Сущность, признаки, функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, на ряду с государством существует не мало других форм общественных объединений людей, тем не менее только оно распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство, каковы его признаки и функции.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3

Глава 1.Понятие, сущность и основные признаки государства………….. 4
1.1. Понятие Государства……………………………………………… 4
1.2 Основные элементы и сущность государства . ……..…………... 7
1.3 Теории происхождения государства …………………………….. 8
1.4 Признаки государства …………………………………………….. 14
Глава 2.Функции государства …….17
2.1 Понятие и значение функций государства ……………………….. 17
2.2 Классификация функций государства: критерии и виды …….20

Заключение …….26

Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая NUG.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

    Поскольку  сферы государственной деятельности многообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства встала проблема определить главные направления его деятельности, в которых воплощается, реализуется, развивается его сущность и которые отражают способы существования государства. В то же время неверно думать, что в функциях государства отражается только его сущность, так как  у него возникают задачи и функции, продиктованные особенностями переживаемого момента, ситуацией  политического властвования, спецификой управления государственно-организованным обществом.

    Выделение  основных направлений деятельности  государства есть «дробление»  деятельности государства в целом,  которое не означает дробления  деятельности государственных органов.  Главные направления – это  социально значимые стороны деятельности государства, к реализации которых подключены все его органы, а не какие либо отдельные звенья. В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат отражения в функциях, и сама категория «функция государства» потеряет и политический и практический смысл и окажется чисто умозрительной (спекулятивной).

    Следует отметить, что современная юридическая  наука предлагает трактовку функций  государства не только как  направлений его деятельности, но  и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать его кризисное состояние.

    Л.А. Морозова  предложила трактовку функций  не только как направлений  его деятельности, но и как  «механизма государственного воздействия»  на общественные процессы [9]. Осуществление конкретных функций может и стабилизировать или усиливать кризис. Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов

 Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления,

    Содержание  функций не остается неизменным  на отдельных этапах государства,  что подтверждается их своеобразием  в периоды радикальных экономико-социальных  изменений, революций в различных  сферах жизни государственно-организованного  общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.

    Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

  • ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; различия касаются приемов, масштабов конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;
  • охрана частной собственности на орудия и  средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;
  • обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.

    Функции государства  демократического типа противоположны  в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

  • второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы и могут быть;
  • охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства;
  • ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;
  • целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.

 

Существенными признаками функций государства являются:

  • устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни;
  • непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;
  • направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижения тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;
  • реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.

   

    Обобщая вышеизложенное  можно дать следующее понятие  функции государства: это основные  направления деятельности государства  по реализации стоящих перед  ним задач для достижения определенных  целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

 

2.2 Классификация функций государства: критерии и виды

   В юридической литературе существуют различные основания (критерии) классификации функций государства, а именно:

  • по сферам деятельности (объекты воздействия);
  • по продолжительности действия;
  • по социальной значимости;
  • по правовым формам осуществления.

    По сферам  государственной деятельности (объектам  воздействия) общепринятым считается  деление функций на внутренние и внешние. Внутренние связаны с реализацией задач государства внутри страны, а внешние – на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений.

    Классификация  внутренних функций проводится  по сферам деятельности государства.  Каждое государство, независимо  от формы правления или государственного  устройства, решает ряд  основополагающих  экономических, социальных, охранительных  и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую.[9]

     Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

    В правовом  государстве, функционирующем в  условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

    Существует  два основных экономических метода  государственного регулирования:

  • определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
  • создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

 

    Экономическая  деятельность современного правового  государства имеет следующие  направления:

    1. Государственное  воздействие на экономическую  жизнь общества в целом, что  выражается в формировании государством  бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабах страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.

    В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.

    Стимулирующее  воздействие на экономику оказывают  и  местные органы государства.  Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории  с целью получения больших средств для местного бюджета.

    Экономическая  функция государства в основном  заключается в регулятивных, стимулирующих,  консультационных действиях, но  ни в  коем случае не в  создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и производители могут решать, какие органы государственной власти и хозяйственного управления им нужны, в чем должны  состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.[10]

    2. Экономическая  деятельность государства выражается  также  в непосредственном  хозяйственном  руководстве государственным  сектором экономики (на государственных  предприятиях, в учреждениях и  т.п.). Здесь государство выступает собственником средств производства, производителем материальных  благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения складываются в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

     Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

  В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудится. Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

    Становление  социального правового государства  проходит сложный и болезненный  путь. Первоначально, развитие и  обогащение общества ведет к  расслоению его на бедных и  богатых. Формально провозглашенное  равенство воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности.  В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении.

    В бывших  тоталитарных государствах, где  происходит становление правовых  основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется.

    Только в  условиях свободы и экономической  самостоятельности производителями  материальных и духовных благ  государство в состоянии проводить  справедливую социальную политику в отношении населения страны.

    Функция финансового контроля.

    Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государственных доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

    Высший финансовый  контроль за доходами и расходами  является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют  местные органы власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.

    Специфические  функции финансового контроля  осуществляют государственные таможни,  которые контролируют провоз  материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

    Эффективный  финансовый контроль позволяет   государству накапливать определенные  средства с целью их дальнейшего использования в интересах государства.   

    Функция охраны правопорядка.

    Функция правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным  в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране – задача всего государства, всей системы органов.

Информация о работе Сущность, признаки, функции государства