Сущность, признаки, функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, на ряду с государством существует не мало других форм общественных объединений людей, тем не менее только оно распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство, каковы его признаки и функции.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3

Глава 1.Понятие, сущность и основные признаки государства………….. 4
1.1. Понятие Государства……………………………………………… 4
1.2 Основные элементы и сущность государства . ……..…………... 7
1.3 Теории происхождения государства …………………………….. 8
1.4 Признаки государства …………………………………………….. 14
Глава 2.Функции государства …….17
2.1 Понятие и значение функций государства ……………………….. 17
2.2 Классификация функций государства: критерии и виды …….20

Заключение …….26

Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая NUG.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее полное изложение  основ данной теории содержится в  работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и  государства» и В.И. Ленина «Государство и революция».

По Энгельсу, государство  существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства  и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая  с необходимостью была связана с  расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство [5].

Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

Второй отличительной  чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.

Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство  пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого  подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

По мнению сторонников  данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приближаться к  такой ступени развития производства, на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой развитию производительных сил (производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями). Результатом этого является неизбежное исчезновение классов посредством социальной революции, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства.

С.С. Алексеев и В.М. Корельский указывают, что хотя нет оснований  считать, что классовая борьба не влияла на возникновение государства, нельзя считать возникновение классов единственной причиной его появления, поскольку имеются примеры зарождения и формирования государства в доклассовом обществе, а на процесс государствообразования влияют и другие, более общие факторы [1] .

Теория насилия. Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Карл (1854—1938) и др. Краеугольный камень теории насилия составляет утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военнополитического характера) [6]

Первоначальный фактор возникновения государства следует  искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е. Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Австрийский социолог и  государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведёт к появлению частной собственности и классов.

Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего [7]

Психологическая теория. Психологическая теория происхождения государства разработана Л.И. Петражицким и Зигмундом Фрейдом. В теории говорится, что государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять. Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX — первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель — русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 1931 гг.).

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

Органическая теория происхождения государства —  теория происхождения государства, согласно которой государство —  это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим

Проводятся следующие  аналогии: составляющая структурная  единица государства как организма  — семья (в биологии — клетка); полиция — иммунная система; деньги, экономика — кровеносная система.

М.М. Ковалевский считал проведение аналогий между функциями государства и государственных учреждений с функциями организма ненаучным. Он писал: «от всей органической теории в будущем уцелеет лишь представление о государстве как о чем то возникающем независимо от договора людей» [8]

 

1.4 Признаки государства

Понятие государства, его  характеристики конкретизируются при  раскрытии признаков, отличающих его  как от родового строя, так и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно политического института. Анализируя литературу можно выделить следующие основные признаки государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; публичная (государственная) власть; неразрывная связь государства и права; взимание налогов; государственный суверенитет. Рассмотрим данные признаки более подробно.

Общими для государства  являются следующие признаки:

1. Отделение публичной  власти от общества, ее несовпадение  с организацией всего населения,  появление слоя профессионалов-управленцев.  Этот признак отличает государство  от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая  границы государства. Законы и  полномочия государства распространяются  на людей, проживающих на определенной  территории. Само оно строится  не по кровнородственному или  религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е.  верховная власть на определенной  территории. В любом современном  обществе имеется множество властей:  семейная, производственная, партийная  и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное  применение силы, физического принуждения.  Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов  и сборов с населения. Налоги  необходимы для содержания многочисленных  служащих и для материального  обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в  государстве. В отличие, например, от такой политической организации,  как партия, пребывание в которой  добровольно и необязательно  для населения,  государственное  гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство  как целого и защиту общих  интересов и общего блага. Ни  одна другая организация, кроме  разве что тоталитарных партий  — государств, не претендует на  представительство и защиту всех  граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство  — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций  и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 2. Функции государства

     2.1 Понятие и значение функций государства

    В юридической  литературе нет единства мнений  относительно категории «функции  государства». Под ним подразумеваются  основные направления (стороны,  виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри и вне государства. Однако, все единодушно признают, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

    С точки  зрения влияния на экономические  отношения, государство играет  двоякую роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в отживающих недрах. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно-прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношение в угоду экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

    Функции государства  – это направление деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).

Информация о работе Сущность, признаки, функции государства