Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

История развития конституций в СССР имеет множество этапов. За все этапы развития Конституция СССР претерпевала самые различные изменения и новшества. Содержание Конституций ССР разных лет менялось в зависимости от государственных и политических изменений.
Новой вехой в конституционном развитии Советского государства явилось принятие Конституции СССР 1936 г. и конституций союзных и автономных республик в 1937—1940 гг. Они закрепили победу социализма в нашей стране, социалистические общественные отношения, дальнейшее развитие социалистического демократизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История создания Конституции СССР 1936 года…………………….5
1.1 Разработка Конституции …………………………………………………….5
1.2 Особенности принятия Конституции ……………………………………...10
Глава 2. Правовая характеристика Конституции СССР 1936 года…………..13
Глава 3. Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года…………….22
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

В главе 2 "Государственное устройство" Конституции закреплялись принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Ведению СССР подлежали: международные отношения и внешняя торговля, вопросы войны и мира; принятие в СССР новых республик; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образования новых краев, областей и автономных республик в составе союзных республик; организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; госбезопасность; народнохозяйственное планирование СССР и другие вопросы, имеющие ключевое значение для Союза.

Союзные республики, в составе которых имелись  автономные республики и автономные области, в своих Конституциях определяли еще также общие начала построения высших органов государственной  власти и управления автономных республик  и автономной области. Как справедливо отмечают В.П. Портнов и М.М. Славин, "единство принципов советской социалистической государственности и здесь сохраняется в полном объеме. Каждая из автономных республик, осуществляя свое управление на автономных началах, имеет собственную Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией союзной республики и Конституцией СССР" [11;109].

Значительное  место в Конституции СССР 1936 г. уделялось вопросам регулирования местных органов государственной власти. На смену съездам Советов пришли краевые, областные, автономной области, национального округа, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся. Как справедливо отмечает В.М. Сырых, наиболее существенные изменения претерпели в институте местных органов государственной власти по сравнению с прежним конституционным законодательством следующие: порядок формирования местных Советов, их полномочия, порядок избрания и компетенция исполкомов местных Советов, а также организация деятельности депутатов местных Советов. Следует отметить, что по сравнению с прежней Конституцией 1924 г. местные Советы депутатов трудящихся избирались более демократическим путем, нежели съезды Советов, это выражалось в следующем: если раньше население могло избирать только лишь сельские и городские Советы, то местные Советы депутатов трудящихся всех уровней избирались непосредственно населением в ходе прямых всеобщих и равных выборов при тайном голосовании. Срок полномочий Советов депутатов трудящихся составлял два года.

Компетенция Советов  депутатов трудящихся была значительно  сужена сравнительно с прежними полномочиями, предоставленными местным органам  государственной власти Конституцией РСФСР 1918 г. и Конституцией СССР 1924 г., и включала в себя следующие полномочия: утверждение местных планов и бюджетов, избрание и изменение состава постоянных комиссий исполкома, образование отделов исполкома и утверждение в должности их руководителей, заслушивание отчетов исполкомов о работе. Из компетенции Советов депутатов трудящихся были изъяты следующие полномочия: право участвовать в обсуждении вопросов общегосударственного значения, а также право объединять и направлять деятельность всех органов государства на соответствующей территории [3;81]. Таким образом, здесь вполне явно и однозначно прослеживается тенденция к усилению роли центральной власти и ограничению полномочий местной, что, в свою очередь, означает замену федеративной формы государственного устройства унитарной.

Для руководства  хозяйственной и культурной жизнью, как это было указано в Конституции СССР 1936 г., Советы депутатов трудящихся создавали постоянные комиссии, образовывали исполнительные комитеты - исполкомы.

Конституция СССР 1936 г., закрепившая основные принципы советского социалистического строя, государственное устройство, а также права и свободы граждан, тем самым внесла существенные изменения во все отрасли советского права. Поэтому представляется необходимым рассмотрение принципиальных изменений основных отраслей советского права - конституционного, гражданского, трудового и уголовного - в целях уяснения исторического значения и роли Конституции СССР 1936 г.

Конституция СССР установила принципиально новую систему и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР, союзных и автономных республик, местных Советов, определяла СССР как союзное государство, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик [10;30]. Тем не менее, как отмечает В.М. Сырых, вопреки Конституции СССР 1936 г. общесоюзные органы государственной власти и управления СССР осуществляли нормативно-правовое регулирование по вопросам, отнесенным Конституцией СССР 1936 г. к компетенции союзных республик, вопреки конституционному положению о том, что правосудие в СССР осуществляется только судами, в НКВД СССР действовало Особое совещание, которое применяло самые суровые меры уголовного наказания во внесудебном порядке.

Конституция СССР 1936 г. имела огромное значение в закреплении основополагающих принципов гражданского права. Ею был восполнен пробел ГК РСФСР в части регулирования права личной собственности граждан. Признавая личную собственность граждан и необходимость ее охраны, Конституция СССР 1936 г. закрепила исчерпывающий перечень объектов права личной собственности: трудовые доходы и личные сбережения граждан, их дом и т.д. С принятием Конституции СССР 1936 г. утрачивала силу ст. 5 ГК РСФСР в той части, где гражданам разрешалось заниматься предпринимательской деятельностью, организовывать промышленные и торговые предприятия. Допускалось лишь существование мелкого частного хозяйства единоличных крестьян и кустарей, основанного на личном труде и исключающего эксплуатацию чужого труда.

Конституция СССР 1936 г. послужила толчком для развития социально-экономических, политических и культурных прав граждан СССР. Она не ограничивалась лишь их формальным признанием, а делала основной упор на их гарантированности. Отличительная особенность Конституции СССР 1936 г. состояла в том, что каждое право гражданина СССР корреспондировалось с соответствующей обязанностью Советского государства. Право на труд, к примеру, обеспечивалось созданием государством соответствующих условий труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительным отдыхом, повышением уровня заработной платы, устранением возможности хозяйственных кризисов, ликвидацией безработицы.

Конституция СССР 1936 г. подвела итог прежнему конституционному законодательству и закрепила качественно иные социально-экономические, политические реалии жизни Советского государства. Эта Конституция имела всеобъемлющий характер, поскольку охватывала конституционным регулированием все важнейшие сферы жизни общества и государства, стала одной из важнейших вех в развитии отечественного конституционного законодательства, несмотря на то, что не все ее положения соблюдались на практике.

 

Глава 3. Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года

 

Конституция СССР 1936 г. провозгласила, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Эта экономическая основа утвердилась в течение переходного периода как результат полной ликвидации капиталистической системы, хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации [6;125].

Подчеркивая плановый характер социалистической экономики, Конституция установила, что народнохозяйственная жизнь страны определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня жизни трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности. Тем самым, Конституция отразила полную победу социализма в экономике и связанное с этим развитие планового начала в руководстве хозяйством в соответствии с требованиями основного экономического закона социализма.

Конституция закрепила  также, изменившуюся социальную структуру  советского общества, состоящего теперь из двух дружественных трудящихся классов  — рабочих и крестьян — и  неразрывно связанной с ними социальной прослойки — трудовой интеллигенции. Эта такая структура общества, в которой полностью отсутствуют эксплуататорские классы, коренным образом изменила всю картину классовых отношений. Конституция соответственно утвердила полное равенство прав и обязанностей граждан СССР.

Законодательно закрепив новый экономический базис общества и его социально-экономическую структуру, Конституция СССР 1936 г. последовательно провела социалистические начала и в области политической надстройки. Выше уже говорилось, что новая Конституция отразила начавшийся процесс перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство. Свое выражение этот процесс нашел уже в самом определении государства.

"Союз Советских Социалистических Республик, — говорилось в                     ст. 1, — есть социалистическое государство рабочих и крестьян". Записи о том, что оно продолжает оставаться государством диктатуры пролетариата, в Конституции СССР 1936 г. не было (хотя не было и записи о том, что оно перестало быть государством диктатуры пролетариата). Для сравнения напомним, что все конституции переходного периода определяли Советское государство как государство диктатуры пролетариата. Конституция РСФСР 1918 г., например, в ст. 9 утверждала: "Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской власти [12;108].

Закрепляя политическую основу СССР и определяя, тем самым, характер государственной власти, новая Конституция исходила из того, что теперь, с победой социализма, "вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся" (ст. 3).

Закрепляя полновластие трудящихся в лице их представительных органов, Конституция не содержала положений о политическом господстве одного класса — рабочего класса, что, как известно, составляет главный признак диктатуры пролетариата.

Таким образом, изменения  в характере нашего социалистического государства в связи с полной победой социализма в СССР нашли свое отражение в преобразовании Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Дело не сводилось к простому изменению названия органов власти. Оно отразило глубокие внутренние сдвиги в самом характере Советов, превратившихся из органов классового представительства, что подчеркивалось их прежним названием, в органы, выражающие общую волю всех трудящихся.

Изменениям в характере  органов государственной власти соответствовала и новая избирательная система, установленная Конституцией СССР 1936 г. Конституция полностью заменила действовавшие в переходный период принципы избирательного права новыми, последовательно демократическими принципами, сделав выборы в Советы практически всеобщими.

Как уже отмечалось, в  течение всего переходного периода  в стране выборы не были такими. С  победой социализма новая Конституция  отменила все ограничения, введя  принцип всеобщего избирательного права. Согласно ст. 135 Конституции, все граждане, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имели право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядка умалишенными". Пассивное избирательное право Конституции также предоставляла всем гражданам, достигшим 18 лет, без каких-либо ограничений [3;52].

Дальнейшая демократизация избирательной системы выразилась также в ликвидации известного неравенства в выборах, представлявшего особенность государственной формы диктатуры пролетариата в нашей стране. В течение всего переходного периода существовали разные нормы права для городского и сельского населения, обеспечивавшие определенное преимущество для рабочего класса. В стране с громадным преобладанием крестьянского населения это было оправдано и необходимо, чтобы прочно обеспечить руководящую роль рабочего класса, более того, его диктатуру. С победой социализма, когда крестьянство также стало социалистическим классом, а удельный вес рабочего класса в общей массе населения увеличился более чем в два раза, необходимость в этом отпала. Согласно Конституции, все граждане стали участвовать в выборах на равных основаниях. Равное избирательное право, установленное ст. 136 Конституции подкреплялось Положениями о выборах в Советы, которые предусматривали образование равных избирательных округов с учетом лишь численности населения, независимо от социальной принадлежности избирателей.

Дальнейшая демократизация избирательной системы нашла  свое выражение во введении прямых выборов во все органы власти вместо многостепенных, существовавших в переходный период. Тогда прямым голосованием избирателей выбирались только сельские, поселковые, городские Советы и районные Советы в крупных городах, все же остальные представительные органы избирались путем многостепенных выборов. Такая система в условиях острой классовой борьбы обеспечивала прочную связь между органами государственной власти и трудящимися, способствовала их привлечению к государственному строительству и в то же время создавала гарантии против проникновения в Советы представителей враждебных классов [10;40].

Однако по мере строительства  социализма, особенно в связи с массовым созданием колхозов, совхозов, МТС, а также заводов и фабрик вне городских поселений, многостепенная система выборов уже теряла смысл, более того, стала в известной мере тормозить дальнейшее развитие связей между органами государственной власти и трудящимися. Ведь полномочия делегатов всех съездов Советов прекращались после завершения работы данного съезда. Поэтому еще в 1934 г., в Российской Федерации постановлением ВЦИК в районном звене стали допускаться прямые выборы.

Конституция СССР 1936 г. распространила принцип прямых выборов на все органы власти, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся и вплоть до Верховного Совета СССР. Все депутаты Советов стали теперь избираться непосредственно гражданами по территориальным избирательным округам.

Наконец, важнейшим демократическим  элементом новой избирательной  системы явилось тайное голосование, введенное Конституцией СССР 1936 г. Еще  в 1903 г. наша партия выдвинула в своей  Программе принцип тайного голосования  как одно из политических требований рабочего класса по демократизации государственного строя России. Это программное требование было закреплено практикой выборов Советов, которые еще в дооктябрьский период избирались, как правило, путем тайного голосования. Сразу после Великой Октябрьской социалистической революции большинство местных Советов также избиралось тайным голосованием. Однако в условиях острой классовой борьбы потом в стране установилась практика открытого голосования при выборах всех звеньев Советов. С победой социализма, ликвидацией эксплуататорских классов оказалось возможным заменить открытое голосование тайным и осуществлять его не по спискам, а по отдельным кандидатурам, выдвигаемым по избирательным округам. Это и было установлено ст. 140 и 141 Конституции СССР 1936 г.

Новая избирательная  система, усиливая контроль народных масс в отношении органов государственной  власти, повышала ответственность членов этих органов перед избирателями, полнее обеспечивала осуществление  в стране полновластия трудящихся. Введение Конституцией СССР 1936 г. новой системы выборов было по справедливости охарактеризовано нашей партией как крупный поворот во всей политической жизни страны. "Следствием введения всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании,— говорилось в резолюции Пленума ЦК ВКП(б), принятой 27 февраля 1937 г., — будет дальнейшее усиление политической активности масс, вовлечение новых слоев трудящихся в управление государством" [5;152].

Информация о работе Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года