Сущность инфляции и антиинфляционной политики Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, реферат

Краткое описание

Инфляция - процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с реальным предложением товаров) их выпуском. Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

 

 
Факторы роста инфляции в  РК в 2011 году. 
 
         На рост инфляции внушительное влияние оказывает ситуация на товарных рынка мира. Нестабильная ситуация на зерновые культуры в прошедшем году сказалась на повышении  цен на них, в том числе и на экспортные позиции Казахстана по ним. Принятие решения о повышении уровня заработной платы государственным служащим со второй половины года увеличило инфляционные ожидания граждан страны. Дополнительные доходы казахстанцев моментально отразились в стоимости товаров первой необходимости.Эксперты по экономическим тенденциям одной из причин увеличения инфляции за прошедший год называют рост цен на ГСМ. За прошедший год цены реализации ДТ подскочили на 20%, газ – 7,5%, БЕНЗИН – 17,4%. Для производителей цены в себестоимости операционной деятельности также возросли: по ДТ – на 24%, по газу – на 8,8%, по бензину – на 23%. 
        Свое влияние  на инфляцию оказала и монополизированность отечественной экономики. Механизм конкуренции в стране работает очень слабыми темпами. Политика ценообразования внутри республики ориентирована на импортные цены. Аналитики отмечают заблуждение о том, что рост денежной массы сам по себе влияния на инфляцию не оказывает. За ним прячется извечное стремление догнать цены на импортные товары. К слову, на изменение индекса потребительских цен значительно влияет удельный вес импортируемых товаров продовольственного, непродовольственного характера и услуг.  
 

2.3 Анализ антиинфляционной  политики в Казахстане

          Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.  Чаще всего проявляется следующая закономерность: чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую. Косвенные методы включают: регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком. обязательные денежные резервы коммерческих банков. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг. Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как: прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством. государственное регулирование цен. государственное регулирование пределов заработной платы. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. государственное регулирование валютного курса.Правлением Национального банка Казахстана утверждены Основные направления денежно-кредитной политики на 2009-20011 гг. Программный документ носит среднесрочный характер, а в самой программе сказано, что, начиная с 2009 г., ориентиры денежно-кредитной политики будут определяться Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности. В своей программе Национальный банк объявил о переходе к новому режиму денежно-кредитной политики. Основным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка Казахстана в ближайшие 3 года станет подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенный отход от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции.

         Основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах 4-6% – в 2007 году. За 3 года суммарный уровень инфляции составит 18-20%. История инфляционных процессов в Казахстане выглядит несколько лучше российской.

        Отметим, что антиинфляционная  политика пока не мешает экономическому росту, наметившемуся в Казахстане. В 2009 году ожидается, что экономический рост превысит показатель 2010 года (9,8%) и составит более 10%.

Национальный  Банк планирует сохранить режим  свободно плавающего обменного курса тенге и не будет вмешиваться в его формирование, осуществляя минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке

Предполагается, что основными инструментами  денежно-кредитной политики в 2009-2012 годах останутся операции открытого  рынка, официальные ставки и переучетные операции с векселями. Национальный Банк будет делать упор на операции открытого рынка.

           Перспективным направлением денежно-кредитной  политики, по мнению Национального  банка, также является осуществление  дальнейшей либерализации валютного режима, что предполагает, в первую очередь, изменение валютного регулирования и контроля над вывозом и ввозом капитала. Либерализация вывоза капитала будет включать в себя поэтапную отмену лицензирования или расширение круга не лицензируемых операций по некоторым видам валютных операций, связанных с движением капитала.

         В настоящее время это метод  практикуют более десяти стран.  Целью перехода к принципам  инфляционного таргетирования является  достижение относительной стабильности  цен без негативных последствий для роста производства и занятости. На первый взгляд переход на новый метод не представляется чем-то новым: целевые параметры инфляции установились Национальным банком страны и ранее. Вместе с тем переход на новый метод предполагает соблюдение определенных требований и включает в себя ряд элементов [4, с.6].Основой успешного введения указанного метода считается соблюдение таких факторов, как устойчивое состояние бюджета и гарантии макроэкономической стабильности, стабильность финансовой системы, независимость центрального банка, понимание взаимосвязей между инструментами центрального банка и инфляции, информационная открытость. Новый метод означает сугубо прагматический подход к решению проблемы инфляции и дает Национальному банку свободу действий в выборе моделей и инструментов, и даже целей с условием, что его политика в обязательном порядке должна одним из своих итогов иметь показатели инфляции, находящиеся на заранее определенном уровне. Новая форма организации денежно-кредитной политики позволяет денежным властям использовать находящиеся в их распоряжении инструменты в соответствии со складывающимися обстоятельствами. Отличительной чертой политики тарегетирования инфляции является её гибкость по отношению к способам по достижению конечной цели, то есть определенного уровня инфляции.Вместе с тем новый метод предполагает повышенную ответственность регулирующих органов за достижение намеченных показателей, повышенную транспарентность монетарной политики путем оповещения общественности о целях и планах финансовых властей. Так, центральные банки отдельных стран, перешедших на метод инфляционного таргетирования, регулярно публикуют так называемые инфляционные отчеты, в которых сообщают о достижениях и объясняют свои дальнейшие действия. В свою очередь открытость информации в сочетании с успехом деятельности по достижению провозглашенных целей предполагает большую предсказуемость реакции экономики на результаты политики, осуществляемой органами денежного регулирования[12, c.56].Быстрый рост экономики, особенно с учетом специфики нашей нефтедобывающей страны, давал возможность расти всем. А одна из главных проблем ускоренного роста экономики – это потеря контроля над эффективностью производства, над динамикой затрат. Рост зарплат объяснялся дефицитом квалифицированной рабочей силы и профессиональных кадров, который спровоцировал гонку перетягивания специалистов через рост оплаты их труда. При этом необоснованно высокая динамика роста зарплат, само собой, закладывалась в себестоимость всех производимых товаров и услуг – точно так же, как рост стоимости всех инвестиционных ресурсов. Та же коррупция сегодня – это немалая часть производственных затрат и одна из причин снижения эффективности производства.

         Таким образом, Казахстан накапливал  негативные тенденции в системе начиная с 2009-2011 годов. К примеру, осенью 2010 года произошла либерализация цен на электроэнергию и ее транспортировку. А ведь есть такой инструмент, как межотраслевой баланс в укрупненной номенклатуре. Он позволяет достаточно точно подсчитать, каким образом изменение цен на электроэнергию на 1% повлияет на все экономическое воспроизводство, снижение эффективности, доходы в бюджет и т.д. Однако этот инструмент не используется. В результате принимаются непросчитанные решения, дающие очень сильный толчок росту цен.

         О недочетах нынешнего экономического  управления говорит и тот факт, что при расчете индекса потребительских  цен госорганы упустили самое  главное. В последние годы очень  серьезно изменилась структура  доходов населения в разрезе определенных групп, между тем методики обследования и расчета индекса остались прежними. В результате происходит искажение индекса цен на потребительские товары, и он неадекватно отражает реальную ситуацию с инфляцией. Есть определенные основания предполагать, что статистика «подрисовывается», и в последние годы реальный рост цен выше, чем показывается. Забили тревогу и объявили войну инфляции только сейчас, когда она уже вылезла наружу и живет по своим законам, а ведь все ее базовые тенденции закладывались раньше.

          Очень важно отойти от соблазна  простого решения проблем: мол,  давайте привезем импорт, тогда  цена будет лучше. В 2009 году  добавится еще одна проблема  – снижение банковского кредитования  торговых операций. Это приведет  к сужению поставок товаров на рынок, что будет грозить новым витком инфляции. Кроме того, открытие рынка для импорта будет подрывать потенциал отечественного производителя. Многие отрасли сразу окажутся непривлекательными для инвестирования.

         На мой взгляд, нужно идти по пути предметной работы по каждому фактору, приводящему к росту издержек производства, изменению структуры производства. В последние годы наблюдается увлечение программными лозунгами. Но сегодня в них мало кто верит. Нужно заниматься базовыми вещами, а не латанием новых дыр. Для этого необходим фундаментальный анализ причин инфляции. На нынешнем этапе, когда происходит смена парадигмы развития, важно наладить нормальную, адекватную систему экономического анализа, прогнозирования и принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Антиинфляционная  политика Республики Казахстан 

3.1 Сущность  антиинфляционной политики

         Теоретики современной экономической мысли по-разному подходят к методам борьбы с инфляцией. Рассмотрения заслуживают те методы борьбы, которые наиболее часто используются в практике. Можно выделить несколько таких теоретических подходов.Кейнсианская теория. Сторонники этого направления признают в качестве методов борьбы с инфляцией параллельное проведение дефляционной политики и политики доходов. Большая роль в проведении антиинфляционной политики отводится государству.Монетаристская теория признает действенными только меры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба только с помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству при этом отводится пассивная роль. Сторонники теории «экономики предложения» признают только один антиинфляционный путь – стимулирование развития производства и предложения товаров. Сторонники теории «структурной инфляции» в качестве антиинфляционной меры предлагают определенную структуру экономики. [7, c.78]Все методы антиинфляционной политики укладываются в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, - сферу денежного обращения. Для управления агрегатным спросом применяются инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Такими мерами являются: сокращение государственных расходов, например, путем урезания различных социальных программ, изменения условий госзакупок; ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. К мерам кредитно-денежной политики относят воздействие на спрос и предложение денег с целью их параллельного ограничения при помощи цены кредита.Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Их отличие от дефляционной политики состоит в том, что использоваться они могут вне зависимости от фазы циклического развития экономики. Кроме того, их применение может быть дифференцировано и предусматривает отмену для отдельных отраслей и секторов экономики. Однако максимальная эффективность политики доходов, по мнению экспертов, достигается тогда, когда основной причиной инфляции является увеличение издержек.

        Суть политики доходов состоит в том, что государство ограничивает рост цен и заработной платы. Это уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов. В то же время ограничение роста цен на товары и заработной платы определяет динамику доходов лиц наемного труда и в какой-то части предпринимательской прибыли. В этом отношении политика доходов способствует ограничению платежеспособного спроса. Поэтому, она часто используется в сочетании с дефляционной политикой. [10, c.256]

Существуют  различные варианты политики доходов по степени жесткости принуждения к соблюдению регулирующих мер. Самый экстремальный вариант – это «замораживание» цен и заработной платы. В современных условиях он не используется, т.к. приводит к появлению скрытых форм инфляции. Предпочтение отдается гибким формам регулирования, таким как политика ограничения зарплаты с помощью налогов. Эта политика предполагает введение дифференцированных ставок налога на прибыль в зависимости от роста цен на производимую продукцию и заработной платы.[11, c.482]Для проведения политики доходов создаются временные органы, например управления Министерства финансов или используются традиционные. Однако считается, что для эффективного проведения этой политики необходимо сотрудничество трех сторон: государства, профсоюзов и предпринимателей. Так же как и дефляционная политика доходов может применяться на ограниченном временном периоде, поскольку для нормального развития рыночной экономики необходима свобода ценообразования.

         Вышеперечисленные варианты антиинфляционной политики направлены на ограничение совокупного спроса. И в этом смысле использование политики стимулирования предложения является новым вариантом борьбы с инфляцией. В качестве методов антиинфляционного регулирования предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Налоговая политика позволяет дифференцированно подходить к различным источникам и суммам дохода. Сокращение ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, подпадающих под определенную ставку, позволяет ограничить рост бюджетного дефицита. В основе налоговой политики может лежать также политика доходов. Решения о повышении цен на продукцию и заработной платы принимаются предпринимателями. В основе же этих решений лежат налоговые льготы и стимулы, предлагаемые государством.

 

3.2. Пути преодоления  инфляции в Казахстане

         Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения.

Необходимо  отметить следующие условия преодоления  инфляции:

         1) Чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться;

         2) Все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения;

Рассмотрим  методы преодоления инфляции.[1, c.24]

Информация о работе Сущность инфляции и антиинфляционной политики Республике Казахстан