Теоретические аспекты государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:41, лекция

Краткое описание

Теория государственного управления, как и любая иная социально-политическая наука, выявляет и объясняет объективные законы управленческого процесса; формулирует идеальные модели способов управленческого воздействия государственных субъектов на управляемые объекты, т.е. принципы управления. Последние объективно обусловливаются как содержанием законов управления, так и типом государственного строя и уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества. Для Казахстана такими факторами являются: переходное состояние политической, экономической систем и социальной структуры общества, а также политической и правовой культуры правящего слоя и населения.

Содержание

1.Управление и его роль в обществе Определение, предмет, объект и методы науки управления
2. Эволюция государственного управления и школы управления Законы природы и общества в управлении
3.Механизм использования законов общества и природы в управлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

К общим законам  управления относятся:

1. Закон соответствия  социального содержания управления  форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной  эффективности сознательного и  планомерного управления.

3. Закон единства  системы управления.

4. Закон соотносительности  управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия  содержания и форм прямой и  обратной связи в системе управления  экономической природе отношений  между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления  деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной  стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная  связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно  закону единства системы управления, деятельность любой организации  представляет собой единую централизованно  управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность  закона соотносительности управляющей  и управляемой систем (субъекта и  объекта управления) заключается  в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система  управления состоит из объекта и  субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и  субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе  управления экономической природы  отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между  управляющей и управляемой системами  может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой  сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие  со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного  и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь  в системе отсутствует или  по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона  единства действий законов управления состоит  в том, что протекание явлений  и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов  управления, необходимо, с одной  стороны, уметь выделить действие каждого  закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Среди частных законов  управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой  подсистемы) и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы, относятся:

1. Закон изменения функций  управления.

2. Закон сокращения  числа ступеней управления.

3. Закон концентрации  функций управления.

4. Закон распространения  контроля.

Закон изменения функций  управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается  в том, что чем меньше уровней  управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций  управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей  концентрации функций на каждой ступени  управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость  между числом подчиненных и возможностями  контроля их действий со стороны руководителя.

Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации.  Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.

Однако среди специальных  законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться  на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.


Информация о работе Теоретические аспекты государственного управления