Судебная система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:31, реферат

Краткое описание

Органы, отправляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд реализует принцип справедливости в правоприменительной практике.

Содержание

Введение
1. Понятие судебной системы.
2. Судебная система РФ.
2.1. Конституционный суд.
2.2. Суды общей юрисдикции.
2.3. Арбитражные суды РФ.
2.4. Мировые судьи.
2.5. Судейское сообщество.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ГиМУ реферат готовый.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

МБОУ ВПО  «Волжский институт экономики, педагогики и права»

 

Факультет ___менеджмента___

Кафедра ___менеджмента___

 

 

 

Реферат

по __Государственному и Муниципальному Управлению__

(название учебной  дисциплины)

Тема: _Судебная системе в России_

 

Выполнил: студент __4__ курса, _4зМ-2_ группы

Специальность ____менеджмент организация___

______Ливанова  Светлана Валериевна_____

(фамилия, имя,  отчество студента)

«_10_» ____января____ 2013г.

________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волжский

 

2013г.

Содержание

Введение

1. Понятие судебной системы.

2. Судебная система РФ.

2.1. Конституционный суд.

2.2. Суды общей юрисдикции.

2.3. Арбитражные суды РФ.

2.4. Мировые судьи.

2.5. Судейское сообщество.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Органы, отправляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он  арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд реализует принцип справедливости в правоприменительной практике. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может использовать аналогию закона и аналогию права, т.е. принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет, прежде всего об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали бы господство права и справедливости в обществе.  В РФ в постановлениях и иных решениях Конституционного суда проводиться идея самостоятельности каждой из ветвей власти и недопустимости вторжения одной ветви власти в компетенцию других властей. Принципиальный характер имеет решение Конституционного суда о том, что принцип разделения властей определяет их соотношение не только на федеральном уровне, но и распространяет свое действие на организацию и осуществление государственной власти в субъектах федерации. Необходимо отметить, что в советском обществе суд рассматривался лишь как орган, призванный охранять социалистическое общество, государство и граждан от неправомерных действий, ответственности же государства перед своими гражданами не придавалось должного значения. Прерогативы суда были ограничены точным применением закона, суд был не вправе устранить даже вполне очевидные недостатки издаваемых нормативных актов, особенно подзаконных актов в сфере прав и свобод личности. Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б.Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность. Судебная власть, таким образом, – специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикции. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской федерации и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» (1996). Основополагающие фундаментальные начала организации судов, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г., определили роль и место судов в государственно-правовой структуре российского общества, провозгласили принципы осуществления правосудия. Конституция, возведя суды в ранг самостоятельной ветви государственной власти, потребовала от законодательных органов создания нормативной базы, соответствующей высокому статусу суда и судей. Конституционные нормы развиты и конкретизированы в федеральных конституционных законах. Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов. Новым для российского законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему особого звена - мировых судей в качестве судов субъектов Федерации. Определяя общие контуры организации системы судов, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (от 31 декабря 1996 г., 1-ФКЗ) имеет своей задачей укрепление независимости судей, обеспечение стабильности организации и деятельности судебных органов страны. Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией РФ процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон учел и многолетние традиции российского судопроизводства (преемственность судоустройственного законодательства) и специфические исходные данные той системы отношений, в рамках которой он должен работать в российской действительности. Федеральный конституционный закон «О судебной системе» служит дальнейшему утверждению концепции судебной власти, закрепленной в Конституции РФ. Признание этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократического правового государства.  Закон о судебной системе РФ содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов:-

 -установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;

- -включение в судебную систему четвертого звена в виде мировой юстиции;

 --законодательное закрепление возможности учреждения специализированных судов;

 --создание исполнительного аппарата для обеспечения функционирования судебной власти;

- судебного департамента при Верховном Суде РФ и его местных органов и др.

Наиболее существенным из этих нововведений представляется включение в судебную систему Российской Федерации мировых судей, о которых будет сказано позднее. Тема судебной системы в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие судебной системы.

    Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами.

 Правосудие  в РФ как важнейшая функция  судебной власти осуществляется  от имени государства судами  посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Правосудие строится на закреплённых в Конституции РФ демократических принципах, отражающих сущность и задачи правового государства. Одни из важнейших принципов правосудия в РФ осуществление его только судом. Создание судов, не предусмотренных законом, не допускается. Совокупность всех судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, образует судебную систему РФ.

Судебная система  РФ едина. Это единство обеспечивается путем соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных  федеральными законами правил судопроизводства, применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и между народных договоров РФ.

В РФ действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

К федеральным  судам относятся:

-Конституционный суд РФ:

-Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды (созданные в 10 судебных округах, на которые разделена вся территория РФ), арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов  РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.  В соответствии со ст. 17 Федерального Конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31.12.1996г. № 1 ФКЗ Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Помимо этого, никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. 

Компетенция каждого  суда определяется законом; судебная власть осуществляется им, как правило, на территории определенного государственно - административного образования (или структурного образования - в отношении военных судов). Этими пределами ограничивается его юрисдикция, т.е. право решать правовые вопросы, осуществлять правосудие. Право граждан на судебную защиту, на обращение в суд не должно пострадать от упразднения конкретного судебного органа. Поэтому Закон о судебной системе РФ специально обязывает государственные органы позаботиться о своевременной передаче относящихся к ведению упраздняемого суда вопросов в юрисдикцию другого суда.

 

 

 

 

 

2. Судебная система РФ.

2.1. Конституционный суд .

     Особое место в системе судебной власти занимает Конституционный суд РФ. Порядок его образования и принципы деятельности определены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ» (1994). Конституционный суд РФ осуществляет контроль законов и других нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.  Он не вправе решать вопрос о конституционности нормативных актов по собственной инициативе, принимает к рассмотрению только запросы соответствующих государственных органов, должностных лиц, судов и жалобы отдельных граждан в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и Законом о Конституционном суде. В действующей правовой системе не предусматривается право конституционного суда РФ начать производство по делу без соответствующего обращения со стороны субъектов (так называемая связанная инициатива).

Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;

-конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

-договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

-не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции  между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ. Одним из важнейших полномочий Конституционного суда РФ с 1994 года стало толкование Конституции РФ, осуществляемое по обращению достаточно узкого круга субъектов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, а также органов законодательной власти субъектов РФ.

Постановления Конституционного суда обжалованию  не подлежат. Признавая ту или иную норму права неконституционной Конституционный суд, в сущности, ее отменяет, и это его решение имеет большую юридическую силу, чем закон, признанный неконституционным.  Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.  Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов (там, где они созданы) не образуют единую систему. Конституционный суд РФ не контролирует законодательство субъектов РФ, относящееся к их исключительному ведению. Конституционные суды субъектов РФ проверяют конституционность законов только этих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Суды общей юрисдикции.

     Суды общей юрисдикции рассматривают дела трех категорий:

-уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в УК РФ);

-гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний);

-дела о некоторых административных правонарушениях.

 Система судов общей  юрисдикции - единая система, состоящая  из звеньев и инстанций. Звено  судебной системы - определенное  законом положение суда и системе  судов с учетом его компетенции  (подсудности и т.п.). Инстанция  - это элемент и системе стадий судопроизводства. Различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанций (например, областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать как суд первой, кассационной и надзорной инстанции).

Высшим судебным органом  по гражданским уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  обшей юрисдикции, является Верховный  суд РФ. Он осуществляет в предусмотренных  законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные Суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных Законом, - также и в качестве суда первой инстанции (дела об особо тяжких преступлениях, а также в отношении отдельных категорий лиц - депутатов, судей и др.). Верховный суд РФ - вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов. Верховный суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся, являются вышестоящими судебными инстанциями о отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

 Районный суд в пределах  своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда первой  и второй инстанции. Районный  суд является вышестоящей судебной инстанцией, но отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Полномочия, порядок образования и деятельности судов всех звеньев устанавливаются федеральными конституционными законами.

 Военные  суды относятся к судам общей  юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, но вновь открывшимся и новым обстоятельствам. Военным судам, дислоцирующимся за пределами РФ, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, другими гражданами РФ, если преступление совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «О военных судах РФ» (1999). Военные суды не привязаны к системе военных формирований, что обеспечивает их независимость от военного командования. Гарнизонные военные суды приравнены по компетенции к районному, а окружные (флотские) - к краевому, областному судам.

Информация о работе Судебная система в России