Судебная власть Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть суд, как орган судебной власти.
Исходя из поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
 рассмотреть судебную систему республики Казахстан;
 разобрать суды и правосудие;
 рассмотреть влияние государственных интересов на судебную систему.</h4>

Содержание

ВВЕДЕНИЕ:
ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
1.1СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ЕЁ ЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА
1.2 НАЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
1.3 ПРАВОСУДИЕ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ
ГЛАВА II. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.2 ОБЛАСТНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.3 РАЙОНЫЕ (ГОРОДСКИЕ) СУДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГЛАВА III ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ НА СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ НА СУДЕБНУЮ СИСЕМУ КАЗАХСТАНА НА РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ
3.2 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ НА СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. ОТГП.docx

— 79.85 Кб (Скачать файл)

                                               

                                             25

соответственно в Высший судебный совет или квалификационную коллегию юстиции с приложением  на всех кандидатов, рассмотренных  на пленарном заседании судов.

Квалификационная коллегия юстиции – это автономное, независимое  учреждение формируемая из депутатов  Мажилиса, судей, прокуроров, преподавателей юридических дисциплин и ученых–юристов, работников органов юстиции. Основными  задачами, которых является – обеспечение  качественного отбора и дача рекомендаций кандидатам на вакантные должности  председателей и судей, районных и приравненных к ним судов, обеспечение  независимости судей.

Также вносит предложение  по усовершенствованию законодательства непосредственно Президенту Республики Казахстан, при возникновении основания  вносит представления по вопросу  прекращения полномочий председателей, председателей коллегий и судей  судов республики, вносит представление  Президенту Республики Казахстан о  награждении судей государственными наградами и присвоения почетных званий по своему усмотрению присваивает  судьям Республики Казахстан звания «Почетный судья» и утверждает положение  о присвоении звании.

При временном отсутствии председателя Верховного суда его обязанности  возлагаются на одного из председателей  коллегий, а в случае отставки или  досрочного прекращения полномочий, временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом  Республики Казахстан на одного из председателей коллегий Верховного суда.

 

 

                                                    26

Председатель коллегии Верховного суда является также как и председатель Верховного суда, судьей на ряду с выполнением  обязанности судьи.

Председатель коллегии Верховного суда осуществляет следующее: председательствует в судебных заседаниях коллегии, организует работу по ведению судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики применения законодательства, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного суда, представляет информацию пленарного заседания о деятельности коллегии, осуществляет другие полномочия предусмотренные в рамках закона.В случае временного отсутствия исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению председателя Верховного суда на одного из судей коллегии.

Пленарное заседание: устанавливает  численный состав коллегий и избирает судей в состав надзорной коллегии, изучает судебную практику по итогам обобщения рассматривает вопросы  соблюдения законности при отправлении  правосудия, принимает нормативные  постановления и дает разъяснения  по применению судебной практики, заслушивает  информацию председателей Верховного суда и руководителя уполномоченного  органа, дает заключение в случае признания  Президента Республики Казахстан не дееспособным, обсуждает кандидатуры  на вакантные должности председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи  Верховного суда и выносит заключение, утверждает секретаря пленарного заседания  и состав научно-консультативного совета.

 

 

                                               27

                         2.2 Областные суды Республики Казахстан

Областные и приравненные к ним суды образуются также как  и городские суды, их структура  в основном одинакова, там также  общее число судей областных  судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного  органа и на основании представления  председателя этого суда.

Областной суд состоит  из председателя, председателей коллегий и судей, их органами является: надзорная  коллегия, коллегия по гражданским  делам, коллегия по уголовным делам, пленарное заседание суда. А в  полномочия входит рассмотрение судебных дел отнесенные к его подсудности, также ведет судебную статистику и изучает судебную практику, осуществляет контроль за деятельностью администраторов  судов области, и осуществляет другие полномочия предусмотренных в рамках закона.</h4> В частности рассматривает такие судебные дела, которые за совершение преступления предусматривают смертную казнь, а также дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим в состоянии невменяемости или заболевшим душевной болезнью после их совершения. Также рассматривает дела по апелляционным жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры, постановления областных и приравненных к ним судов.

Коллегия по гражданским  и уголовным делам областного суда возглавляются председателями коллегий, а надзорная коллегия-председателем  суда. Число судей в каждой коллегии устанавливается на пленарном заседании, надзорная коллегия состоит из числа  судей данного суда, избираемых ежегодным  тайным голосованием на пленарном заседании  большинством голосов от общего числа  судей. Также могут создаваться  специализированные составы в коллегиях  по уголовным и гражданским делам  председателем суда.

                                                 28

Председатель областного суда является судьей и выполняет  обязанности судьи. Он организует рассмотрение судебных дел судьями, возлагает  надзорную коллегию вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в  коллегиях, в необходимых случаях  привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе  другой коллегии кроме надзорной  коллегии, созывает пленарное заседание  областного суда и председательствует на них, возбуждает дисциплинарное производство в отношении председателей коллегий и судей областного суда, председателей  и судей районных судов, издает распоряжения, осуществляет общее руководство  канцелярией суда, ведет личный прием  граждан, в случае временного отсутствия председателя коллегии возлагает исполнение его обязанностей на одного из судей  коллегии. На основании рекомендации пленарного заседания суда направляет в Квалификационную коллегию юстиции  заключение об итогах стажировки кандидата  на должность судьи. В случае временного отсутствия председателя областного суда его обязанности по его распоряжению возлагаются на одного из председателей  коллегий суда. В случае отставки либо иного досрочного прекращения полномочий председателя областного суда его обязанности по решению уполномоченного органа возлагаются на одного из председателей коллегий суда. Председатель коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: организует рассмотрение судебных дел судьями коллегии, председательствует в заседаниях коллегии, вносит председателю суда предложения по формированию в составе коллегии специализированных составов, организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности коллегии.В случае временного отсутствия председателя коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии.

                                                29

Пленарное заседание областного суда проводит пленарные заседания  по мере необходимости не реже двух раз в год и рассматривает  на них: численные состав коллегии и  избирает судей в состав надзорной  коллегии, обсуждает план работы суда, заслушивает информацию председателей  коллегий, обсуждает судебную практику, дает согласие уполномоченному органу в назначение лица на должность администратора судов области и рассматривает  кандидатуры на вакантную должность  председателя районного суда после  чего выносит результат, заслушивает  отчет администратора судов области  о его деятельности, также освобождение от должности администратора судов  области, рассматривает стажировки кандидатов на должность судьи представляет заключение в квалификационную коллегию юстиции заключение. Пленарное заседание  правомочно при наличии не менее  двух треть голосов от общего числа  судей областного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               30

                    >2.3 Районные (городские) суды Республики Казахстан

Районные (городские) суды Республики Казахстан образуются, реорганизуется, упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного  органа согласованному с председателем  Верховного суда. Также Президентом  Республики Казахстан может образовывать в нескольких административно-территориальных  единицах один районный суд или в  одной административно-территориальной  единице несколько районных судов.

Численность судей для  районных судов утверждает также  Президент Республики Казахстан  по представлению уполномоченного  органа, а количество судей для  каждого районного суда устанавливает  уполномоченный орган на основании председателя суда./h4>

Районный суд состоит  из председателя и судей. Если в штатном  расписании предусмотрен только один судья (односоставный суд) то на него возлагается обязанности председателя этого суда.В районном суде создается  канцелярия, ее штатная численность  устанавливается администратором  судов области по согласованию с  председателем суда. Районный суд  является судом первой инстанции, они  рассматривают все судебные дела отнесенные к подсудности и ведет  судебную статистику, за исключением  отнесенные подсудности областного и приравненного к нему суда, а  также Верховного суда Республики Казахстан.

Председатель районного  суда: является судьей и выполняет  обязанности судьи. Организует рассмотрение судебных дел судьями суда, ведет  общее руководство канцелярией, ведет прием граждан, организует прохождение стажировки кандидатам на должность судьи, организует ведение и анализ судебной статистики,

                                          

                                            31

издает распоряжения и  осуществляет другие полномочия предусмотренных  в рамках закона.

Стажировка – это изучение специфики работы в районном и  приравненном к нему суду, приобретение необходимых практических и организаторских  навыков для работы в должности  судьи.

В случае временного отсутствия председателя районного суда по распоряжению председателя этого суда исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         32 
<h4Глава III Влияние государственных интересов на судебную систему республики Казахстан на разных исторических этапах

 

3.1 Влияние государственных  интересов на судебную систему  Казахстана на разных исторических  этапах

Основными законодательными актами, регулирующими вопросы, связанные  с судебной системой Республики Казахстан, являются:

1) Конституция Республики  Казахстан, принятая на республиканском  референдуме 30 августа 1995 г.;

2) Конституционный закон  Республики Казахстан от 25 декабря  2000 г. N 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

3) Закон Республики Казахстан  от 7 октября 1998 г. N 248-1 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

Кроме того, при написании  данного Client Note были использованы:</h4>

1) Конституция Республики  Казахстан от 28 января 1993 г.;

2) Указ Президента РК  от 4 октября 1995 г. N 2485 «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений»;

3) Нью-Йоркская Конвенция  1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений;

4) Научные статьи, опубликованные  в журналах «Государство и  право» (Г.И. Никеров. Судебная  власть в правовом государстве  (опыт сравнительного исследования)// 2001 г., № 3; С.В. Бородин, В.Н. Кудрявцев. О судебной власти в России// 2001 г., № 10).

                                                  33

1. Приоритетный государственный интерес Республики Каз.

«Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими  ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» - указано  в Конституции Казахстана 1995 года. Это означает, что приоритетным интересом  современного Казахстана является построение правового государства. С 1995 года именно этот фактор оказывает влияние на правовую систему нашего государства  и, в частности, на судебную систему  страны.

Однако так было не всегда. Если проследить вкратце эволюцию развития правовой системы казахского государства  в свете политической истории, то можно выделить взаимосвязь государственных  интересов и судебной системы.

Испокон веков традиционным судебным институтом у казахов был  суд биев – созданный в кочевом  обществе коллегиальный орган по разрешению различных споров. Для  суда биев как судебного института  были характерны уважение к биям, авторитет  мнения судьи, обязательность исполнения решения суда без дополнительной принудительной силы.

На наш взгляд, важными  внутригосударственными интересами Казахского государства 15-18 вв. были социальная стабильность, сохранение традиционной системы казахского общества, справедливое управление народом. Поскольку основной задачей биев было примирение тяжущихся сторон, достижение обоюдного согласия сторон в споре, а не вынесение какого-либо конкретного «правильного» решения  судьей (бием), суд биев удовлетворял потребности разрешения конфликтов в обществе того периода времени. Суд биев не являлся идеальным  органом для разрешения тяжб, но сыграл важную роль в интересах казахского общества на определенном историческом этапе.

                                             34

С присоединением Казахстана к России вековые традиции судопроизводства в Казахстане были постепенно разрушены. Так, в начале периода наряду с  судами биев в Казахстане внедрялись общеимперские суды, причем полномочия первых и последних были четко  разграничены.Интересы царской России заключались в колонизации Казахского ханства, полном его подчинении Российской империи, что не замедлило сказаться  и на правовой системе Казахстана, в том числе и на судебной системе. Авторитет судей (биев) в народе резко  упал, суды стали коррумпированным, стали выносить «заказные» решения, было утрачено уважение к суду как  к общественному институту, нарушилась «стройность» судебной системы. Кроме  того, принцип справедливости судебных решений, столь значимый в условиях огромной роли общественного мнения у казахов, был уничтожен.3

С приходом к власти Советского правительства был обозначен  новый этап в формировании судебной системы теперь уже советского Казахстана. С этого времени начался 70-тилетний период господства идеологии тоталитарного  государства, когда в центре внимания государства находилось само же государство  как политический институт.Судебный произвол, вынесение решений без  суда и следствия так называемыми  «тройками», активное использование  судьями в принятии решений абсурдных  противоправных законов – вот  далеко не полный список издержек судебной системы союзных республик в  начале советского периода.Принимаемые  впоследствии новые конституции  и законодательные акты не внесли существенных улучшений в судебные системы союзных республик, в  том числе и в судебную систему  Казахстана. Конъюнктурная судебная система, действовавшая под давлением  государственного аппарата, отсутствие независимости судебной власти породили такие негативные явления, как публичные  бракоразводные процессы, отсутствие состязательности судебного процесса, заниженный статус адвокатов (защитников), отношение к суду как к «клейму», к учреждению, которого надо старательно избегать, а не уважать.

Информация о работе Судебная власть Республики Казахстан