Судебная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 08:09, реферат

Краткое описание

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется ≪посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства≫ (п. 2 ст. 118). Механизмом ее реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Содержание

1.Введение 3
2. Основные положения судебной системы РФ 4
3. Суды конституционной юстиции 7
4. Суды общей юрисдикции 11
5. Арбитражные суды 17
6.Заключение 20
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

судебная система рф.docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1.Введение 3

 

2. Основные положения судебной системы РФ 4

 

3. Суды конституционной юстиции 7

 

4. Суды общей юрисдикции 11

 

5. Арбитражные суды 17

 

6.Заключение 20

 

7. Список литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

 

Судебная  власть является третьей ветвью государственной  власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется ≪посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства≫ (п. 2 ст. 118). Механизмом ее реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Правовую  основу судебной власти и механизма  ее реализации составляют Конституция  РФ (гл. 7 ≪Судебная власть≫),федеральные конституционные законы: "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ, "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г.  N 1-ФКЗ, "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ; законы: "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-I, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ, Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ и другие правовые акты. Основной задачей судебной власти и механизма ее реализации является обеспечение правосудия.

Только  суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан  на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому данная работа имеет цель исследовать структуру  судебной системы Российской Федерации

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ  СИСТЕМЫ РФ

 

В настоящее  время на территории Российской Федерации  существует

и функционирует  широкая система судебных органов:

 1) Суды конституционной юстиции. Они включают Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2) Суды общей юрисдикции Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Федерального конституционного закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

 3) Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г.

 Каждый  из этих видов судов занимает  свое определенное место в  судебной системе России и  играет в ней обусловленную  его юрисдикцией строго определенную  роль. Вместе они образуют единую  систему судебных органов, функционирующих  на территории Российской Федерации.

Единство  судебной системы России обусловлено  такими факторами, как :

а)наличие общих целей и задач, которые решают различные судебные

органы страны, — осуществление правосудия;

б) общие  принципы организации и деятельности различных судебных органов;

в) единые конституционные  основы их образования и функционирования;  г)единый конституционно-правовой статус судей на всей территории Российской Федерации и др.

Все суды Российской Федерации, независимо от их юрисдикции, осуществляют правосудие в стране, руководствуясь одними и теми же

конституционно-правовыми принципами судопроизводства, а судьи — члены этих судов — имеют одинаковый конституционно-правовой статус.

Основными конституционно-правовыми принципами правосудия являются такие, как:

а) принцип законности в осуществлении правосудия,

означающий  строгое следование судами Конституции  РФ и законам;

б) осуществление правосудия только теми судами, которые установлены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. «Создание Чрезвычайных судов не допускается≫ (Конституции РФ п. 3ст. 118);

 в) осуществление правосудия на основе равенства всех участников

судебного процесса перед законом и судом;

 г) свободный доступ граждан к суду и обеспечение их права на судебную защиту. Действует конституционно закрепленное правило, согласно которому ≪никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом≫ (Конституции РФ п. 1 ст. 47);

д) открытое разбирательство дел во всех российских судах. Слушание любых дел в закрытых заседаниях, также заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Наличие общих для всех судов Российской Федерации принципов их

организации и деятельности является важным фактором существования

и функционирования единой судебной системы России.

Другим  не менее важным фактором, свидетельствующим о существовании и функционировании  судебной системы как механизма реализации судебной власти в России, является наличие одинакового у всех российских судей конституционно-правового статуса. Главными его составляющими выступают конституционные полномочия о независимости судей и подчинении их только Конституции РФ и федеральным законам; несменяемости судей; о прекращении или приостановлении их полномочий «не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» (Конституция РФ ст. 121); о неприкосновенности судей и привлечении их к уголовной ответственности только в порядке, предусмотренном в отношении их федеральным законом

 Т.о. судьи наделены довольно широкими полномочиями, и это позволяет им довольно комфортно чувствовать себя при исполнении своих обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Суды конституционной юстиции

 

Важное  место в судебной системе современной  России занимают Конституционный Суд  РФ, а также конституционные и  уставные суды субъектов Федерации. В научной литературе их называют судами конституционной юстиции. Конституционный Суд России действует на федеральном уровне, а конституционные и уставные суды — только на уровне субъектов Федерации. Соответственно Конституционный Суд РФ действует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", а конституционные и уставные суды - на основе Основных законов —конституций и уставов субъектов Федерации.

В отличие  от других видов судов суды конституционной  юстиции работают автономно друг от друга и единой системы судов  конституционной

юстиции не образуют.

 Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции, деятельность которого в данной области имеет контрольный характер. Это определяется  прежде  всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации.   Более чёткое   определение Конституционного суда дано в статье 1 федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации”: «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, подробно и всесторонне регулирующий его организацию и деятельность.» Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля.                    Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Формируется он Президентом РФ и Советом Федерации. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей, а Совет Федерации после обсуждения их утверждает.

Судьей  Конституционного Суда РФ может быть гражданин России,

достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее 15 лет.

Конституционный Суд РФ наделен весьма широкими полномочиями.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом « О Конституционном

Суде РФ» он разрешает дела о соответствии Конституции России:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы и Правительства РФ;

 б)  конституций республик, уставов,  а также любых нормативных  актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к исключительному ведению органов власти

Российской  Федерации и их совместному ведению  с органами государственной власти субъектов Федерации;

 в)  договоров между органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, а также договоров между различными субъектами Федерации;

г) международных  договоров России, не вступивших в  силу.

Конституционный Суд РФ разрешает также споры о компетенции, которые возникают между различными федеральными органами государственной власти; между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; а также между высшими органами государственной власти субъектов Федерации.

Наряду  с этим Конституционный Суд РФ наделен полномочиями проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Проверка  конституционности законов проводится по жалобам граждан на нарушение  их конституционных прав и свобод или по запросам судов, применяющих  тот или иной конкретный закон.

Кроме того, Конституционный Суд РФ обладает исключительным правом толкования Конституции РФ. Толкование проводится по запросам Президента РФ, каждой из палат Федерального Собрания, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов Федерации.

Наконец, Конституционный Суд РФ управомочен  по запросу Совета Федерации давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Традиционной  формой конституционного производства в Конституционном Суде РФ являются пленарные заседания. На них могут  быть рассмотрены практически любые  вопросы, относящиеся к его компетенции. Однако многие из них, кроме тех, которые должны рассматриваться согласно Закону «О Конституционном Суде РФ» (ст. 21) только на его пленарных заседаниях, рассматриваются также на заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

По каждому  из рассматриваемых вопросов Конституционный  Суд РФ

принимает решение. Оно может быть оформлено в  виде постановления,

при разрешении дела о соответствии рассматриваемых  актов Конституции

РФ; заключения при рассмотрении вопросов о соблюдении порядка вы-

движения  обвинения Президента РФ в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления; или определения, которое  принимается по всем иным вопросам, относящимся к компетенции Конституционного Суда РФ.

Все решения  Конституционного Суда РФ обязательны  на всей территории Российской Федерации  для всех органов государственной  власти,

местного  самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, должностных  лиц, общественных объединений. Нормативные и иные акты или их положения, признанные неконституционными, немедленно утрачивают юридическую силу, а международные договоры Российской Федерации, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Суды общей юрисдикции

 

Значительную  роль в реализации судебной власти в постсоветской

России играют суды общей юрисдикции или, как их нередко называют, общие суды.

Это наиболее многочисленные и наиболее разнообразные по характеру

компетенции суды. К ним относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды

республик, краевые и областные суды, суд  автономной области и суды автономных округов, городские суды г. Москвы и  г. Санкт-Петербурга, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, районные (город-

ские) суды. Разновидностью судов общей юрисдикции являются военные

суды. Особое положение в системе судов общей юрисдикции занимают

мировые судьи.

По общему, конституционно установленному правилу  судьями могут

быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии

не менее  пяти лет. В Конституции РФ содержится оговорка о том, что кроме названных  требований кандидатам на судейскую  должность федеральным законом  могут быть предъявлены также  дополнительные требования.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации  по представлению Президента РФ, а  судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. Порядок занятия должности и деятельности мировых судей определяется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях» и соответствующими законами субъектов Федерации. В соответствии с последними они могут назначаться или избираться.

Информация о работе Судебная система России