Тейлор и новая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:38, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность. История развития человечества показывает, что прежде всего высокий уровень культуры в целом, как уровень сознания, и в частности, уровень культуры управления развитием, определяет способность человека к сотрудничеству, содружеству, интеграции и более эффективному развитию.
Развитие менеджмента осуществлялось эволюционно, путем возникновения научных школ менеджмента и их взаимодействия. Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров.

Содержание

Введение 2
1. Краткая биография 3
2. Фредерик Тейлор и его вклад в развитие менеджмента 4
2.1 Эволюция управленческой деятельности и менеджмента 4
2.2 Научный менеджмент Фредерика Тейлора 5
2.3 Критика школы научного управления 14
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Тейлор и новая система 2222222.docx

— 69.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

1. Краткая  биография 3

2. Фредерик  Тейлор и его вклад в развитие  менеджмента 4

2.1 Эволюция  управленческой деятельности и  менеджмента 4

2.2 Научный  менеджмент Фредерика Тейлора 5

2.3 Критика  школы научного управления 14

Заключение 15

Список использованной литературы 17

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. История  развития человечества показывает, что прежде всего высокий уровень культуры в целом, как уровень сознания, и в частности, уровень культуры управления развитием, определяет способность человека к сотрудничеству, содружеству, интеграции и более эффективному развитию.

Развитие менеджмента  осуществлялось эволюционно, путем  возникновения научных школ менеджмента  и их взаимодействия. Почти вековая  история развития менеджмента как  науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам  природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального  управления, а также по описаниям  образцов практической деятельности менеджеров.

Отсчет эре научного менеджмента положило опубликование  Тейлором в 1911 году книги "Принципы научного управления", значение которой  для менеджмента, может быть, такое  же, как для христианства - Библия. Управление стало считаться самостоятельной  областью исследования.

В основу методологии  научного управления был положен  анализ содержания работы и определение  ее основных компонентов. Ф. Тейлор считал, что "только путем принудительной стандартизации методов, принудительного  использования наилучших условий  и орудий труда и принудительного  сотрудничества можно обеспечить общее  ускорение темпа работы".

Разрабатываемая система  управления наиболее эффективна тогда, когда она вобрала в себя весь предшествующий опыт, накопленный множеством различных течений и обоснованный научно. Новая система управления, система менеджмента имеет самые  глубокие корни, зародившиеся в начале XX века. Следовательно, на современном  этапе развития в управленческой деятельности необходимы глубокие знания законов, управляющих эволюцией  окружающего мира, целей, мотивов  развития человечества, и, что особенно важно, механизма реализации этих целей.

Цель работы: изучить  основные положения менеджмента  Фредерика Тейлора - основателя школы  научного управления.

Работа состоит  из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

1. Краткая биография

 

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) родился в Пенсильвании в семье адвоката.

Образование получил  во Франции и Германии, затем - в  академии Ф. Экстера в Нью-Хэмпшире.

В 1874 году окончил  Гарвардский юридический колледж, но из-за проблем со зрением не смог продолжить образование и устроился  работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии.

В 1878 году, в пик  экономической депрессии, получил  место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе. Там Тейлор прошел за 6 лет путь от рабочего до главного инженера. С 1882 по 1883 гг. работал начальником механических мастерских.

Осознавая необходимость  технического образования он поступил на заочное отделение технологического института и получил степень инженера - механика в 1883 году.

В 1884 году Тейлор становится главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему  дифференциальной оплаты за производительность труда.

С 1890 по 1893 гг. Тейлор - главный управляющий Мануфактурной  инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, где организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента.

С 1885 года Тейлор - член Американского Общества инженеров-механиков, которое сыграло большую роль в организации движения за научные  методы управления производством в  США. В 1906 году Тейлор становится его  президентом, а в 1911 году - учреждает  Общество содействия научному менеджменту.

С 1895 года Тейлор начал  свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Основные теоретические концепции Ф. Тейлора  изложены в его работах "Управление фабрикой" (1903 г), "Принципы научного управления" (1911 г), "Показания  перед специальной комиссией  Конгресса" (1912 г).

 

 

2. Фредерик Тейлор и его вклад  в развитие менеджмента

 

2.1 Эволюция управленческой деятельности  и менеджмента

 

История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

Первые попытки  теоретического осмысления управления начались в эпоху становления  капитализма в странах Запада. Попытки дать объяснение мотивов  активной деятельности людей были сделаны  рядом ученых и практиков в XVII-XVIII вв.

Заметный толчок и интерес к теоретическому осмыслению управления появился в условиях промышленной революции в странах Запада и  Америке в середине XIX - начале ХХ в. В этот период шел процесс становления и оформления управления как науки. ХХ в. - период эволюционного развития науки управления, т.е. менеджмента, путем возникновения различных концепций и школ менеджмента.

В литературе имеется  несколько подходов и школ управления, каждая из которых акцентирует внимание на определенных позициях и взглядах. Так, М. Мескон в книге "Основы менеджмента" выделяются четыре подхода: 1

С точки зрения научного управления - школа научного управления.

Административный  подход - классическая (административная школа).

Сточки зрения человеческих отношений и науки о поведении - школа человеческих отношений и  поведенческих наук.

С точки зрения количества методов - школа науки управления.

Начало зарождения науки управления и возникновения  менеджмента в конце XIX - начале ХХ вв. положила школа научного управления.

Возникновение школы  связано в первую очередь с  работами Фредерика Тейлора. В 1911 году Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал  книгу "Принципы научного управления". С этого времени теория и практика менеджмента развивалась под  воздействием происходящих изменений  в мировой экономической системе, постоянного совершенствования  рациональности производства и необходимости  учета меняющихся социоэкономических факторов.

Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало  признаваться как самостоятельная  область деятельности и научных  исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно  повысить эффективность организации.

Представителями этой школы:

проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;

проводились замеры затрат времени на выполнение приемов  труда (хронометраж);

исследовались рабочие  движения, выявлялись непродуктивные;

разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию  организации производства;

предлагалась система  стимулирования труда с целью  заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;

обосновывалась  необходимость предоставления рабочим  отдыха и неизбежных перерывов в  работе;

устанавливались нормы  выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;

признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей  работы и необходимость обучения;

управленческие  функции выделялись в отдельную  сферу профессиональной деятельности.

 

2.2 Научный менеджмент Фредерика  Тейлора

 

Ф. Тейлора называют отцом научного менеджмента и родоначальником всей системы научной организации производства и уже более ста лет вся современная теория и практика в области научной организации труда использует "тейлоровское" наследие. И это не случайно, что теория управления была основана инженером, досконально знающим технологию промышленного предприятия и на собственном опыте познавшего все особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями.

Широкая известность  пришла к Тейлору после его  выступления на слушаниях в Конгрессе  США по изучению цехового управления. Впервые менеджменту была придана  смысловая определенность - он определен  Тейлором как "организация производства".

В основе системы  Тейлора лежит положение о  том, что для эффективной организации  работы предприятия необходимо создать  такую систему управления, при  которой бы обеспечивался максимальный рост производительности труда при  наименьших затратах.

Эту мысль Тейлор сформулировал так: "Необходимо осуществлять такое руководство предприятием, чтобы исполнитель при наиболее благоприятном использовании всех своих сил, мог бы в совершенстве исполнить ту работу, которая соответствует  наивысшей производительности, предоставляемого ему оборудования". 2

Тейлор предположил, что проблема, прежде всего, связана  с недостатком практики управления. Предмет его исследований было положение  рабочих в системе машинного  производства. Тейлор поставил перед  собой цель выявить принципы, позволяющие  максимально извлечь "пользу" от любого физического труда, движения. И на основе анализа статистических данных им была обоснованна необходимость  замены господствующей в то время  системы общего руководства управления той, которая основана на повсеместном использовании специалистов узкого профиля.

Среди важнейших  принципов научной организации  труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение  ответственности между рабочими и управляющими. Эти принципы легли  в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру.

Находясь под  влиянием идей Адама Смита относительно разбиения работы на простейшие задачи и поручения каждой из них низко  квалифицированному специалисту, Тейлор стремился собрать единую команду  и, тем самым, он в максимальной степени  снижал издержки и повышал производительность труда.

Он, одним из первых, применил в системе оплаты труда  точный расчет (взамен интуиции) и ввел систему дифференцированной заработной платы. Он полагал, что в основе научной  организации деятельности предприятия  лежит пробуждение инициативы работников, и что для резкого повышения  производительности труда необходимо изучать психологию наемных работников и администрация должна перейти  от конфронтации с ними к сотрудничеству.

Большинство людей  в эпоху зарождения капитализма  полагали, что основные интересы предпринимателей и рабочих противоположны. Тейлор, напротив, в качестве основной своей  предпосылки, исходил из твердого убеждения  в том, что истинные интересы тех  и других совпадают, так как "благосостояние для предпринимателя не может  иметь места в течение долгого  ряда лет, если оно не сопровождается благосостоянием занятых в его  предприятии рабочих". 3

Система сдельной работы, введенная еще задолго до Тейлора, поощряла побудительные мотивы и  инициативу тем, что оплачивала выпуск продукции. Такие системы полностью  провалилась до Тейлора, так как  стандарты были плохо установлены, а работодатели урезали зарплату рабочим, как только те начинали зарабатывать больше. Рабочие ради защиты своих  интересов скрывали новые более  прогрессивные методы и приемы работы и совершенствования.

Помня о прошлом  опыте урезания зарплаты при превышении определенного уровня, рабочие пришли к соглашению относительно производительности и заработка. Тейлор не порицал этих людей и даже симпатизировал им, так как чувствовал, что это  были ошибки системы.

Первые попытки  изменить систему натолкнулись на противодействие  рабочих. Он пытался убедить, что  они могут сделать больше. Тейлор начал с объяснения токарям того, как можно получить больше продукции  с меньшими затратами благодаря  его новым методам работы. Но он потерпел с неудачу, т.к они отказывались следовать его инструкциям. Он решился на более крупные изменения норм труда и оплаты: теперь они должны были работать лучше за ту же цену. Люди ответили порчей и остановкой машин. На что Тейлор ответил системой штрафов (доходы от штрафов шли в пользу рабочих). Тейлор не выиграл в битве со станочниками, но извлек из борьбы полезный урок. Он больше никогда не будет использовать систему штрафов и позже создаст строгие правила против урезания зарплаты. Тейлор пришел к выводу о том, что для предотвращения таких неприятных стычек между рабочими и управленцами следовало создать новую промышленную схему.

Он полагал, что  сможет преодолеть отлынивание тщательным исследованием работы в целях  установления точных норм выработки. Проблема состояла в нахождении полных и справедливых норм для каждого задания. Тейлор решил установить научно, что люди должны делать с оборудованием и материалами. Для этого он начал использовать методы научного поиска данных путем эмпирических исследований. Тейлор, вероятно, и не задумывался о создании некой общей теории, применимой к другим профессиям и отраслям, он просто исходил из необходимости преодолеть вражду и антагонизм рабочих.

Изучение времени  операций стало основой всей системы  Тейлора. Оно сформулировало основу научного подхода к работе и имело  две фазы: "аналитическую" и "конструктивную".

При анализе каждая работа разбивалась на множество  элементарных операций, часть из которых  отбрасывалась. Затем измерялось и  фиксировалось время, затрачиваемое  на каждое элементарное движение в  исполнении наиболее умелого и квалифицированного ее исполнителя. К этому записанному  времени добавлялся процент, чтобы  покрыть неизбежные задержки и перерывы, и так же другие проценты, отражающие "новизну" работы для человека и необходимые перерывы на отдых. Большинство критиков как раз  в этих надбавках и видели ненаучность метода Тейлора, т.к они определялись на основе опыта и интуиции исследователя. Конструктивная фаза включала создание картотеки элементарных операций и времени, затрачиваемого на выполнение отдельных операций или их групп. Более того, эта фаза вела к поиску улучшений в приборах, машинах, материалах, методах и конечной стандартизации всех элементов, окружающих и сопровождающих работу.

Информация о работе Тейлор и новая система