Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) рассмотрены сущность, признаки и принципы правового государства;
2) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
3)рассмотрены тенденции развития правового государства;
4) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Основные характеристики правового государства…………………5
1.1. Основы и сущность правового государства……………………………...5
1.2. Признаки правового государства…………………………………………8
1.3. Основополагающие принципы правового государства………………..13
Глава 2. Тенденции развития правового государства………………………18
2.1.Возникновение идеи правового государства в различные периоды истории………………………………………………………………………….18
2.2.Проблемы и перспективы формирования правового государства в России……………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………
3.Взаимная ответственность личности и государства.
Взаимная ответственность
личности и государства - неотъемлемый
признак правового государства.
В недемократическом
4.Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
Признак реальности прав и свобод человека предполагает функционирование механизма гарантий. Человек должен быть уверен, что его права, которых он не лишен по закону, обеспечены в любой сфере общественных отношений. Реальность закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод обеспечивается как индивидуальными возможностями самого гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом способами, так и государства в целом. При этом реализуются прежде всего связь граждан со всем государством, а не только с его отдельными органами или должностными лицами. При подлинной демократии, в условиях законности, права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления.
Перечень прав и
свобод, провозглашенных в указанных
актах, закреплен и гарантирован
в конституциях правовых государств.
Особое значение в них придается
юридической защищенности личности,
которая немыслима без
5. Наличие развитого гражданского общества.
Гражданское общество - это не некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом - правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т. п. Гражданскому обществу соответствует правовое государство. В отличие от полицейского государства (получившего название "административно-командная система") правовое государство законодательно (обычно на конституционном уровне) закрепляет права и свободы человека и гражданина, обязуясь эти права и свободы не только не нарушать, но и обеспечить их системой гарантий.12
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно являетсярешающей социально-экономической предпосылкой правового государства. В правовом государстве гражданам гарантируется свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права.13
1.3.Основные принципы правового государства
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:
1.Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
б) соединение общечеловеческих
нравственно-правовых ценностей (разумность,
справедливость) и формально-регулятивных
ценностей права (нормативность, равенство
всех перед законом) с организационно-
в) необходимость
идеологически-правового
г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.).
2. Принцип правовой
защищенности человека и
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это:
1) равенство сторон
и взаимная ответственность
2) особые тип
правового регулирования и
3) стабильный правовой
статус гражданина и система
юридических гарантий его
1) Нормальные правовые
отношения предполагают
2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.).
3) Устойчивый, стабильный
правовой статус гражданина (система
его прав и обязанностей) и
четкий, бесперебойно работающий
юридический механизм его
3. Принцип единства права и закона14.
4. Принцип правового
разграничения деятельности
Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
2) наиболее последовательное
связывание посредством права
политической власти, формирование
для государственных структур
режима правового ограничения
(формально-юридическая
Первый принцип
нашел свое конституционное закрепление
в ст. 2 Конституции РФ, где сказано,
что "человек, его права и свободы
являются высшей ценностью". Правовое
государство должно последовательно
исполнять свое главное предназначение
- гарантировать каждому
Сегодня политико-правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных пактах о правах человека 1966 г. и других международных актах.
5.Весьма злободневным
для России принципом
Второй принцип
воплощается в жизнь с
1. Государственную
власть ограничивают сами
2. Среди правоограничивающих
мер особое место занимает
проблема разделения властей.
Ее главное требование, выдвинутое
Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье
в период борьбы буржуазии
с феодализмом, заключалось в
том, что для утверждения
3. Федерализм также может
внести свой вклад в дело
ограничения государственной
При реально действующих
федеративных отношениях различные государственные
4. Как способ ограничения
5. Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти.19
Правовая
государственность как символ и социальный
идеал представляет собой, прежде всего,
прогрессивную идеологию гражданского
общества, постепенная объективация которой
на нормативном уровне обусловлена уровнем
общественного правопонимания.
Глава 2.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1.Развитие идеи правового государства в различные периоды истории
Правовое государство как
Древние греки, древние
римляне стремились к познанию справедливого
устройства и организации общественной
жизни. В данном контексте возникает
идея, в которой право, благодаря
признанию и поддержке
Античный период
явился отправной точкой для построения
более поздних концепций, учений,
раскрывающих особенности и функции
правового государства. Хотя и в
трудах древнегреческих и
Информация о работе Тенденции развития правового государства