Теоретические основы правотворческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:42, лекция

Краткое описание

Введение в курс «Правотворческий процесс»
Правотворчество как форма государственной деятельности
Субъекты правотворчества
Формы и стадии правотворчества
Законодательная техника: понятие и содержание

Вложенные файлы: 1 файл

PP_Kurs_lektsy.doc

— 839.50 Кб (Скачать файл)

 

1.5 Законодательная техника: понятие и содержание

 

В соответствии с Законом от 10 января 2000г. № 361 – З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями «законодательная техника – система правил подготовки проектов законодательных актов» (абзац 8 ст. 1). Нормотворческая техника – понятие более широкое и закон трактует ее как «система правил подготовки проектов нормативных правовых актов» (часть 18 ст. 1). В законе дано следующее определение нормативного правового акта – «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение». Под законодательными актами закон понимает Конституцию Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Основными принципами законодательной техники являются следующие положения: логичность построения проекта акта; краткость и точность изложения норм; полнота правового регулирования проектом акта соответствующей сферы общественных отношений; ясность, простота и доступность языка изложения проекта акта, исключающего различное толкование его норм; оформление проекта акта в соответствии с установленными правилами делопроизводства.

Структура нормативного акта. В соответствии со ст. 28 Закона от 10 января 2000г. № 361 – З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Преамбула – вступительная часть, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Нормативный правовой акт может содержать, а может и не содержать преамбулу – это зависит от усмотрения субъекта правотворчества. Однако в любом случае преамбула не содержит нормативных предписаний, т.е. обязательных правил поведения.

Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.

Статьи, как правило, имеют название, отражающее их содержание.

Статьи нормативного акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.

Статьи могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты – на подпункты, части или абзацы; подпункты – на части или абзацы.

Главы нормативного правового акта – его структурные элементы, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Разделы нормативного правового акта – его структурные элементы, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Абзац нормативного правового акта – часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Подпункты нормативного правового акта – абзацы, которые являются составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.

Часть нормативного правового акта – его структурный элемент, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, кроме последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие – точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры сточкой, после которой следует прописная буква. Или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.

Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, пунктов в статьях – сквозной для каждой статьи, подпунктов – сквозной для каждого пункта.

Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта.

Использование в нормативных правовых актах иных обозначений допускается в исключительных случаях и при наличии в актах специальных оговорок.

Крупные кодифицированные нормативные правовые акты могут состоять из Общей и Особенной части.

Отдельными структурными элементами нормативного правового акта могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения.

Способы изложения нормативных предписаний. Нормативные предписания, содержащиеся в проектах правовых актов, могут излагаться в виде: нового акта; акта о внесении изменений и (или) дополнений в акт, в том числе путем его изложения в новой редакции; акта о толковании акта (его структурных элементов); акта о приостановлении действия акта (его структурных элементов); акта об отмене акта (его структурных элементов); акта о признании утратившими силу акта (его структурных элементов); акта о продлении действия акта (его структурных элементов); акта о делегировании полномочий на принятие (издание) акта; акта о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора. Более подробный порядок изложения нормативных предписаний определен Правилами подготовки проектов нормативных актов, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь 11 августа 2003г. № 359 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 № 189).

Язык и терминология законодательства. Глава 8 Закона от 10 января 2000г. № 361 – З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями предъявляет к тексту нормативного правового акта строгие языковые требования и юридическую терминологию. Текст должен излагаться лаконично, простым и ясным языком, исключающим его различную трактовку, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. В нормативном правовом акте в случае необходимости могут даваться разъяснения употребляемым в нем терминам и понятиям с целью однозначного их понимания. В тексте нормативного правового акта не должно быть просторечий и экспрессивных форм разговорной речи, иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов на белорусском или русском языках. Нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор, аббревиатур, кроме общеизвестных, ненормативной лексики.

Техника отмены нормативных актов, внесения в них изменений и дополнений. Глава 14 Закона от 10 января 2000г. № 361 – З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями излагает порядок признания нормативных правовых актов утратившими силу и внесения в них изменений и дополнений. Так, статья 58 Закона устанавливает, что в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу все акты той или меньшей юридической силы или их структурные элементы, если они противоречат включенным в новый акт нормативным правовым предписаниям, либо поглощены им, либо фактически утратили свое значение. Статья 59 Закона требует, чтобы перечень нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению, должен содержаться в заключительных положениях этого нормативного акта либо в приложениях к нему. Если имеется значительное количество нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта, их перечни могут оформляться в виде самостоятельного проекта и представляться одновременно с проектом основного акта. Закон допускает, как исключение, подготовку таких перечней после принятия (издания) нового нормативного правового акта в случаях, когда их подготовка требует длительного времени. В таком случае готовится поручение о разработке проектов соответствующих перечней, где указывается, каким государственным органам (организациям) поручается их разработка, и определяется срок их представления в нормотворческий орган (должностному лицу).

 

Тема 2. Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь) как субъект правотворческой деятельности

 

Вопросы темы:

 

2.1 Понятие законодательного процесса  и его стадий.

2.2 Подготовка законопроекта для  рассмотрения на сессии Палаты  представителей Национального собрания  Республики Беларусь (подготовительная, основная и заключительные стадии).

2.3 Рассмотрение и законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

2.4 Подписание закона Президентом  Республики Беларусь.

2.5 Опубликование закона и вступление  его в силу.

 

2.1 Понятие законодательного  процесса и его стадий

 

Правотворческая (законодательная) инициатива. Согласно ст. 90 Конституции Республики Беларусь парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент Республики Беларусь выступает в системе разделения властей как законодательный орган власти, основной функцией которого является принятие законов, т.е. законодательствование.

В своей деятельности Парламент выражает суверенитет и полновластие белорусского народа, выступает от имени белорусского народа. Конституция характеризует его как представительный государственный орган. Это орган непосредственного народного представительства. Представительному характеру белорусского Парламента присущи следующие признаки: выборность, представительство от округов и территорий; подотчетность белорусскому народу; демократический и гласный порядок работы.

Конституция Республики Беларусь (ст. 90) характеризует также Парламент как законодательный орган. Парламент посредством принятия законов регулирует различного рода общественные отношения, складывающиеся между социальными, национальными и другими общностями на основе принципа равенства всех перед законом. Признание Парламента законодательным органом означает, что ни один закон Республики Беларусь не может быть принят, если он не обсужден и не одобрен им, за исключением законов, принимаемых на республиканском референдуме. Законодательный процесс – это порядок внесения законопроектов, их рассмотрения, принятия, подписания и опубликования законов.

Кроме законодательной функции, Парламент обладает некоторыми контрольными функциями за деятельностью исполнительной власти. Так, например, утверждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении, имеет право отказывать в доверии Правительству.

Важная роль принадлежит Парламенту в системе “сдержек и противовесов властей”. Он выступает силой, сдерживающей в случае необходимости, непомерные амбиции исполнительной власти к концентрации власти в своих институтах.

Принятие закона проходит сложную процедуру, урегулированную Конституцией, регламентами палат и другим законодательством. Первоначальная процедура связана с внесением в парламент проекта закона, т.е. осуществлением права законодательной инициативы. Внесение законопроекта уполномоченным субъектом означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное предложение. Однако парламент не обязан однозначно принять закон, он может принять его в другом виде или вовсе отклонить в соответствии с установленной процедурой.

Согласно абзацу 7 статьи 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000г. под законодательной инициативой понимается официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган.

Таким образом, под законодательной инициативой понимается закрепленное в Конституции Беларуси право определенных субъектов на предложение о принятии закона и на внесение законопроекта в Палату представителей.

Субъекты права законодательной инициативы. Согласно части 1 ст. 99 Конституции Беларуси круг субъектов права законодательной инициативы четко определен. Это право принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей посредством внесения проектов законов.

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции обладают Президент или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

В соответствии с Законом от 10 января 2000г. № 361 – З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»с последующими изменениями и дополнениями Президент осуществляет право законодательной инициативы лично или через уполномоченные им органы. Одновременно Президент имеет право принять решение о назначении докладчика по законопроекту в Палате представителей (часть 2 ст. 46).

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь осуществляют право законодательной инициативы лично (часть 3 ст. 46).

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Палату представителей законопроекта, а также о назначении докладчика (уполномоченного представителя) по законопроекту. Решение Совета Республики оформляется постановлением, принимаемым большинством голосов от полного состава Совета Республики (часть 4 ст. 46).

Информация о работе Теоретические основы правотворческой деятельности