Стадии законодательного процесса, их содержание и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 21:57, доклад

Краткое описание

Законодательный процесс – деятельность, которая осуществляется компетентными государственными органами, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов. Законодательный процесс в РФ насчитывает несколько стадий.

Вложенные файлы: 1 файл

Законотворчество.docx

— 20.22 Кб (Скачать файл)

Стадии законодательного процесса, их содержание и особенности

Законодательный процесс – деятельность, которая осуществляется компетентными государственными органами, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов. Законодательный процесс в РФ насчитывает несколько стадий:

1.Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Правом законодательной инициативы обладает ограниченное число органов и лиц, это: Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

 2.Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов.

3.Обсуждение законопроекта. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы). Законопроекты обсуждаются в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении, он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения не разрешается вносить в законопроект какие-либо содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

4. Принятие закона. После одобрения Государственной Думой закон поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции, Совет Федерации может вообще не обсуждать и не рассматривать некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, что означает согласие с принятием закона. После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. В случае несогласия Государственной Думы с неодобрением законопроекта Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент, в свою очередь, имеет право подписать и обнародовать закон или наложить на него вето. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации, в установленном Конституцией порядке, вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

5.Опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Публикуются законы в течение 7-10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты. Данная стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

 


Информация о работе Стадии законодательного процесса, их содержание и особенности