Тенденции развития правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) рассмотрены сущность, признаки и принципы правового государства;
2) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
3)рассмотрены тенденции развития правового государства;
4) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Основные характеристики правового государства…………………5
1.1. Основы и сущность правового государства……………………………...5
1.2. Признаки правового государства…………………………………………8
1.3. Основополагающие принципы правового государства………………..13

Глава 2. Тенденции развития правового государства………………………18
2.1.Возникновение идеи правового государства в различные периоды истории………………………………………………………………………….18
2.2.Проблемы и перспективы формирования правового государства в России……………………………………………………………………………24

Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая правильнаярр.docx

— 72.22 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Основные характеристики правового государства…………………5

1.1. Основы и сущность правового государства……………………………...5

1.2. Признаки правового государства…………………………………………8

1.3. Основополагающие принципы правового государства………………..13

 

Глава 2. Тенденции развития правового государства………………………18

2.1.Возникновение идеи правового государства в различные периоды истории………………………………………………………………………….18

2.2.Проблемы и перспективы формирования правового государства в России……………………………………………………………………………24

 

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованных источников…………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
В последнее время очень много  говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в  себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает  также, что для создания правового  государства необходимо возникновение  ряда определенных предпосылок, важнейшей  из которых является гражданское  общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами  государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие  свои разнообразные потребности  и интересы. Темой данной работы является «Правовое государство: сущность и тенденции развития».

На сегодняшний  день в России затруднен путь к построению правового государства. Актуальность моего исследования обусловлена тем, что в России, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является  очень молодой преемницей основ правовой государственности. 

Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая  практика организации государственной  власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. 
Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституции, правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества в политической системе.

Цель данной работы: рассмотреть  основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут  решены следующие задачи:

1) рассмотрены сущность, признаки и принципы правового государства;

2) изучены взгляды теоретиков  на правовое государство;

3)рассмотрены тенденции  развития правового государства;

4) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

Структура курсовой работы определена в соответствии с целью и задачами исследования, и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 

Глава 1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

1.1.Основы  и сущность правового государства

Коротко выразить сущность правового государства можно  так: правовое государство - это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и  которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.

Правовое государство - это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека. Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.1В целом правовое государство — это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

Принципиально важными  предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно  создается, и благодаря которым  оно функционирует.

Основы правового государства  носят следующий характер:

1. Экономической  основой правового государства  являются определенные производственные  отношения, базирующиеся на развитии  разнообразных форм собственности,  свободном предпринимательстве,  в борьбе с экономическим монополизмом.  Правовая экономика и гражданское  общество - переход от распределительного  общества к рыночному - это  глубинные предпосылки формирования  правового государства. 

Правовое государство - это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека и свобод человека.

2.  Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида. В центре внимания такого государства находится человек  и его интересы. Через систему социальных институтов , общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином  своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. 2Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную основу правового государства.

Переход от тоталитарных методов  к правовой государственности  связан с резкой  переориентацией  социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства  предопределяет  стабильность его  правовых устоев.

3. Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти3.Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство, так же, как и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства суверенность государственной власти правового государства заключается в верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.4 Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

4. Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным  воззрениям и т.п.5

В целом правовое государство — это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

 

 

1.2.Признаки правового государства

 

  Развитие идеи  правового государства, эволюция  взглядов различных мыслителей, привели к формированию отдельных  качественных характеристик правовой  государственности, которые выступают  в виде системы признаков. Признаки - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности  идеальную модель государства,  которое могло бы называться  правовым. Их формирование обусловлено  многими факторами: спецификой  исторической эпохи, уровнем развития  науки, образования, культуры, обычаями  и традициями общества, его нравственно-духовным  потенциалом, уровнем правового  сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и  идеологическими взглядами и  т.д.

Итак, основные характеристики правового государства касаются его признаков, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем  из таких субъектов, как личность, общество и государство.

Основной ценностью  в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут  быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности  государства правом. Этому способствует устройство государства на принципах  народного суверенитета, демократизма, верховенства закона, разделения властей, взаимной ответственности государства  и личности, политического и идеологического  плюрализма, гласности в деятельности государственного аппарата и информированности  граждан, наличие демократического правосудия и судебных форм защиты прав и свобод граждан, режима законности.

      И  еще одно понятие государства  определяется, как система норм  или как политически организованное  общество. «Государство имеет политический  характер, проявляется как политическая  организация, потому что оно  устанавливает порядок использования  силы». 

Господство права  и верховенство закона в своем  конкретном содержании реализуют в  правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом государственно-организованного  общества.

- государство это народное соединение, организованное для постоянной  реализации заведомо высшего  закона, а также высшего блага.

- государство это  суверенитет морально-личный живой  общественный союз народа, союз, который по конституционному  закону, в свободной конституционной  организации народа, под руководством  конституционного и самостоятельного  правительства стремится к правовой  свободе и в ее пределах  к назначению, а потому и к  счастью всех своих членов.

Признаки правового  государства:

1.Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

В соответствии с  данным принципом ни один государственный  орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются  от обязанности подчиняться закону.6 За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции так как Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство.7

2.Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей:  на законодательную, исполнительную  и судебную.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной  власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких  формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей, ведь для правового  государства необходимо наличие  реального разделения властей с  их эффективным взаимодействием  и контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.8 Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна ни демократия, ни соответственно свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. 

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Для демократического общества принцип разделения властей особо  важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "расредоточенность" государственной власти, предупреждающую  ее концентрацию, превращение ее в  авторитарную и тоталитарную власть. Разделение властей способствует обеспечению  взаимного контроля функционирующих  органов, их взаимодействию, взаимодополнению.9

Информация о работе Тенденции развития правового государства