положения идеального государства

 

Государством является система организации людей, проживающих на данной территории. Государство не тождественно обществу или стране, а является лишь системой управления данной страной и обществом.

Государственная система  создается с целями:

Совместного ведения хозяйства, общежития и распоряжения общими ресурсами.

Обеспечения развития граждан  государства и соответствующей  территории.

Соблюдения равных прав и  свобод.

Обеспечение безопасности людей, сохранения территориальной целостности.

Обеспечения принципа от каждого  по способностям, каждому по потребностям. (Имеются ввиду потребности в  работе, в претворении своих планов).

Форма управления устанавливается  народом, как источником власти в  стране.

Государственная система  базируется на основополагающем законе единства и борьбы противоположностей, являющегося движущейся силой развития природы и общества. (Только в  этом случае возможен выбор оптимального поведения.)

Государственная система  формируется из политической системы  и двойственной ей экономической  системы. Взаимное функционирование двойственных систем в соответствии с установленными законами обеспечивает выборная государственная  власть.

Целью политической системы  является повышение качества жизни  граждан.

Целью экономической системы  является повышения уровня жизни  граждан.

Целью государственной власти является соблюдение законов функционирования двойственных систем: политической и  экономической [7, c.89-90].

Противоположность заключается  в различном понимании целей  развития общества двойственными системами. Одна сторона полагает важным фактором развития духовную (политическую) составляющую и оперирует качественными показателями развития, защищая тем самым права  потребителей. Другая сторона двойственных систем предполагает важным фактором развития материальную (экономическую) составляющую и оперирует количественными  показателями развития, защищая тем  самым права производителей.

Борьба противоположных  интересов является сутью рыночных отношений, так как только путем  взаимодействия двойственных систем на рынке возможно установить эквивалентность  стоимости количественных и качественных показателей товаров и услуг.

Совокупность количественных и качественных показателей составляют стоимость товаров и услуг.

Установление стоимости  товаров и услуг на рынке путем  взаимодействия двойственных политических и экономических систем позволяет  выявить истинную стоимость товаров  и услуг и, следовательно, развиваться  стране без кризисов в соответствии с законом сохранения стоимости.

Государственная система  должна принимать все меры к устранению борьбы противоположных интересов  и связанную с ней конкурентную борьбу. (Конкуренция предполагает затраты ресурсов. Эффективность  системы определяется интеграционными  качествами, а не наличием противоборствующих подсистем.)

Единство обеспечивается невозможностью существования противоположных  систем друг без друга (Конкуренция  противоборствующих систем всегда приводит к монополии. Противоположные системы  в принципе не могут объединиться в силу разного представления о целях.).

Для обеспечения правильного  функционирования основополагающего  закона в государственной системе  создается равенство и независимость  сторон, преследующих противоположные  цели (Разделение властей).

Основные законы функционирования государственной системы представляют собой правила, которые не накладывают  ограничения на поведение сторон, а лишь показывают условия, при несоблюдении которых уменьшается эффективность  системы.

Законы должны быть доказаны теоретически и проверены на практике.

Для удобства управления, территория страны делиться на округа, области, районы, городские и сельские поселения, в которых управление строится на основе единства и борьбы политической и экономической подсистем. Взаимное функционирование двойственных систем в соответствии с установленными законами обеспечивает государственная  власть.

Земля, вода, полезные ископаемые являются общенародным достоянием и  в равной степени принадлежат  всем гражданам государства.

Граждане вправе иметь  личную собственность.

Все средства производства находятся в общей собственности  всех граждан и управляются по схеме взаимодействия элементов  политической и экономической системы. (Если предположить наличие частной  собственности на средства производства, то это резко снижает эффективность  системы из-за невозможности объединить ресурсы для решения важных и  масштабных задач, особенно в большой  стране. Частная собственность позволяет  паразитировать некоторым людям  и из-за этого растет преступность и коррупция. Частная собственность  приводит к подмене общих интересов  личными.)

Полномочия по управлению общественной собственностью распределяются по принципу компетентности. (Материальными  средствами должны распоряжаться в  большей степени люди, способные, в силу своих умственных возможностей, преобразовать их в более интеллектуальные. Механизм по наделению полномочий может быть аналогичен акционированию, только акции не могут быть преобразованы в личную собственность и переданы другим лицам. Кроме этого, большая компетентность предполагает большие права.)

Уровень компетентности должен определяться более компетентными  людьми.

Интеллектуальные достижения находятся в общественной собственности, авторское право сохраняется  путем повышения уровня компетентности.

Уровень компетентности определяется по личному вкладу в общественное дело. (Частная собственность предполагает наличие частного, личного интереса. Однако это интерес основан на получении привилегий за счет других. Не все люди могут эксплуатировать  других, а некоторые более склонны  к решению общих проблем. Однако в капиталистическом обществе предпочтение отдается именно людям с повышенным личным интересом.)

Государство должно обеспечить полную занятость всех граждан. (Безработица  создается специально для эксплуатации работающих, поэтому безработных  не должно быть.)

В соответствии с принципом  от каждого по способностям, каждому  по потребностям, государственная система  должна обеспечить реализацию творческих потребностей граждан.

Для осуществления накопления, перемещения и других технических  операций с деньгами создается единственный государственный банк. Государственный  банк не имеет права осуществлять инвестиционную деятельность. Распоряжаться  деньгами могут только предприятия, организации, создающие товары и  услуги, в соответствии с уровнем  своей компетенции и планами  развития.

Критерием оценки функционирования государственной системы является инфляция, как показатель потери стоимости  денежной массы и, следовательно, организованности системы [5, с.5].

 

2.2 Политическая система

 

Политическая система  включает в себя организации, ставящие своей целью повышение качества жизни граждан. Такими организациями  могут быть, экологические, защиты прав потребителей, профсоюзы, научные, занимающиеся вопросами политики, права, социологией, оценкой качества, организации от национальных образований и др.

Политическая система  выстраивает свою систему управления входящими в нее организациями.

Высшим органом управления политической системы является Съезд  представителей различных организаций, занимающихся вопросами повышения  качества жизни.

Съезд выбирает Верховный  Политический Совет, который работает в промежутках между съездами, и выделяет на его работу средства. Верховный Политический Совет создается  из наиболее выдающихся представителей определенной сферы деятельности по повышению качества жизни. Верховный  Политический совет образует комиссии по важным политическим вопросам из соответствующих  специалистов. Верховный Политический Совет осуществляет планирование развития политической системы.

Для оперативной работы Верховный  Политический Совет назначает Президиум. Президиум назначает ответственных  представителей от комиссий по важным политическим вопросам, которые образуют Политбюро.

Политбюро выбирает Генерального Секретаря.

Все органы политической системы  формируют цели и задачи политической системы и определяют основные параметры  системы, такие как курсы валют, основные цены.

Политические партии, которые  не вписываются в существующую государственную  систему, вправе проводить свою агитацию и бороться за высшую государственную  власть.

Экономическая система

Экономическая система включает в себя организации, ставящие своей  целью повышение уровня жизни  граждан путем развития производства, науки, технологии. Такими организациями  могут быть производственные, научные, занимающиеся технологиями, транспортные, торговые и др.

Экономическая система выстраивает  свою систему управления входящими  в нее организациями.

Высшим органом управления экономической системы является Съезд представителей различных  организаций, занимающихся вопросами  повышения уровня жизни.

Съезд выбирает Верховный  Экономический Совет, который работает в промежутках между съездами, и выделяет на его работу средства. Верховный Экономический Совет  создается из наиболее выдающихся представителей определенной сферы деятельности по повышению уровня жизни. Верховный  Экономический совет образует комиссии по важным экономическим вопросам из соответствующих специалистов. Верховный  Экономический Совет осуществляет планирование развития экономической  системы.

Для оперативной работы Верховный  Экономический Совет назначает  Президиум.

Президиум назначает ответственных  представителей от комиссий по важным политическим вопросам, которые образуют Правительство.

Информация о работе Теория идеального государства. Особенности правовой системы в идеальном государстве