Сущность инфляции и антиинфляционной политики Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, реферат

Краткое описание

Инфляция - процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с реальным предложением товаров) их выпуском. Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

         Борьба с инфляцией представляет  собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней.

        1) Внешние причины.

Причины возникновения  инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.

        2) Внутренние причины.

        Инфляционный рост цен наряду  с отмеченными факторами обусловливается  более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим их на примере нашей страны.

          Во-первых, как правило, одним  из источников инфляционных процессов  служит деформация народнохозяйственной  структуры, выражающаяся в существенном  отставании отраслей потребительского сектора при явном гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

         Во-вторых, неспособность преодолеть  инфляцию порождается недостатками  хозяйственного механизма. В условиях  централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких либо ограничений.

 

Последствия инфляции.

На практике встречаются три основных варианта последствий инфляции для экономических субъектов:

  • Позитивный (что означает прирост дохода);
  • Нулевой (нейтральный);
  • Негативный (убыточный).

Позитивный  вариант

  • Инфляция приносит доход государству (сеньораж – пошлина за право печатать деньги), когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Однако сеньораж уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Очевидно, что в таком случае реальные доходы населения уменьшаются на величину инфляционного налога.
  • Увеличение скорости оборота денег положительно сказывается на коммерческих банках, т.к. участники стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных.
  • Большую выгоду от роста цен получат многочисленные промышленные и торговые монополии путем создания искусственного дефицита, уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах. В результате порождается дополнительный спрос, в результате которого они повышают цены товаров.

Нулевой вариант

Нейтральные последствия  инфляционных процессов – достаточно редкое явление. В этом случае потери от роста цен полностью покрываются  увеличением доходов. Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится «автоматическая индексация» денежных доходов.

Негативный  вариант

  • Потери от хранения наличных денег дома, определяемые количеством дополнительных денег, которые можно было бы получить при размещении денег в банке (под определенный процент). Однако довольно часто номинальная процентная ставка по банковскому депозиту ниже уровня инфляции, поэтому даже помещение наличных денег на депозит не гарантирует полностью от инфляционных потерь. Их величина равна разнице между уровнем инфляции и процентной ставкой, начисляемой банком.
  • Увеличение расходов при инфляции, связанных с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр. (издержки меню).
  • Издержки, порождаемые несовершенством юридической практики, возникающие из-за указания номинальных величин цен, без их индексации.
  • Потери из-за несовершенства налогового законодательства, возникающие по причине того, что некоторые положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции.
  • Издержки неверных инфляционных ожиданий. Эти издержки возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции.

В целом, хотя инфляция, как и многие другие явления, характерные  для экономической жизни, не может быть оценена однозначно. Ее не следует рассматривать как абсолютное зло, поскольку она может быть инструментом стимулирования экономического роста, способствуя оживлению конъюнктуры, повышению цен и нормы прибыли. Именно поэтому ползучая инфляция воспринимается как атрибут современного экономического развития, имеющий скорее положительные последствия, чем отрицательные.

Вместе с  тем нужно учитывать, что выход  инфляции из-под контроля чреват крайне негативными социально-экономическими последствиями. Галопирующая и тем более гиперинфляция приводят к нарушению процесса воспроизводства, тяжелым социальным потрясениям. Кроме того, инфляция может оказывать отрицательное воздействие и на международные экономические (в особенности – валютные) отношения.

 

1.3Взаимозависимость инфляции и уровня безработицы

        В конце 50-х начале 60-х гг. XX века была рассмотрена и проанализирована  связь между темпом инфляции  и уровнем безработицы. Профессором  лондонской школы экономики А.В.Филлипсом  построена кривая, характеризующая зависимость между уровнем безработицы и денежной ставкой заработной платы в Великобритании в течение 1861-1957 гг. (кривая Филлипса). (Рисунок 9). На графике по вертикали W значится годовой темп прироста ставки заработной платы, a U - общий уровень безработицы. Данная кривая имеет также обратную зависимость, выражающую такое положение: если уровень зарплаты высок, то уровень безработицы низкий, и наоборот. Например, точке G на кривой Филлипса соответствует величина W1 и уровень безработицы U1. Точке F на кривой принадлежит W2 - более низкая зарплата, и U2 - высокая безработица.

 

 

 

 

Рисунок №9

 

Взаимосвязь между  безработицей и инфляцией можно  также выразить математически, в виде формулы: W,=W t-1,(1+a(N t -N*)/N*) ,

         t - текущий временной период (настоящий);

         t - 1 - базисный временной период (прошлый);

         а - показатель, содержащий изменение  уровня зарплаты в период t;

         Nt - текущий уровень занятости;

         N* - базисный уровень занятости.

Необходимо  отметить, что позже кривая Филлипса рассматривалась как взаимосвязь  между инфляцией и безработицей. То есть спад безработицы сопровождается ростом инфляции, т.к. чем выше занятость  населения, тем больше у них доходов, с помощью которых они предъявляют высокий совокупный спрос. Однако производители не в состоянии так быстро наращивать объемы производства (ограниченность ресурсов) и вынуждены увеличивать цены. Таким образом, кривая Филлипса дает возможность провести экономический анализ с учетом инфляции и безработицы, а также определить своевременность государственного вмешательства с целью предотвращения негативных последствий на уровне макроэкономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ инфляционных  процессов в Республики Казахстан

2.1. Правовые  основы регулирования инфляционных  процессов

       В условиях  рыночной экономики цена имеет  ключевое значение для эффективной  деятельности как хозяйствующих  субъектов, так и потребителей. В силу этого правовое регулирование ценообразования и ценовая политика государства являются первостепенными в решении экономических и социальных задач, включая ограничение инфляции. В соответствии с Конституцией РК основы ценовой политики находятся в исключительном ведении РК, что требует принятия федерального закона, определяющего ее основные принципы. Законодательного определения порядка установления и регулирования цен уполномоченными на то государственными органами требует также Гражданский кодекс РК. В настоящее время государственная политика цен и порядок ценообразования регламентированы в сфере естественных монополий. Кроме того, под государственным контролем находятся цены на продукцию оборонного значения и протезно-ортопедические изделия, оплата населением жилья, коммунальных, ритуальных и социальных услуг, надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, платные медицинские и санитарно-эпидемиологические услуги, цены на продукты детского питания и некоторые другие. Отсутствие единого закона о ценообразовании «компенсируется» множеством других законов и подзаконных актов. Это более 30 законов, десятки указов президента и постановлений Правительства РК, а на региональном уровне они дополняются постановлениями (распоряжениями) субъектов РК и органов местного самоуправления. Во всем этом сложно разобраться даже специалисту. Еще тяжелее обстоят дела с правообеспечением контроля за регулируемыми государством ценами. В последнее время президент страны и ряд политических деятелей не раз выражали озабоченность ростом цен на социально значимые товары, в первую очередь медикаменты. Однако в сфере ценообразования на важнейшие виды продукции, а также социально значимую продукцию (услуги) полностью отсутствует нормативная регламентация контроля за исполнением законодательства, а органы контроля за ценами, действующие во всех субъектах РК, не имеют никаких полномочий по проведению проверок, санкций за нарушение регулируемых государством цен. Единственный действующий в настоящее время правовой акт — Указ Президента РК, в соответствии с которым к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере. Нормы же, определяющие понятие правонарушения в сфере регулирования цен и порядок применения санкций, отсутствуют. Поскольку взыскание штрафов может производиться только по решению суда, а органы контроля, не имея законодательного статуса, лишены права предъявления в суд исков в защиту государственных интересов, большая часть выявленных нарушений остается безнаказанной.

         В бюджет поступают лишь штрафы, добровольно выплачиваемые предприятиями-нарушителями. Новым Кодексом об административных правонарушениях установлен штраф с юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Однако, как показывает практика применения взысканий за правонарушения в сфере регулирования цен. Таким образом, Кодекс не позволяет применять штрафную меру с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, имущественного положения правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Поэтому в одних случаях столь большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности. В других случаях этот штраф не компенсирует потери общества. Избежать несправедливости можно взысканием, помимо административного штрафа, всей суммы излишне полученной выручки. Следствием установления государственного регулирования цен является ограничение дохода, который может быть получен в результате производства (реализации) отдельных видов продукции (услуг). Нарушение государственной дисциплины цен ведет к получению дохода за счет других лиц, интересы которых охраняет государство, ограничивая цены. Нарушитель не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которую он получил за счет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Поэтому эта часть имущества должна быть возвращена их владельцам, что представляет собой его законное изъятие, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Поскольку взыскание всей суммы излишне полученной выручки не относится к штрафам за административное правонарушение, применение такой санкции в соответствии с требованиями Гражданского кодекса должно быть установлено соответствующим законом. В тех случаях, когда есть возможность установить потребителей, пострадавших от завышения цен, закон должен предусматривать возврат потребителям незаконно полученных с них сумм, что позволит не только осуществлять карательные меры, но и восстанавливать социальную справедливость. Причины нарушения ценового законодательства имеют субъективный и объективный характер. К объективным можно отнести отсутствие единой концепции государственной ценовой политики, наличие множества законов и подзаконных актов, регламентирующих отдельные вопросы ценообразования. Одной из главных субъективных причин является отсутствие правового регулирования ценовой и контрольной деятельности. Новый Кодекс об административных правонарушениях так определяет понятие нарушения порядка ценообразования: «завышение или занижение регулируемых государством цен, установленных надбавок (наценок) к ценам.., а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования».    

        Следовательно,  в правоприменительной деятельности  неизбежно различное толкование  установленного порядка ценообразования  хозяйствующими субъектами и  контрольными органами. Законность  в сфере контроля за ценами  могла бы быть обеспечена введением единых правовых норм, критериев и стандартов государственного регулирования цен, а также функций государственных органов, осуществляющих контроль за реализацией законодательства о регулировании цен. В настоящее время в находится на рассмотрении проект закона «О государственном контроле за порядком применения цен и тарифов», который определяет систему соответствующих контрольных органов, принципы их деятельности, компетенцию, основные задачи и направления деятельности, ответственность должностных лиц. Эти нормы создают предпосылки для эффективного осуществления государственной ценовой политики, направленной в том числе на ограничение инфляции. Слово за депутатами и правительством.

2.2 Анализ Инфляционных  процессов в Республике Казахстан  и ее особенности

         Одним из весомых экономических  параметров развития страны является  инфляция. Республика Казахстан  как одна из стран СНГ прошла  достаточно извилистый путь инфляционных  процессов. Максимальный показатель  за историю независимости государства  отмечен в 1992 году и по официальным данным составил 2960%. Подобного размера значение присуще всем странам бывшего СССР и связано с началом тернистого пути независимости. 
         Правительству Казахстана удалось стабилизировать показатели инфляции вследствие жесткой денежно-кредитной политики, однако для достижения диапазона инфляции развитых стран 4 – 7% правительству Республики есть над чем трудится.   
Очередной календарный год завершен и у нас есть возможность провести анализ результатов экономической политики 2011 года, построившей уровень инфляции в Казахстане. 

        Статистика  инфляции в Казахстане 
Рассматривать уровень инфляции начнем со времен обретения независимости.

 
 
 

         В начале пути изучаемый показатель  был катастрофичен. Выбор верного  направления экономического развития  и управления инфляцией создали  условия для образования среднего  уровня показателя у отметки  8,6% за последнее десятилетие. 
        По итогам 2011 года инфляция в РК составила 7,4%. 
 

 
  
         За год  с декабря 2010 цены на продукты  питания увеличились в среднем на 9,1%. В начале 2011 года Казахстан, как и все страны мира, подхватил гречневую лихорадку – цены за 1 кг возросли в 2,2 – 3,9 раза. Вслед за ростом цен на этот вид крупы, взлетели и цены на все другие продукты питания. 
        Повышение цен на непродовольственные продукты за 2011 год произошло на 5,3%. Самым интересным для рассмотрения является нефть и нефтепродукты. Земли Казахстана, как известно, богаты нефтью. В большинстве случаев месторождение сдано в аренду иностранным компаниям, осуществляющим добычу. Они, добывая черное золото, реализовывают его за пределами страны, минуя отечественные казахстанские заводы. Отсюда возникает дефицит собственного топлива в стране и проблемы взаимодействия с Россией по поставкам нефти, которая является основным экспортером топлива  в Казахстан. Уровень стоимости услуг повысился на 7,3% за прошедший год, при этом качество услуг не повысилось даже на 5%.  
По ежемесячным темпам роста инфляции относительно высокие показатели отразились лишь в начале года 
 
 

Информация о работе Сущность инфляции и антиинфляционной политики Республике Казахстан