Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

История развития конституций в СССР имеет множество этапов. За все этапы развития Конституция СССР претерпевала самые различные изменения и новшества. Содержание Конституций ССР разных лет менялось в зависимости от государственных и политических изменений.
Новой вехой в конституционном развитии Советского государства явилось принятие Конституции СССР 1936 г. и конституций союзных и автономных республик в 1937—1940 гг. Они закрепили победу социализма в нашей стране, социалистические общественные отношения, дальнейшее развитие социалистического демократизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История создания Конституции СССР 1936 года…………………….5
1.1 Разработка Конституции …………………………………………………….5
1.2 Особенности принятия Конституции ……………………………………...10
Глава 2. Правовая характеристика Конституции СССР 1936 года…………..13
Глава 3. Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года…………….22
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

В результате продолжительного обсуждения с апреля по декабрь, Конституция была принята 5 декабря 1936 года. Она выражала стремление советских людей создать наиболее совершенный Основной Закон государства победившего социализма. Конституция СССР 1936 года – стала самой демократической конституцией в истории нашей страны.

 

 

1.2 Особенности  принятия Конституции 

 

Конституция СССР 1936 г. во многом отличалась от первой Конституции  СССР — Конституции 1924 г., которая была посвящена в основном принципам построения Советского союзного многонационального государства на основе добровольного договора союзных советских республик, но не закрепляла основ советского общественного и государственного строя, которые были предусмотрены тогда лишь конституциями республик. Конституция СССР 1936 г. впервые в развернутом виде сформулировала единые для всего Союза ССР основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, принципы избирательной системы и т. д. Новая Конституция СССР явилась, поэтому, определяющей основой для разработки соответствующих ей конституций союзных и автономных республик.

В июне-июле 1936 г. во всех союзных республиках были созданы  конституционные комиссии, подготовившие  проекты республиканских конституций. По одобрении ЦИК республик, эти проекты были опубликованы для всенародного обсуждения и в окончательном виде утверждены затем на республиканских чрезвычайных съездах Советов, состоявшихся в январе – марте 1937 г.

В течение 1940–1941 гг. были разработаны и утверждены конституции новых союзных советских республик: Карело-Финской ССР — в апреле              1940 г.; Латвийской, Литовской и Эстонской ССР — в июле 1940 г.; Молдавской ССР — в феврале 1941 г. В этих конституциях, составленных в соответствии с Конституцией СССР 1936 г., вместе с тем были учтены некоторые конкретно-исторические особенности общественного строя перечисленных республик, в особенности республик Советской Прибалтики. После принятия Конституции СССР и конституций союзных республик в конце 1937 г. были разработаны и приняты конституции всех автономных республик [17;82].

В новых конституциях союзных и автономных республик  нашли свое выражение и закрепление  единые для всего СССР социалистические принципы общественного и государственного строя, а также положения, определяющие основные права и обязанности советских граждан, структуру и организацию органов государства. Вместе с тем конституции союзных республик отразили некоторые особенности исторического развития и национально-государственного устройства республик.

В главах о государственном  устройстве новые конституции союзных  республик в полном соответствии с Конституцией СССР зафиксировали  основные мотивы и цели их вхождения  в СССР: взаимопомощь на основе экономического и политического единства и обеспечение обороны и безопасности страны. Они предусмотрели за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления обеспечение суверенных прав, определенных в ст. 14 Конституции СССР. В этих главах закреплены также суверенные права союзных республик, их компетенция в осуществлении государственной власти и государственного управления.

В связи с различием  в численности населения, а также  в административно-территориальном  делении союзных республик главы конституций этих республик, посвященные высшим органам государственной власти и органам государственного управления, содержали некоторые особенности. Они выражались в различных нормах представительства в Верховные Советы союзных республик, в различном количестве заместителей председателя и членов Президиумов Верховных Советов. В соответствии со спецификой народного хозяйства союзных республик в их новых конституциях были отражены также различия в перечнях союзно-республиканских и республиканских наркоматов. Более детально, чем в Конституции СССР, в конституциях союзных республик регламентированы организация я деятельность местных Советов депутатов трудящихся. В конституциях Туркменской, Узбекской, Таджикской, Казахской и Киргизской ССР наряду с закреплением общего принципа равноправия женщины с мужчиной особо подчеркивалось, что закон стоит на страже фактического раскрепощения женщин. В каждой конституции устанавливались государственные символы (герб, флаг), соответствующие социалистической природе и особенностям данной республики.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года были разработаны новые  конституции республик, которые  явились законодательной основой  для дальнейшего развертывания  социалистического строительства и укрепления дружбы и сотрудничества всех народов союзного государства.

 

Глава 2. Правовая характеристика Конституции СССР 1936 года

 

Основной Закон 1936 г. фиксировал социально-экономические, политические и культурные реалии, что объективно сложились в жизни Советского государства и общества за весь период действия Основного Закона 1924 г. Серьезные изменения в социальной структуре советского общества требовали пересмотра ряда положений прежней Конституции 1924 г. о лишении определенных прав отдельных категорий граждан. Требовали законодательного оформления реорганизация органов государственной власти и управления СССР, пересмотр, уточнение и конкретизация их структуры, полномочий и ответственности. Необходимо было закрепить на конституционном уровне систему социалистического хозяйства, закрепить существующие в Советском государстве формы собственности, определить их соотношение, закрепить права и обязанности советских граждан.

Центральное место в Конституции  СССР 1936 г. занимает глава 10 "Права и обязанности граждан", поскольку механизм реализации прав и свобод граждан составляет одну из наиболее важных сфер государственного регулирования. Какие права провозглашаются и в какой мере они реализуются - позволяет говорить о степени демократичности того или иного государства. Конституция СССР 1936 г. не разделяла народ СССР на трудящихся и нетрудовые элементы. В связи с установлением и упрочением социалистической системы хозяйства Конституция СССР 1936 г. выделяет понятие "граждане".

Граждане СССР имели право  на труд: гарантированное получение  работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Это обеспечивалось социалистической организацией народного хозяйства, ликвидацией безработицы, ростом производительных сил (ст. 118). Граждане СССР имели право на отдых, что обеспечивалось сокращением рабочего дня до 7 часов, установлением ежегодных отпусков с сохранением зарплаты, предоставлением сети санаториев, домов отдыха (ст. 119). Граждане СССР имели право на образование (ст. 121): общеобязательное начальное, бесплатность образования, включая высшее. Женщинам предоставлялись равные права с мужчинами (ст. 122), все граждане были равноправны (ст. 123). Гарантировалась свобода слова, печати, собраний, демонстраций (ст. 125), обеспечивалась неприкосновенность личности (ст. 127), жилища и тайны переписки (ст. 128), предоставлялось право убежища иностранцам, преследуемым "за защиту интересов трудящихся (ст. 129)".

Позднее в феврале 1947 г. Верховным Советом СССР были внесены существенные изменения в Конституцию СССР 1936 г., которые затронули ст. 121, где говорилось о праве советских граждан на образование. В соответствии с внесенными изменениями гарантиями предоставляемого государством образования стало не только всеобщее обязательное начальное образование, но и бесплатное семилетнее образование; ст. 122 Конституции СССР 1936 г. о равноправии женщин была дополнена положением о государственной помощи многодетным и одиноким матерям [7;20].

Конституции союзных республик  в разных случаях значительно  расширяли объем и содержание предоставляемых советским гражданам прав; так, например, Конституции Таджикской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР, Киргизской ССР и Казахской ССР устанавливали ответственность за сопротивление фактическому раскрепощению женщин, а в Конституции Казахской ССР, кроме того, специально подчеркивалось запрещение многоженства [8;70].

Конституция СССР 1936 г. закрепила принцип единства прав и обязанностей граждан. Гарантируя советским гражданам их права, Конституция СССР 1936 г. в то же время требовала строгого исполнения законов, соблюдения дисциплины труда и выполнения других обязанностей по укреплению советского общественного строя и защите социалистического Отечества. Социалистическое общество установилось в СССР как общество, в котором нет "прав без обязанностей, нет обязанностей без прав" [9;13].

Провозглашалась свобода  совести, школа отделялась от церкви, за всеми гражданами признавалась свобода  религиозной и антирелигиозной пропаганды, на деле существовала лишь последняя. Вместе с тем, как признавали сами большевики, в свете атеистической политики Советского государства по религиозным вопросам свобода религиозной пропаганды была в значительной мере условной: "Партия за свободу вероисповедания, за право людей исповедовать любую религию. Но это вовсе не означает, что партия будет стоять за католицизм в Польше, за православие в Грузии, за грегорианство в Армении, что она не будет бороться с этими формами мировоззрения" [13;116].

Глава 11 Конституции СССР 1936 г. была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип "Один человек - один голос" (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав). Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Конституция СССР 1936 г. отменила все ограничения избирательного права, установила равные нормы представительства от сельского и городского населения. Действовавшая тогда избирательная система обеспечивала формирование органов власти и управления из народных масс: из рабочих, крестьян, служащих, трудовой интеллигенции, других тружеников. Именно этим следует объяснять столь высокую явку на выборы, вместе с тем реальной властью обладала партийная элита, в этом уникальная особенность советской политической системы - срастание партийного и государственного аппарата.

Едва ли не самое значительное место во всей Конституции СССР 1936 г. занимает глава 9 "Суд и прокуратура". Впервые в истории советского конституционного законодательства органы правосудия были выделены в отдельную главу. Это означало сосредоточение судебных функций в отдельной ветви власти, независимость судебных органов от администрации, что позволяет говорить о последовательном проведении принципа разделения полномочий государственной власти. В соответствии с главой 9 правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными, специальными и народными судами (ст. 102). Конституция СССР 1936 г., таким образом, оформила специализированную судебную систему.

Новым явлением для советского конституционного законодательства стало введение института народных заседателей (ст. 103). Все суды, за исключением народных, избирались сроком на пять лет (ст. ст. 105 - 108), народные суды избирались гражданами района сроком на три года (ст. 109). Судопроизводство являлось открытым, осуществлялось с участием защиты (ст. 111). Конституция закрепила важные принципы: независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.

Общесоюзными  органами являлись Верховный Суд  СССР и подчиненные ему специальные  суды. Верховный Суд избирался  ВС СССР на пять лет. На него возлагался надзор за всеми судебными органами СССР и союзных республик. Он имел право отменить приговор или решение любого суда и давать разъяснения по вопросам судебной практики. Специальными судами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Они действовали на тех же принципах, что и все другие суды СССР. Вторая сессия Верховного Совета СССР избрала Верховный Суд СССР.

Видное место  в Конституции СССР 1936 г. занимала прокуратура. Высший надзор за исполнением законов органами исполнительной ветви власти возлагался на прокурора СССР (ст. 113), который назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет (ст. 114). Прокурор Верховного Суда СССР назначал республиканских, краевых, областных прокуроров, прокуроров автономных республик и автономных областей сроком на пять лет (ст. 115); окружные, районные и городские прокуроры выбирались гражданами союзных республик с утверждением прокурора СССР сроком на пять лет. Органы прокуратуры являлись независимыми и подчинялись только прокурору СССР (ст. 117).

Основным принципам  организации общественного устройства СССР отводится глава 1 Конституции СССР 1936 г. В этой главе прежде всего говорится о том, что политической основой СССР являются Советы депутатов трудящихся (ст. 2), экономической - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4).

Конституция предусматривала две формы социалистической собственности: государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, МТС и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах являются государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием. Собственность колхозов и кооперативных организаций составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, общественные постройки. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно.

Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения: жилого дома и подсобного домашнего хозяйства, предметов домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народно-хозяйственным планом. Как отмечает профессор Л.А. Стешенко, главным достоинством государственного народно-хозяйственного плана являлось то, что "социалистическая... система распределения имела... следствием избавление людей от страха за завтрашний день и от угрозы безработицы...".

Информация о работе Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года