Судебная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 08:09, реферат

Краткое описание

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется ≪посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства≫ (п. 2 ст. 118). Механизмом ее реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Содержание

1.Введение 3
2. Основные положения судебной системы РФ 4
3. Суды конституционной юстиции 7
4. Суды общей юрисдикции 11
5. Арбитражные суды 17
6.Заключение 20
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

судебная система рф.docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

Суды  общей юрисдикции, в отличие от других судов, рассматривают

уголовные и гражданские дела, а также дела, возникающие в сфере трудовых и административных отношений.

 

Во главе  всех судов общей юрисдикции находится  Верховный Суд

РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны судам общей юрисдикции. В качестве такового Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции

и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ осуществляет свои полномочия в различных формах. В частности, в форме заседаний Пленума Верховного Суда РФ, в которых участвует весь состав Верховного Суда РФ; в форме обсуждения и решения вопросов на Президиуме Верховного Суда РФ, в состав которого входят председатель, его заместители и ряд судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, и в форме работы судебных коллегий по уголовным делам, гражданским делам и военной коллегии. Состав коллегий утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает материалы обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, дает разъяснения в форме постановлений по вопросам, возникающим у судов в ходе рассмотрения конкретных дел; рассматривает и решает вопросы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов и об их отзыве; рассматривает и решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности нормативных правовых актов и ходатайствами о даче разъяснений решений, принятых Конституционным Судом Российской Федерации; утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которым осуществляет и иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает гражданские и уголовные дела в порядке, предусмотренном процессуальным законом; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; утверждает Обзоры законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации; решает организационные вопросы коллегий и аппарата Суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Коллегии Верховного Суда Российской Федерации рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, а также в кассационном порядке и в порядке надзора, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, изучают и обобщают судебную практику, осуществляют иные полномочия в соответствии с Регламентом.

В системе  судов общей юрисдикции особое внимание в

уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей.

В соответствии с действующим законодательством  суд присяжных заседателей образуется при городском, районном или ином суде общей

юрисдикции  в составе судьи и 12 присяжных  заседателей.

Суды  присяжных заседателей рассматривают  только уголовные дела

о наиболее тяжких преступлениях: терроризм, бандитизм, умышленное

убийство  при отягчающих обстоятельствах, государственная  измена и др.

Присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела решают вопрос

о виновности или невиновности подсудимого, а  также о том, заслуживает

ли он снисхождения или не заслуживает. Мера наказания  осужденному

определяется  единолично судьей. Им же решается без  участия присяжных

заседателей и ряд других возникающих в  ходе рассмотрения уголовного

дела вопросов, требующих для своего разрешения профессиональной подготовки.

Сравнительно  новым для современной российской судебной системы

является  наряду с судом присяжных заседателей  также институт мировых судей. Он образуется и действует на основе Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях», а также аналогичных законов, принятых

в субъектах  Федерации.

Участки, в пределах которых действует  мировой судья, определяются

законодательством субъектов Федерации. Численность населения на каждом из них не должна превышать 30 тыс. человек. Минимальная численность населения в них составляет 15 тыс. человек. Процедуры и порядок назначения или избрания на должность мировых судей определяется законодательством субъекта Федерации.

Круг  вопросов, рассматриваемых мировыми судьями, довольно ограничен по сравнению с другими судами общей юрисдикции. Это, в частности, ограниченная категория уголовных дел, за которые предусматривается наказание до двух лет лишения свободы; трудовые и имущественные споры, цена иска которых составляет не более 500 минимальных размеров оплаты труда; бракоразводные дела при отсутствии спора о детях и др.

Все решения  по рассматриваемым  вопросам принимаются  мировыми

судьями единолично.

Судебную  власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды подразделяются на три  уровня, которые в совокупности и  взаимосвязи образуют систему военных  судов. Первый составляют гарнизонные  военные суды. Ко второму относятся  окружные (флотские) военные суды и  к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные  суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судебные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и  численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные  суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

На организацию и деятельность военных судов полностью распространены все принципы правосудия: осуществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечение подсудимому права на защиту, сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.

Своеобразие компетенции военных  судов отражается на реализации в  их деятельности принципа национального  языка судопроизводства. В военных  судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Арбитражные суды

 

Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных  арбитражных судов округов (арбитражных  кассационных судов), арбитражных апелляционных  судов и арбитражных судов  субъектов Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством  арбитражные суды

участвуют в  осуществлении судебной власти путем  рассмотрения дел по

экономическим спорам между организациями, гражданами-предпринимателями, работающими на территории России, которые возникают в связи с признанием права собственности, с изменением условий при расторжении договоров, с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, и иными основаниями.

Кроме того, судебная власть осуществляется арбитражными судами

также путем  рассмотрения дел по спорам, возникающим  из правоотношений в сфере управления. Это, в частности, дела по спорам о  взыскании с организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, штрафов и других финансовых средств государственными органами; о признании недействительными актов государственных органов, которые противоречат законодательству и ущемляют законные права и интересы граждан и организаций; и др.

Наряду  с этим арбитражные суды рассматривают  споры, возникающие

из экономических  соглашений между органами исполнительной власти

субъектов Федерации; аналогичные споры между государственными органами России и других государств, если это предусматривается их соглашением; и др.

Вступившие  в законную силу решения, определения  и постановления

арбитражных судов подлежат исполнению на всей территории России.

Они обязательны  для всех государственных органов, должностных лиц,

органов местного самоуправления и граждан.

 Организация  и деятельность арбитражных судов  определяются в настоящее время  Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации, а также Арбитражном процессуальным кодексом от 24 июля 2002 года  № 95-ФЗ.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами признается Высший Арбитражный Суд РФ.

  Высший Арбитражный Суд выполняет следующие функции: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.

      К ведению Высшего Арбитражного  Суда отнесено разрешение только  тех экономических споров и  иных дел, которые прямо предусмотрены  Арбитражным процессуальным кодексом  РФ и иными законодательными  актами РФ, а также межгосударственными  соглашениями и международными  договорами.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят председатель, его заместители, председатели коллегий и члены Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьями Высшего Арбитражного Суда РФ могут  стать граждане РФ,

достигшие 35-летнего  возраста, которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.

Для судей  других арбитражных судов минимальный  стаж работы по юридической специальности  устанавливается в пять лет.

Судьи Высшего  Арбитражного Суда РФ согласно Конституции  РФ назначаются Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Судьи арбитражных судов округов в различных субъектах Федерации назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения субъектов Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд округа создан для  того, чтобы в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам, которые в пределах своей компетенции соответственно рассматривают дела в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам, и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, рассматривающим дела в качестве суда первой инстанции, и также по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Судебная  система Российской Федерации это  взаимосвязанная

и взаимообусловленная  единая система (совокупность) всех судов государства, связанных между собой установленными законом взаимоотношениями.

 В  Российской Федерации действуют  три группы судов:

— Суды конституционной юстиции

— Суды общей юрисдикции

—Арбитражные суды

Это не простая  совокупность судов, а их взаимосвязанная  и

Информация о работе Судебная система России